«Паразиты»: к чему приводит симбиоз богатства и бедности

Фото: кадр из фильма
Рецензия ЕТВ на фильм-победитель Каннского фестиваля.
В широкий прокат выходит фильм южнокорейского режиссера Пон Джун Хо «Паразиты». В Каннах сатиричесский триллер о классовом неравенстве получил золотую пальмовую ветвь и удостоился 15-минутной овации. И вполне заслуженно. ЕТВ рассказывает почему.

В центре картины — семья неудачников Кимов. Мать оставила спортивную карьеру, бизнес отца развалился, а сын и дочь не поступили в университет. Работу они найти так и не смогли. «Сейчас даже студентам приходится бороться за место охранника», — заверяет глава семейства. Поэтому зарабатывают на жизнь, складывая коробки для пиццы из картонных заготовок. Правда с этой задачей справляются не слишком успешно.

Фото: кадр из   фильма
Фото: кадр из фильма
Жизнь семьи проходит в подвальном помещении, единственное окно которого выходит на мусорные баки. Денег хватает на скромный ужин, а вот интернет приходится воровать у соседей или ближайшего кафе (в очень неудобной позиции).

Неожиданно у семейства появляется шанс изменить все к лучшему. Друг старшего сына, обеспеченный студент, уезжает на заграничную стажировку и предлагает подменить его в качестве репетитора английского языка. Скромняга Ки-Ву просит сестру напечатать фальшивый диплом и отправляется в дизайнерскую усадьбу богачей Паков.
Фото: кадр из   фильма
Фото: кадр из фильма
Дизайнерская усадьба Паков
Парень представляется модным именем Кевин и успешно проходит собеседование. Решив использовать ситуацию с максимальной пользой, он советует богачам взять свою сестру на должность учителя рисования (та представляется художницей Джесикой из Чикаго и проводит «арт-терапию» для младшего ребенка), а потом устраивает на место прислуги всю свою семью: отца — водителем, мать — экономкой. Они изящно избавляются от предыдущих работников, но надеются, что те не пропадут.

Со своей новой работой Кимы справляются и начинают строить смелые планы на будущее. Для начала — покинуть подвал и перебраться повыше. Не только в средний класс, но и туда, где много света и воздуха, может быть даже в дом хозяев, в котором они отлично чувствуют себя в моменты их отсутствия. Но после того, как эта мечта прозвучала вслух, фильм перестает быть плутовской комедией и превращается в драму о классовом неравенстве. Богачи украдкой морщат нос, чуя незнакомый им запах бедности, а бедняки прячутся в темных углах, становясь призраками для обитателей дома в поднебесье. А если им и удается выбраться на свет, то вскоре они возвращаются к тем, кто находится в самом низу. В фильме для них находят свою метафору — тараканы. Это понимает Ки-Ву, который первым смог ухватить кусочек чужого счастья. «Скажи, я вписываюсь?», — спрашивает парень свою ученицу и сам же дает ответ на этот вопрос, спускаясь в темноту.
Фото: кадр из   фильма
Фото: кадр из фильма
Зрителю предстоит увидеть как две семьи, являющиеся зеркальным отражением друг друга, входят в своеобразный симбиоз, подпитывают друг друга. Но остается непонятным, кого в этом случае нужно считать паразитом? Беззаботные богачи выживают за счет прислуги, но бедняки пользуются их беспомощностью, чтобы обмануть и высосать побольше денег. При этом, и те, и другие — милейшие и очень симпатичные люди. Никто никого не эксплуатирует и никому не хочет зла.

Варианта, как выйти из этого положеняи, у режиссера нет. В итоге, природа расставляет все на свои места: вода сначала размывает границы между богатством и бедностью, а потом возвращает все к началу. Спускаясь вниз по бесконечным ступеням вспоминаешь вопрос, который отец Кимов задал сыну в минуту отчаяния: «Знаешь, какой план невозможно сорвать? Тот, которого нет».
ЕТВ благодарит «Ельцин Центр» за возможность увидеть фильм одними из первых
Поделиться:

Срочные новости, фото и видео событий, очевидцами которых вы стали, сообщайте нам