« Ненастье», или Антиностальгия по девяностым

Изображение: kinopoisk.ru
Первые впечатления от многосерийного фильма, основанного на истории екатеринбургских афганцев.

Этим летом на просторах соцсетей вновь прокатилась волна ностальгического приступа по «лихим девяностым». Фото, воспоминания и споры о том, «как оно было». И вот видением этого не столь далекого прошлого с телеэкранов теперь делится кинорежиссер Сергей Урсуляк, взявший за основу фильма «Ненастье» книгу Алексея Иванова.

Действия фильма происходят в мрачные времена в мрачном городе Батуеве. Но то, что на экране — не особо завуалированный Екатеринбург лихих девяностых, видно невооруженным глазом, особенно, если этот глаз видел то время. Или смотрел на страницы книг Иванова, например, «Ебург». Сюжет построен вокруг сообщества ветеранов-афганцев, в котором легко угадывается намек на свердловский союз ветеранов Афганистана и известные моменты из его истории. Например, самозахват жилых домов. И что же мы видим на экране?

В городе Батуеве — мрак, тоска и безнадега. Много снега и промышленных пейзажей, лишь изредка сменяющихся ясными солнечными днями в музыкальном сопровождении а-ля дискотека девяностых. Среди этой серости существует «Коминтерн» — команда ветеранов Афгана.

Живут как махновцы в гражданскую, говорят как уголовники мелкого пошиба. Провозглашают идею воинского братства, много пьют и как-то между делом проделывают путь от бригады братков из качалки до команды реальных бизнесменов. Кто сказал «Бригада»? Не-не-не! Фильм показывают на канале «Россия 1» — станут вам тут бандитов романтизировать. А ведь сериал именно про бандитов и мрак девяностых.

Сериал по   одноименному роману Алексея Иванова
Сериал по одноименному роману Алексея Иванова
« Ненастье». Новый фильм Сергея Урсуляка

Сергей Урсуляк умеет снимать атмосферные фильмы. После того, как на телевидении показали «Ликвидацию», про советско-бандитскую Одессу, число «шокающих», «гыкающих» и, в целом, повторяющих южно-украинский говор по всей стране резко возросло. Но вот устроить зрителю флэшбэк в девяностые (по результатам первых серий) у Урсуляка пока получилось.

Все у него в «Ненастье» какое-то гипертрофированное и оттого ненастоящее. В кадре постоянно «винегрет» предметов из девяностых — от аудиокассет и журналов Burda до рекламы ныне исчезнувших шоколадных батончиков. Но выстроить приметы времени в нужном порядке, так, чтобы у зрителя возникла ощущение машины времени, как-то не получается.


Кадр из   фильма / kinopoisk.ru
Кадр из фильма / kinopoisk.ru
Сергей Маковецкий в роли Яр Саныча

С экрана звучат странные диалоги — чувствуется, что их взяли из памяти тех, кто жил в то время. Но слова прошлого, собранные вместе здесь и сейчас, представляют из себя некий сумбур, словно это пародия на «Бумер» или другой известный фильм о братках.

Узнаваемые образы безусловно есть, но они перемешаны с абсолютно карикатурными персонажами. Вроде тренера-алкоголика в исполнении Сергея Маковецкого, который был бы вполне уместен в комидийных «Жмурках», но не особо вписывается в криминально-драматический сюжет «Ненастья»


Кадр из   фильма / kinopoisk.ru
Кадр из фильма / kinopoisk.ru
Александр Горбатов в роли Сергея Лихолетова

Та же беда и с основными фигурантами. Их будто не с живых людей писали, а собрали все штампы и стереотипы об афганцах и ВДВшниках в нескольких киноперсонажах. Ходят они строго в тельняшках и беретах. Курят и пьют в астрономических количествах. Говорят только с элементами мата и блатного жаргона. И постоянно помышляют о битье чьей-нибудь морды.

Единственное исключение — главный герой. Он вообще мало говорит, видимо, чтобы не материться. Слушает много музыки и часто смотрит вдаль грустными глазами. Что он вообще забыл среди остальных «коминтерновцев» — непонятно. Впрочем, фильм начинается с того, что он своих товарищей грабит, а уж потом мы узнаем предысторию.


Кадр из   фильма / kinopoisk.ru
Кадр из фильма / kinopoisk.ru
Танюша Куделина (Татьяна Лялина) и Герман Неволин (Александр Яценко)

Что до реализма происходящего — понятно, от чего события фильма происходят не в Екатеринбурге, а в Батуеве. Так легче избежать праведного гнева и участников тех событий, многие из которых живы, и самих екатеринбуржцев. Потому что от реальности в фильме имеются лишь некие образы и отдельные детали происходящего. Которые режиссер использует, чтобы донести до зрителя простую мысль — смотрите, какой ужас творился в девяностые. Правда, хорошо, что сейчас все по другому?

Отсылка к светлому пост-бандитскому будущему тут просто бьет в глаза. Два гоп-десантника в кадре спорят о том, что в Саранске не возможен чемпионат мира по футболу. И этот спор занимает столько же экранного времени, сколько сцена захвата вещевого рынка. Так что основная идея фильма глубоко не прячется — возрадуйся зритель, что живешь не в то страшное время.

Надо ли смотреть следующие серии? В общем-то, можно. Интересно же, какие еще реальные события режиссер и сценарист в него включили. И некоторые сцены сняты, действительно, сильно — например, тот фрагмент, где афганцы смотрят по телевизору обращение Горбачева.

Но надо помнить, что исторической достоверности в фильме очень немного. Ну, и напомним читателям, что в этом году исполняется 30 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Если «Ненастье» снимали к этой годовщине, то подарочек афганцам получился так себе.
Поделиться:

Срочные новости, фото и видео событий, очевидцами которых вы стали, сообщайте нам