Критик Долин о «Временных трудностях»: фильм с фашистской философией

Фото: ЕТВ
Кинообозреватель прилетел в школу Екатеринбурга.

Известный кинокритик Антон Долин прилетел в Екатеринбург, чтобы в рамках фестиваля «Время читать» рассказать ученикам девятой гимназии о том, чем хорошее кино отличается от плохого. На большой перемене ЕТВ поймал главреда журнала «Искусство кино» и узнал о том, что он думает о выдвижении на «Оскар» режиссерского дебюта Константина Хабенского, и почему считает драму Михаила Расходникова «Временные трудности» вредоносным фильмом.

Про «Временные трудности»

«Фильм Михаила Расходникова базируется на реальной истории, о которой я знаю поверхностно. Но художественный образ это всегда обобщение. Особенно, если он воплощен популярным артистом. Там их два — Риналь Мухаметов и Иван Охлобыстин. И в виде метафоры эта история говорит нам о том, что Россия, как и СССР до этого, это страна, где инвалидов быть не должно, где каждый человек должен быть сильным, должен преодолевать любые трудности. И никакой пощады никогда не просить, а вместо этого совершать над собой нечеловеческие усилия и приходить к этой основе — норме. Вообще, понятие нормы само по себе довольно фашистское. Сегодня в цивилизованном мире, да и в России в том числе, от него стараются отказываться, чтобы не загонять в некие гетто людей, которые особенно от рождения этой норме не соответствуют. Эта картина не просто загоняет их в гетто, но и предполагает, что все эти гетто должны быть сожжены и уничтожены. А все, кто недостаточно нормальные, должны стать нормальными».

Антон Долин сравнил картину с антиутопиями Оруэлла и Замятина и признался, что не хотел бы жить в такой реальности. Кинокритик также напомнил, что в 90 процентах случаев эта самая «нормализация», о которой говорят создатели фильма, технически и физически невозможна. Режиссер говорит о том, что люди с инвалидностью должны либо исчезнуть с лица земли, либо преодолеть себя и стать такими, как все остальные. Однако, по мнению кинокритика, это вовсе не означает, что фильм нужно запретить.

«Запрет фильмов только потому, что они кому-то кажутся вредными, это тоже фашистская практика, к которой, я надеюсь, мы никогда не придем. Никакие фильмы не должны запрещаться. То, что мне кажется вредоносным, кому-то покажется полезным. Такие картины должны получать соответствующую оценку и становится поводом для широкой общественной дискуссии. А зритель проголосует рублем».

Про шансы на «Оскар»

Долин также рассказал о своих главных кинооткрытиях этого года. Настоящей сенсацией для него стал фильм мексиканского режиссера, сценариста и продюсера Альфонсо Куарона «Рим».

«Он прыгнул выше своей головы. Рим“ и приход Netflix на почву большого кино — это говорит о некой смене парадигме. Он шел в сторону сверхкоммерческого кино, „Гарри Поттер“ и Гравитация“. И вдруг сделал сугубо авторский и новаторский фильм. Кроме этого, мне очень понравился новый фильм Ларса Фон Триера и Филиппа Гренинга, это мои любимые авторы».

В отечественном кино главными событиями для кинокритика стали фильмы «Лето» Кирилла Серебренникова и «Война Анны» нашего земляка Алексея Федорченко. Оба фильма он считает настоящим прорывом в российском кино. По его мнению, «Лето» — это вообще лучшая картина, которую снял Серебренников. Однако, ни первая, ни вторая не поедет на «Оскар». Россия решила выдвинуть на соискание премии американских академиков режиссерский дебют Константина Хабенского — историческую драму «Собибор».

«Номинировать на Оскар“ имеет смысл только ту картину, у которой есть мощный американский прокатчик–лоббист. В этом году такого фильма в нашей стране не было снято. Нет ни одной картины. В этой ситуации неважно, кого выдвигать. Выдвигаем тех, кто нам симпатичнее. Шанс, что нас посмотрят и оценят академики, и мы попадем хотя бы даже в лонглист — минимальный. И если об этом думать, то почему бы не отправить туда картину про холокост, одну из первых больших киноработ на эту тему в России».

Антон Долин про «Временные трудности», Сарика Андреасяна и наши шансы
Поделиться:

Срочные новости, фото и видео событий, очевидцами которых вы стали, сообщайте нам