Мода на крещенские купания пришла в Екатеринбург на излете 90-х

06:05, 19 Январь 2018
kreshhenie.jpg
Окунуться на Богоявление — это модно!
Фото: ЕТВ
Редакция ЕТВ выяснила, когда именно омовения в иорданях стали массовым приколом, без которого уже не мыслим праздник.
Сумма мнений Σ
Бомжи в подъездеОльги Павловой
От Ольги Павловой
По данным МЧС, на Крещение в иорданях Свердловской области собираются окунуться 68 тысяч человек. Экстремальные омовения в купелях сейчас столь массовы, что кажется: вот они — наши история, корни, скрепы. Однако традиции купания в ледяной купели на Богоявление, на самом деле, не так много лет.
Дело Екатеринбурга. Убийство пионера как знамя классовой борьбы
86 лет назад уральцы зачитывались историями судов над кулаками.

Чтобы узнать, «откуда ноги растут» у этой традиции, мы обратились к подшивкам старых газет. Пресса в этом случае — достойный свидетель. По публикациям вполне можно определить, когда же именно явление вышло из тени и начало завоевывать сердца обывателей. Было это отнюдь не когда рухнул Советский союз и объявили свободу вероисповеданий. Популярность нырков в иордань пришла позже.

Итак…

Вместо купаний — ралли на льду

Первые упоминания о религиозной деятельности в городе появляются в прессе только в 1998 году. До этого года новости православной общины, в отличие от криминальных сводок, например, места на газетных полосах не находили.

Оданако 9 января 1998 года на первой полосе «Вечернего Екатеринбурга» печатают заметку «С Днем Ангела, Храм!» — о рождественской службе в одной из новооткрытых церквей.
Однако сам праздник Крещения в 1998 году упоминается лишь мимоходом. В заголовке заметки о прогнозе погоды: «Рождественских не было. Крещенских не ждут».

А вот иордани для омовения святой водой 20 лет назад никто во льду Шарташа не вырубал. Это известно достоверно. Все потому, что городское озеро, на котором любят отмечать Крещение сейчас, в 1998 году заняли гонщики. «300 лошадей“ на льду Шарташа» — так называется заметка в «Вечернем Екатеринбурге» о Кубке России по авторалли «Каменный пояс».
Россель прокомментировал инициативу церкви о переименовании улиц
Сенатора смутило предложение увековечить его именя в топонимике Екатеринбурга.
В конце 90-х событием января в Екатеринбурге были гонки, а не Крещение
В конце 90-х событием января в Екатеринбурге были гонки, а не Крещение

Фото: ЕТВ

Купались те, кто гадал на Святки

О праздновании Крещения в Екатеринбурге городские газеты впервые напишут только в 1999 году. 19 января «Вечерка» отметится первополосным репортажем «Святая вода — всему голова». Однако эта публикация целиком посвящена тому, как в городе проходили церковные службы, каким образом набирали себе святую воду и зачем она нужна. О конкретных, а, тем более, массовых купаниях в крещенских купелях журналистка Рада Боженко не упоминает. Она лишь вскользь замечает:

«Кстати говоря, опять же в давние времена освящение воды в храмах проходило в Крещенский сочельник, в сам же день Богоявления совершается крестный ход на воду, иными словами — к ближайшему водоему, где освящалась прорубь — иордань.

В иордани, кстати сказать, после ее освящения, купались те, кто рядился и гадал на Святки. Правда, гадания ничего общего с христианским праздником не имеют».

«Золотой туалет» УрГЭУ оказался «дареным конем»
Проректор вуза рассказал ЕТВ, что вычурный сортир подарил выпускник и глава крупной компании.

Ритуал стал массовым 18 лет назад

Начало репортажам с крещенских купаний было положено только в 2000 году. Именно 18 лет назад в постсоветских СМИ Екатеринбурга впервые упомянули об этой забаве — окунаться в прорубь на Богоявление. До этого люди, если и занимались подобным экстримом, то он явно не был массовым и интересным для читателей явлением. Иначе его бы упомянули в прессе.

Первый постсоветский репортаж о крещенских купаниях в Екатеринбурге
Первый постсоветский репортаж о крещенских купаниях в Екатеринбурге

Фото: ЕТВ

В репортаже «Вечерки» — «Самая святая из всех освященных» — за 20 января читаем:

«Чин освящения воды был совершен вчера на озере Шарташ. Отец Владимир Зязев, освятив воду в иордани, первым и окунулся в нее, подав пример многочисленным добровольцам. Причем, в иордани купались не только те, кому эта процедура хорошо знакома, но и те, кто впервые решился на это. К слову сказать, считается, какой бы мороз ни стоял в этот день, купающиеся в проруби ни за что не простудятся».

До революции в прорубь не ныряли

И до революции 1917 года в газетах упоминаний о крещенских купаниях нет. Следовательно, можно предположить, что желающие окунуться в иордань, возможно, были, но таких было совсем мало. Настолько, что местные журналисты тех лет предпочитали писать о чем угодно (проекте водопрвоода, шахматном турнире) но не о том, как кто-то окунается в прорубь. А вот заметки о богослужениях на Крещение печатали регулярно.

Про службу заметка есть, а про купания в проруби — нет
Про службу заметка есть, а про купания в проруби — нет

Фото: ЕТВ

Впрочем, упоминания о крещенских купаниях можно легко отыскать в художественной литературе — у Александра Куприна, например. Так же про это моржевание с религиозно-мистическим подтекстом пишет Владимир Даль: «В иордани купаются, кто о Святках рядился». Следовательно, до 1917 года омовение от грехов в ледяной купели не было массовым (а уж тем более почти обязательным) ритуалом.
Не то что сейчас.
Чем Исеть лучше Иордана
События
Чем Исеть лучше Иордана
ЕТВ убедился: Екатеринбург и окрестности — лучшее в мире место для крещенских купаний.
Лемур. Узбагойся
Гости Екатеринбурга
От интердевочки до бабы яги
От интердевочки до бабы яги
От Светланы Зенковой
День рождения водонапорной башни. Пять фактов об имениннице
Развлечения
День рождения водонапорной башни. Пять фактов об имениннице
Примерно 130 лет назад в Екатеринбурге на плотинке появилась башня, которая станет одним из символов города в советские и постсоветские времена.