«Волшебная флейта» в Екатеринбурге: арии на фоне стимпанк-комиксов

10:15, 13 Сентябрь 2017
start.jpg
Фото: Евгений Лобанов, ЕТВ
За день до премьеры ЕТВ побывал на генеральном прогоне оперы Моцарта.
В чем соль? Исследуем кухни ресторанов Екатеринбурга
Лучшие заведения города пустили ЕТВ в святая святых — туда, где рождаются вкусы.
Только представьте картину: пилот случайно залетает в зону боевых действий, где его сбивают из ракетницы три лесные нимфы-партизанки. Потом этого пленного, который как-никак супергерой, ловко вербуют, показав портрет похищенной принцессы. Наш мачо заочно влюбляется в красавицу (а она еще и блондинка!) и отправляется выполнять задание — освобождать свою пассию из лап мега-злодея, который окопался на своей базе. В напарники крепкому орешку дают чудаковатого трикстера-птицелова и пару технологических артефактов, принцип действия которых не до конца понятен. Но потом сюжет дает крутой разворот и тот, кто казался мега-злодеем, поясняет супергерою, что его пытались использовать силы зла, а на самом деле все не так…

Однако главное в «Волшебной флейте», поставленной в Екатеринбургском театре оперы и балета, — это не сюжет. Более важно то, как рассказана эта история.

Приемы, которые использует режиссер Дэниэл Слейтер, — это пример того, что опера может быть не только пищей для ушей ценителя классической музыки, но и зрелищем, пиром для глаз ценителя пусть мрачного, но все же мультяшного стимппанка. Эффект завораживающей «анимэшности» в стилистике «Небесного замка Лапута» Хаяо Миадзяки возникает с первых минут оперы и не пропадает до самого финала. Достигается это за счет эффектного приема: во время всего действия на декорации и прозрачный занавес в нужные моменты проецируются комиксовые вставки.

«Стимпанк — это отличная идея для создания идеального фантастического мира, который может существовать как в прошлом, так и в будущем. В нем есть место и для мистического и для вполне реального. В такой мир легко поверить, и одновременно он предполагает пространство для фантазии», — пояснил свой выбор стилистики Дэниэл Слейтер.

Дрим-Тим: что Екатеринбургу нужнее нового айфона
ЕТВ рассказывает, как бы прошла презентация Apple на Урале.

Читая либретто «Волшебной флейты» и воспринимая его буквально, можно подумать, что Царица Ночи и вся ее команда — это силы зла, а Зарастро — добрый волшебник. Однако в постановке Дэниэла Слейтера нет места черно-белому восприятию. Не зря же опера подана не в форме нравственного поучения-притчи, а в стиле стимпанк. Здесь Зарастро при всем его стремлении к идее великой справедливости, похож не столько на мудреца, сколько на вождя, который легко карает, превращая наказание в ритуал. В постановке на этом сделан отдельный акцент. Какое уж тут доброе волшебство. Скорее, чистой воды технократия в режиме войны с тьмой и хаосом, которые тоже условны.

На этом фоне ищет счастья пара влюбленных — принц Тамино и принцесса Памина. Какую сторону затяжного конфликта им выбрать? Быть за инженера логика (и массона, не без этого) Зарастро или за Царицу Ночи, которая, на минуточку, мама Памины? Влюбленные поступают так, как все влюбленные. Они уходят, дав понять, что не хотят участвовать в этой борьбе, где нет правых и виноватых. Но это уже спойлер. Идите на оперу и увидите все сами.

Екатеринбургский ТЮЗ покажет, как люди становятся ботами в соцсетях
Развлечения
Екатеринбургский ТЮЗ покажет, как люди становятся ботами в соцсетях
«Провинциальные танцы» представят свою новую постановку про самообучаемый вирус, идею которого придумал Гофман.
Журналист Владимир Гридин о носках, как чувстве стиля
Рокабилли с «отвязными псами»
Екатеринбургский оперный театр предлагает новое искушение про Христа
Развлечения
Екатеринбургский оперный театр предлагает новое искушение про Христа
ЕТВ одним из первых взглянул на макеты декораций и эскизы костюмов к опере «Греческие пассионы».