Екатеринбург в мае превратится в подводное царство

Екатеринбург в мае превратится в подводное царство
Фото: Дарья Попова
Не успели утихнуть аплодисменты балету «Ромео и Джульетта», взявшему две «Золотые маски», а екатеринбургский оперный готовит новую феерию — «Русалку» Дворжака.
ЕТВ первым увидел, какими будут герои сказки для взрослых в постановке Томаша Пилара. Пробравшись за кулисы, мы встретили Принца, Русалку, Княжну, Ежибабу и Водяного царя. Солисты екатеринбургского театра оперы и балета благодаря сложнейшему гриму и роскошным костюмам Иваны Миклошковой превратились в жителей подводного и земного мира.

А Томаш Пилар, вошедший, по версии Forbes, в число 30 самых успешных молодых профессионалов Чехии, рассказал о том, как чешская сказка превратилась в драматическую историю на екатеринбургской сцене.
Фото: Дарья Попова
Фото: Дарья Попова
Томаш Пилар называет оперу « Русалка» национальным достоянием Чехии
У «Русалки» Дворжака много родителей: это и Фридрих-де ла Мотт Фуке, написавший «Ундину», и Ханс Кристиан Андерсен, подаривший миру «Русалочку», и Герхарт Гауптман, создавший сказочную историю «Потонувший колокол». И, конечно, автор либретто Ярослав Квапил, начавший историю о любви описанием места ее действия: «Сказочная страна. Сказочное время». Именно красивую сказочную историю увидел 5-летний Томаш Пилар:

— «Русалка» — одна из самых известных сказок и опер в Чехии. Настоящее достояние. И каждый ребенок с детства знает эту историю. Первый раз я увидел оперу в пять лет, когда дедушка и бабушка повели меня в национальную оперу в Праге. И тогда для меня это была просто история про русалку, водяных и бабу Ягу.

С возрастом я начал понимать, что это не просто сказка. Это психологическая история, которая проникает в сердце. И в Екатеринбурге я хочу рассказать одновременно сказку для детей и глубокую эмоциональную драму для взрослых.
Фото: Дарья Попова
Фото: Дарья Попова
Русалка Ольга Тенякова благодаря мастерству гримеров превращается из брюнетки в блондинку — нежную, романтичную, глядящую на мир глазами, которые так и хочется назвать русалочьими. Ради большой любви она способна на большую жертву. Принц — красавец-мужчина («на Щелкунчика похож», — шепчут, увидев Дмитрия Розвизвева в образе, сотрудницы театра), тоже готов любить. Но, может быть, просто не умеет? И такая пластичность, многослойность персонажей — то, чего добивается Томаш Пилар от героев «Русалки»:

— Надо смотреть глубже. И тогда станет понятно: у каждого — своя драма. Русалка во втором акте совершенно потеряна: она не может существовать в человеческом мире, она не принадлежит ему. А в финале, несмотря на то, что ее охватило полное отчаяние, она делает правильный выбор. Она прощает. Потому что способна простить.

Принц умирает, но умирает счастливым, потому что добился поцелуя Русалки. Баба Яга забирает у девушки молодость в обмен на человеческое обличие, но счастливой не становится. Она не способна быть счастливой, даже если получит все волшебные силы Русалки.

5 фотографий
Михаил Коробейников, как и положено Водяному царю, выйдет на сцену с красными глазами — ему специально приобрели тонированные контактные линзы. В его коралловой короне сверкают драгоценные камни. Костюмы Иваны Миклошковой не просто красивы — они совершенны до мельчайших деталей. Исполнять оперные партии артисты будут на чешском языке — только так можно передать сказочную музыкальную атмосферу, созданную Дворжаком. И, тем не менее, не язык и визуальные эффекты важны для рождения чуда, считает Томаш Пилар:

— Это совершенно новая уникальная постановка. В ней сочетаются неоклассика и традиции. Но мой, совершенно иной, взгляд на эту историю дополняют символы, которые живут вне времени и национальности. Для меня важны отношения, эмоции. Это достигается взаимодействием музыки, цвета, света, декораций.

Подводный мир пронизан корнями, которые спускаются сверху — из мира людей, где есть деревья. В первом акте мы видим водное царство, которое по социальным слоям, структуре общества напоминает человеческое. Но… корни… Во втором акте — замок в мраморе. И рога в качестве декорационного элемента, как символ того, что человек поработил природу. В третьем акте мы соединяем два мира, граница между которыми — водная гладь. Это метафора: как бы много не было стран и национальностей, разделяет их только пространство, все остальное — общее.

5 фотографий
Артистам предстоит непростой путь. И сложность его не только в том, чтобы научиться петь и думать на чешском. Им предстоит перенять от режиссера новый взгляд на оперу. Впрочем, нечто подобное уже было: в поставке «Кармен» Александра Титтеля. Томаш Пилар хочет, чтобы публика не просто услышала, но увидела красивую историю?

— Опера — это плюрализм. Именно поэтому я принимаю участие в каждом этапе создания спектакля: декорации, костюмы, свет, музыка, вокал… Хочу чтобы актеры вели себя как обычные люди. Несмотря на то, что кто-то водяной, а кто-то — человек. Я очень доволен солистами. Они сконцентрированы на работе. Конечно, подход к актерской игре иной, в отличие от того, к которому я привык в Чехии. Здесь — старая школа, типичные оперные жесты: они просто двигаются в музыку. А я хочу видеть реалистичную игру.

Это же театр. И я воспринимаю оперу как драматический театр. В котором просто есть еще и музыка, отражающая чувства. Но при этом, на первом месте настоящая актерская игра.
5 фотографий
Премьера оперы Антонина Дворжака «Русалка» — лирической сказки в трех действиях — на сцене екатеринбургского театра оперы и балета состоится 19, 20 и 21 мая. Билеты еще есть. Стоит поторопиться — а вдруг через год, если спектакль получит «Золотую маску», вы сможете похвастаться, что видели его в числе первых?

Фото: Дарья Попова
Поделиться:

Срочные новости, фото и видео событий, очевидцами которых вы стали, сообщайте нам