Вадим Нестеров: «Технологии откатывают литературу в Средневековье»

Вадим Нестеров: «Технологии откатывают литературу в Средневековье»
Фото: blogs.hope.edu/library
Один из создателей краудфандинговой платформы для писателей « Сбор-ник» Вадим Нестеров рассказал ЕТВ о Средневековье российской литературы, книгах-стрелялках и читателях, которые « заказывают музыку».
Журналист и историк Вадим Нестеров известен в стране своим сотрудничеством с такими изданиями, как «Газета.ру», «КоммерсантЪ», «Огонек» и другие. Его коньком всегда были культурные темы, в которые наш собеседник погрузился с головой — сам написал несколько книг, был создателем конкурса «Рваная грелка», а теперь открыл новый проект. Мы поговорили с Вадимом Нестеровым о «Сбор-нике» и судьбах отечественной литературы.

— Сейчас книжный рынок сильно меняется, благодаря современным технологиям, писатели получили легкий доступ к читателю, минуя издателя. Хорошо ли это?

— Технологии не шагнули вперед, они, скорее, откатились назад. Ситуация сейчас напоминает условное Средневековье, когда какие-нибудь ашуги или ваганты выходили на площадь и читали свои стихи, а добрые люди бросали им в шапку денежку. Существующая ситуация привела к тому, что издательства все хуже выполняют функцию, ради которой они когда-то были созданы в XVII веке. Сейчас с этим пробуксовка, писатель может донести все, что хочет сам, а издательства становятся все хуже, тиражи — все меньше, аудитория падает. Я считаю это не торжеством новых технологий, а изменением традиционных способов распространения книг в новых условиях.

На самом деле, развитие технологии принесло и плюсы, и минусы. С одной стороны, автору стало легче пробиться к читателю, с другой, доступность книг как таковых привела к тому, что писательство де-факто перестало быть профессией. Я думаю, в стране исключительно на доходы от продажи своих книг живет лишь несколько десятков человек, это писатели первого ряда. Все остальные зарабатывают деньги другими способами.

— Можно сказать, что книжные издательства находятся на грани вымирания?

— Нет, ничего не исчезает совсем, бумажные книги и издательства останутся. Но это стремительно схлапывающийся рынок развлечений (не будем пока говорить о высокой миссии литературы). Он ощутимо проигрывает новым рынкам — кино, компьютерным играм, соцсетям, — поэтому влиятельности и денег у издателей становится все меньше. В итоге это будет нишевое производство.

Писатели переключились на тексты для КВН

— Расскажите про проект «Сбор-ник».

— Это забавная попытка найти выход из тупика, в котором оказались и авторы, и читатели, и издатели. Почему стремительно падает доход автора? Потому что книги распространяются бесплатно. Их читают в библиотеках и все меньше покупают. Только на моей памяти за последний год несколько десятков писателей перестали писать книги, потому что в этом мало смысла. Они переключились на сценарии, тексты для КВН — все что угодно, только не книги. «Сбор-ник» — это попытка свести автора с читателями напрямую и предложить последним платить за то, что им интересно. Это обычная краудфандинговая платформа, где писатель выставляет начало своей книги. Если читателям интересно, они скидываются на выплату ему гонорара. Если читатели собирают нужную сумму, писатель предоставляет им книгу и получает деньги. Если нет, деньги возвращаются спонсорам. Работа идет нормально, пятая часть всех заявок оказывается успешной. Это внушает некоторый оптимизм, ведь 20% для краудфандинговой платформы — это большая цифра, обычно собирают 5-6%.

— Существуют ли писатели, которые стали известными благодаря подобным проектам?

— Краудфандинг еще не дал взлетов сетевых писателей в России, а вот на Западе таких много, начиная с автора «50 оттенков серого». У нас таких электронных гуру пока не появилось, и на это есть много разных причин. Единственный в России пример, который приходит мне в голову, это «Лит РПГ» (RPG – вид компьютерной игры — прим. ред.), то есть книжка-игрушка. Это не банальное прохождение компьютерной игры, а повесть на ее основе. Получается смычка разных видов искусства. Игра может быть как реальной, так и выдуманной. Как правило, это незамысловатый с точки зрения литературы жанр, как правило, бегалка-стрелялка-убивалка и прочие приключения. Случались и мощные прорывы. Есть такой автор, пишущий под псевдонимом Андрей Трусов, это звезда, взошедшая на основе электронных продаж, причем не только в России: его книги переведены на английский и успешно продаются на том же Озоне.

Фото со   страницы на   Facebook
Фото со страницы на Facebook
Вадим Нестеров собственной персоной
— Можно говорить о том, что и известные писатели пытаются опробовать такие формы работы с читателями. Начинали это делать нынешние мэтры фантастики — Ник Перумов и Святослав Логинов. Они собирали деньги на свои новые книги, это у них довольно успешно получалось. Другое дело, что это был не более чем эпизод, их книги продаются по большей части традиционным способом. Я был очень рад, когда у нас выставил свою новую книгу Леонид Каганов, культовый автор, у которого вышел десяток книг. В последнее время он бросил писать и работал преимущественно сценаристом. Я убедил его выставить свою заявку на «Сбор-нике», и получилось очень весело.

Заявка была выставлена в ночь с субботу на воскресенье, и где-то к 12 часам дня она уже собрала заявленную сумму. Леня немного своеобразный человек, он тиранил меня в скайпе, кричал: «Быстро вырубай платежи, это невозможно! Оно все сыпется и сыпется!» Я спрашиваю, чем тебе плохо? Нет, говорит, нельзя енота перекармливать, закрывай платежи. Он публиковал заявку на 70 тысяч рублей. Когда было около 80 тысяч, я нашел способ отключить платежи. Этот пример остается рекордом сбора денег в сети. Хотя условия там были немного специфические: у Лени огромнейшая благодарная и платежеспособная аудитория в интернете. Поэтому не стоит авторам, которые придут на «Сбор-ник», надеяться, что у них будет так же. Будет сложнее.

Читатели голосуют рублем

— У вашего проекта есть какие-то фильтры?

— На «Сбор-нике» все заявки проходят модерацию. Буквально вчера у меня была напряженная беседа с одним из авторов, которого я не пропустил; это был второй случай за все время существования проекта. Интересный вопрос, считать ли «Сбор-ник» издательством или только платформой. Часть моих друзей уверена, что необходимо подходить к отбору авторов так же, как издательство, то есть выбирать и выпускать только интересные заявки. Я придерживаюсь противоположного мнения и считаю, что создатели проекта не могут являться фильтром и решать за читателей.

Поэтому пока все ограничения у нас — только в области российского законодательства. То есть на «Сбор-ник» не будет выставлена наркоманская проза, порнография и подобные жанры. Решение принимают исключительно читатели. Я не буду платить человеку, который выставил свою книгу на «Сбор-ник». Могу кинуть ему взнос из личных средств, если мне понравилась книга, но платят ему те, для кого он пишет. Если читателям нравится. Формально «Сбор-ник» — это краудфандинговая платформа, но мы, его создатели, воспринимаем его как бесплатную библиотеку. Просто книги в ее фонды покупают сами читатели.

О том, как новые технологии меняют книжный рынок, в эфире ЕТВ поговорили эксперты. Смотрите запись программы «Союз читателей».

Поделиться:

Срочные новости, фото и видео событий, очевидцами которых вы стали, сообщайте нам