Дизайнер расшифровал каллиграфию Покраса Лампаса на Уралмаше

Московский дизайнер нашел скрытый смысл в переделанной работе Покраса Лампаса на Уралмаше
Московский дизайнер нашел скрытый смысл в переделанной работе Покраса Лампаса на Уралмаше
Фото: Денис Бычковский / STENOGRAFFIA
Юрий Остроменцкий рассказал, какую фразу спрятал художник во второй версии скандальной работы.

Московский шрифтовой дизайнер Юрий Остроменцкий расшифровал фразу, которую каллиграф Покрас Лампас спрятал в переделанном супрематическом кресте на Уралмаше. Питерский художник написал: «Товарищ, помни, цензура не должна влиять на искусство». Эту версию перевода озвучили в интервью Софико Шеварднадзе с Покрасом Лампасом в программе «Просто о сложном» в Яндекс.Эфире.

Ведущая передачи призналась Лампасу, что ее не удовлетворило его согласие исправить работу. «Ты понимаешь, что ты его [крест — прим. ЕТВ] испортил? Это было дико красиво, круто, дерзко. Ну, окей, чувства верующих. Они много возмущаются. Почему ты взял и переделал? Почему ты не отстоял свое произведение?» — возмутилась Софико Шеварднадзе.

Покрас Лампас объяснил журналистке, что он изучал историю площади Первой Пятилетки и знал о том, что это был центр притяжения промышленных предприятий, который в 1990-е стал местом убийств и раздолья для ОПГ.

Покрас Лампас
Покрас Лампас
Для меня было важно снять условно ассоциативный для многих слой: что это площадь, где стреляли, убивали, грабили и где зверствовали ОПГ — в сторону промышленного, нашей гордости, нашего искусства, авангарда. Но был один слой, о котором я не знал отчасти: ОПГ и вся эта бандитская история в какой-то момент очень сильно приблизилась к христианству и ушла в другую среду, стала очень ревностно (часто даже далеко от общей позиции РПЦ) отстаивать свои какие-то нормы. И я пришел к вопросу: какая моя главная цель высказывания на этой площади?

Художник отметил, что он хотел объединить людей, а не наоборот. «Если бы я хотел с кем-то бороться, я бы изначально строил так свою коммуникацию годами. Провоцировать людей очень просто. Для этого не обязательно расписывать большую площадь», — заявил Покрас Лампас.

Напомним, конфликт из-за работы Покраса Лампаса разгорелся летом 2019 года. Каллиграф приехал в Екатеринбург на фестиваль «Стенограффия» и за несколько дней реализовал на площади Первой Пятилетки огромную работу, которая заняли 6,5 тысячи квадратных метров. Арт-объект выглядел как черный крест с красными акцентами, в который Лампас вписал манифест Малевича.

Затем часть работу случайно покрыли гудроном коммунальщики. Екатеринбуржцы возмутились, что крест испорчен, и к ситуации подключились православные активисты. Сотрудница музея святости Оксана Иванова сообщила, что крест не нужно попирать ногами, устроила на его месте хэппенинг и потребовала убрать православный символ. Покрас Лампас вернулся в Екатеринбург осенью и переделал работу. В начале марта выяснилось, что арт-объект сошел с площади вместе со снегом.

Поделиться:

Срочные новости, фото и видео событий, очевидцами которых вы стали, сообщайте нам