Троянова и Сигарев в Екатеринбурге: «Мы из вольного города»

16:55, 11 Апрель 2018
oblozhka.jpg
Фото: ЕТВ
Режиссер и актриса — о том, что происходит с российским кинематографом, неважности денег, и, как желание быть свободным, становится политикой.
ЕТВ станет ближе к своим читателям
Теперь пользователи «Яндекса» могут быстрее найти наши новости.
Екатеринбургская актриса, обладательница наград «Ники» и «Кинотавра» Яна Троянова и прославленный театральный и кинорежиссер Василий Сигарев провели творческий вечер в Ельцин Центре. Звезды русской драмы рубили правду матку и были откровенны с публикой, как с друзьями. ЕТВ приводит самые важные высказывания прошедшей встречи.
Особая зона культуры и отдыха
Смелые проекты развития парка Маяковского от ЕТВ.

«Не будь клоуном, у которого в глазах только бабки»

Василий Сигарев: Скажу честно, я не умею ставить кино по чужим текстам. Не могу. Поэтому сценарии всегда пишу сам.

Яна Троянова: Мы сейчас стали неинтересны для Москвы. Она, хлебосольная, конечно. Если хочешь тупо зарабатывать, то это возможно. Мне неоднократно предлагали сниматься, но в какой-то фигне. Васе постоянно предлагают сценарии писать. И каждый раз думаешь: «Пожалуйста, не становись клоуном со стеклянными глазами, в которых только бабки». Поэтому у нас так: если не горит, не тащит, то мы за это не беремся.

Сигарев: Потому что мы из вольного города Екатеринбурга!

Фото: ЕТВ

Троянова: Так и живем. Не работаем по мелочи. Я снимаюсь только по любви. А нет любви, не будет и кина. Сейчас в нашем авторском кино никто ничего не делает. Деньги? Не в деньгах дело! Взял мобилу и снял, если болит. Но никто не хочет. Сами себе запретили. Сейчас все уходят в экранизацию классики, потому что это проще и безопаснее. Или фильмяшечки снимают про любовь, комедии. И хотя бы умели это делать. Но нет.

Я не могу в таких проектах работать. Что до театра, то не вижу сейчас хороших театральных режиссеров, у которых могла бы сыграть. Хороших, чтобы прямо бомбануло. А предложения есть. Начинала с Серебренниковым делать «Кому на Руси жить хорошо», но Кирилл сейчас под арестом. Так что как-то у меня с театром не сложилось пока.

Сигарев: А кино, когда ты в него вкладываешься, — это вообще изматывающий процесс. Дав года потом нужно, чтобы восстановится. Сейчас думаю сделать что-то в жанре ужасов. Вернуться к своим истокам, так сказать: мои самые первые рассказы были как раз на эту тематику. В прошлом году мы с Трояновой выпустили короткометражку «Z» про нашествие зомби в Москве и Подмосковье. Так что первый опыт есть. Другое дело, что снимать про зомби не короткий метр, а полнометражное кино — это рискованно. На самом деле жанр зомби не слишком востребован зрителем, как может показаться. В финале думаешь, как бы в ноль выйти и прокатом затраты отбить.

«У вас была попытка»

Евгения Чудновец [прославилась тем, что была обвиняемой по уголовному делу в распространении детского порно, когда перепостила видео издевательств над ребенком; была оправдана — прим. ЕТВ]: «Василий, я хотела бы вам предложить снять фильм на основе реальных событий, которые произошли со мной».

Сигарев: Про ваше перерождение? Про то, как сначала вас спасли от системы, в жернова которой вы попали, а потом вы начали эту систему славить и ей кланяться?

Чудновец: Нет. Я объясню. Фильм про любовь, про патриотизм…

Троянова: Вася уже говорил, что он не снимает по чужим сценариям.

Чудновец: Так пусть он и напишет!

Фото: ЕТВ

Троянова (обращается к Сиграеву и говорит о Чудновец): Мы же пересеклись с ней перед тем, как сюда прийти. И она спрашивала, глядя на проходящих: «А это Сигарев? А это — Сигарев?»

Чудновец: Да, тут я лоханулась…

Троянова: По-жесткому. Но у вас была попытка.

Кино — для себя, деньги — от минкульта, водитель — Федорченко

Троянова: Когда мы стали работать над короткометражкой «Рядом», то попросили Федорченко, который знает весь Урал, помочь нам подыскать место для съемок. И он сам, на своей машине отвез нас на Флюс. Мы сразу поняли: вот, это то, что нужно. Поэтому, если досмотреть короткометражку до самого конца, то можно увидеть, что Лешу Федорченко мы упомянули в титрах. Как водителя и локэйшн-директора.

Истрия, которую я рассказываю своим фильмом, жила во мне с подросткового периода. Так что эту картину я, по большому счету, делала для себя. Вот так внаглую. Это мои разборки с самой собой. Это я — рядом. Отсюда и название.

Получается, я использовала государственные деньги ради своего внутреннего поиска. Сигарев меня потом пристыдил. Уже позже, когда я начла писать сценарий для своего фильма «Мама-дура», Вася сказал: «Ты опять собираешься взять деньги у государства, чтобы снять картину только для себя, без всякого проката в кинотеатрах? Так никто не делает». Но факт в том, что на съемки «Рядом» Васе действительно дали денег в минкульте Свердловской области. За что отдельное спасибо.

Сигарев: Но в этом кино не только деньги минкульта, но и наши.

Троянова: Нам минкульт выдал миллион рублей, а Вася добавил несчастные два рубля и забыть не может!

Сигарев: Не-не-не… Я вложил 200 тысяч. Просто решил, пусть мы и снимали кроткий метр, по-взрослому платить гонорары участникам проекта.

Троянова: Это я попросила. А вообще вместо Раппопорт в моем фильме должна была быть Рената Литвинова. Еще я хотела, чтобы звучала мелодия «Река» из альбома Земфиры. Но обе меня в последний момент меня опрокинули. Не получилось. В общем, Земфира песню не дала, Ренате уже вылетать, и тут мне говорят, что это невозможно. Как быть? Стала думать, где мне взять такую же небесную женщину, как Рената? Решила вдруг: так есть же Ксюша Раппопорт.

Звоню ей на мобильник: «Ты где?». Она отвечает: «В Венеции. В жюри фестиваля». А я ей: «Вылетай срочно!». «Куда?» — она спрашивает. «В Екатеринбург!» — говорю. И она на следующий день вылетела. Представляете? Из Венеции! Люблю таких людей — легких на подъем, быстрых. В Москве у Рапопорт была пересадка, и вот уже она — у нас. В Екатеринбурге. Мы наряжаем ее в белый сарафан и везем на Флюс. И я командую: садись на камень, бери удочку в руки и рыбачь. И сапоги не забудь резиновые. Она сидит и не понимает, что вообще происходит. Но получилось все даже лучше, чем я задумывала. С музыкой к фильму тоже вышло удачно. Очень подошла по настроению «Вечная весна в одиночной камере» Летова. Я встречалась с его вдовой, получила разрешение. Хотя я не фанат этой группы. Это Вася фанат.

«Из нас всех делают солдат»

Троянова: Я ненавижу политику. Ненавижу. Так что я не виновата. Из меня просто делают солдата. Из нас всех. А я всего-то хотела быть собой, актрисой, играть роли. Но это среда такая, где любое твое свободное, личное высказывание, позиция, отличная от курса правительства, уже автоматически становится политикой. Так что я вынуждена выходить на улицы, чтобы отстаивать свои права. Я, вы, мы — дети своего времени всего лишь. Башню, понятно, снесли. Выборы мэра отжали. Но вода камень точит.

Екатеринбург маленький такой

Троянова: На днях еду по Екатеринбургу и думаю: «Боже, какой ты маленький!». Понятное дело, что город вовсе не удался в размерах. Просто Москва, где мы сейчас живем, огромна. Мы могли бы жить в Екатеринбурге, любим его. Но мы не можем здесь снимать кино. И это проблема. Поэтому мы в Москве.

Киноулицы города Е: ищем и сравниваем с реальностью. Часть 3
Городские истории
Киноулицы города Е: ищем и сравниваем с реальностью. Часть 3
С помощью мобильного интернета редакция ЕТВ путешествует из лета в зиму, находя городские локации, которые были декорациями для новогодних комедий.
Онкология. Что делать, чтобы не умереть?
Как книги влияют на мозг?
Камерная графика. Екатеринбуржцам показали кентавра Германа Метелева
Общество
Камерная графика. Екатеринбуржцам показали кентавра Германа Метелева
Уникальная по своей полноте выставка гравюр екатеринбургского художника открылась в творческом пространстве «Гутенберг».