Константин Райкин: «Урал - это очаг театральной культуры»

08:10, 01 Март 2016
1001069855.jpg

Фото с сайта http://ria.ru/tomsk/20140327/1001074403.html

Известный актер и руководитель театра «Сатирикон» приехал в Екатеринбург со спектаклем «Король Лир», который сыграют 1, 2 и 3 марта. Перед презентацией Константин Райкин пообщался с журналистами, а его «правила жизни» собрал ЕТВ.
Гости Екатеринбурга
Константин Райкин. Искусство должно обижать!Светланы Зенковой
От Светланы Зенковой

Об отношениях с Екатеринбургом

Раньше мы ездили в Екатеринбург часто и надолго. Причем тогда у нас не было больших гастролей, а мы собирали беспрецедентную по количеству публику. Вообще, Урал — это очаг театральной культуры, и прежде всего, конечно, Екатеринбург, а затем Челябинск, Пермь, Магнитогорск и так далее. Потом наступил перерыв, точную причину которого я даже не могу назвать — что-то не состоялось, что-то сорвалось. А вообще, нам трудно ездить на гастроли, потому что мы последние два года живем кочевой жизнью, ведь на нашем стационаре идет огромное строительство. Мы играем в Москве не у себя, а рядышком в «Планете КВН» — это ведомство Маслякова, который, кажется, счастлив, что мы привели туда интеллигентную публику, да еще и денежки ему капают. 

Я прекрасно помню Бориса Николаевича [Ельцина. — прим. ред], который подвел меня к заместителю директора театра «Современник» Лидии Постниковой и сказал: «Не обижайте его, он очень талантливый». Она в ответ сказала: «Ну, его обидишь». Поэтому для нас этот приезд радостный. Екатеринбург связан у меня с какими-то сильными профессиональными впечатлениями. Здесь действительно очень хорошая публика, я езжу сюда со времен, когда еще работал в «Современнике». Именно здесь я понял, что интересен публике, здесь я решился играть сольно и выходить к публике на два часа.
Полезняк на ЕТВ. Как получить налоговый вычет
О том, что государство может «доплатить» вам за квартиру, вернув 13% подоходного налога, слышали многие

О темнокожих артистах

У нас единственный театр в России, который имеет двух темнокожих артистов, поэтому все проблемы с «темнокожими ролями» — Отелло, Макдонах, нам неизвестны. Американцы и англичане сошли с ума, боясь обвинений в дискриминации, и у них считается неприличным, когда белый человек мажется черным гримом. Они считают, что это страшное надругательство над представителями темнокожей расы. Не знаю, почему. Вспомнить хотя бы Лоуренса Оливье, которые гениально играл Отелло, вымазавшись черной краской. По такой логике я могу играть только еврея.

Обо всех оттенках голубого

Мы два раза привозили в Санкт-Петербург наш спектакль «Все оттенки голубого», и все два раза постановки сопровождали криминальные истории. Это прекрасная пьеса, я ее поставил, потому что она попадает в центр очень важной проблемы — отношение к инакочувствующим. По сюжету 16-летний мальчик заканчивает школу и обнаруживает, что он гей. Мысль очень простая — к любому человеку надо относиться по-человечески, но у нас сейчас кликушеское время, и царит мракобесие. Очень жаль, что в нем участвуют и высокие инстанции, и любой поп может закрыть спектакль, потому что оскорблен. Я, как человек православный, с горечью об этом говорю, потому что церковь часто участвует в кликушестве. Это имеет отношение к обслуживанию власти, поддерживанию ее настроения. 

А ведь мысль спектакля простая — нужно быть культурными людьми, христианами, терпимо относиться к другим. В этом смысле мы — страна языческая, ведь бываем ужасно нетерпимыми к тем, кто выделяется из общей одинаковости. Ведь на этот спектакль не только голубые приходят. Я же не потому ставлю его, что мне, старому натуралу нечего делать, и я решил обнаружиться, а потому, что это повод поговорить о проблеме.
Редкие именинники. «Високосные» уральцы празднуют день рождения
Если кто и радуется слишком длинному году, так это они — люди, родившиеся 29 февраля
Константин Райкин в роли короля Лира. Спектакль будет идти в Екатеринбурге три дня
Константин Райкин в роли короля Лира. Спектакль будет идти в Екатеринбурге три дня

Фото с сайта http://ekb.kassy.ru/event/10078311/

О мате в искусстве

Я считаю, это запрещать мат на сцене — это глупый закон, потому что главная функция искусства в том, чтобы отражать жизнь. Это некая издевка, поэтому неча на зеркало пенять, коли рожа крива. Мат — это характерная особенность любого слоя. Ничего хорошего в этом нет, но это так. Поэтому запретить искусству материться — это глупо, ведь какая жизнь, такое появляется и на экране, и на сцене. Не нравится смотреть, меняйте что-то в жизни, а не запрещайте это показывать. Почему вообще мат появляется на сцене? Потому что это искусство ищет пути. Наш президент высказывался по этому поводу так — Толстой и Чехов обходились же. Но это не довод, потому что тогда и джаза не было, вот Моцарт без него и обходился. Искусство ищет новых путей, а государство ищет, как бы проткнуть толстую кожу человека, которого уже ничего не пробирает. И мат — это одна из специй, которую запретили, это шок. Если запретить, то через несколько лет он перестанет быть острым.
Возвращение клубного сына. Деятели уральской рейволюции
ЕТВ вновь открывает портал в клубную культуру 90-х

Об искусстве, которое должно обижать

Вообще, искусство — это вид деятельности, который должен обижать кого-нибудь, у него есть такая функция. У Сатира, например,  такая функция,  он же не безобидный. Искусство — это не только прикладная сфера, оно еще и ранит,  оно должно кого-то оскорблять. Если смотреть историю, то видно, что церковь часто оскорбляли — и Джордано Бруно, и Коперник. Поэтому не надо думать, что она является истиной в последней инстанции. Церковь оскорбилась, ну ничего, пусть потерпит.

О роли театра

Несмотря на условия времени, театр должен работать, ставить спектакли, которые считает нужными. Театр может быть и в политике, и отдельно от нее. Я не очень интересуюсь политическими театрами, я не люблю суперактуальные театры, которые вроде агиток. Как зритель я готов смотреть, потому что бывает талантливо, но это не мое. Я люблю более обобщенный театр, философский, более связанный с классикой, хотя и она может быть невероятно актуальной и превратиться в политический театр.
Екатеринбургский телеканал вступил в борьбу за статуэтку «Тэфи»
Общество
Екатеринбургский телеканал вступил в борьбу за статуэтку «Тэфи»
Программа «Четверки» претендует на звание лучшей публицистической программы в стране.
Журналист Владимир Гридин о носках, как чувстве стиля
Рокабилли с «отвязными псами»
Екатеринбуржец вошел в тройку финалистов конкурса «Директор года»
Общество
Екатеринбуржец вошел в тройку финалистов конкурса «Директор года»
В Москве подвели итоги конкурса среди директоров школ. Лучшими сразу в нескольких номинациях стали уральцы.