«Трудно быть богом»: обратная сторона

18:00, 02 Октябрь 2012
kadr_iz_fil_ma.jpg
Подходит к концу второй день фестиваля документального кино «Россия». В екатеринбургском Доме кино аншлаг — заходишь в Большой зал и не можешь найти свободного места, поэтому приходится сидеть на ступеньках. Но это не страшно, о неудобствах
Высидеть весь день, конечно, очень трудно. Показы идут тремя блоками с перерывами между ними, зато внутри блоков — нон-стоп. Мне удалось посмотреть фильм «Playback» режиссеров Павла Костомарова и швейцарца Антуана Каттина. Картина продолжительностью чуть больше часа показывает процесс создания фильма Алексея Германа «Трудно быть богом». Съемки, которые в некоторых СМИ уже назвали «самыми продолжительными в истории кинематографа», показаны без прикрас. Сложно назвать «Playback» фильмом о фильме, скорее это фильм о творчестве Германа, о его взгляде на кинематограф и на судьбу России. Авторы не пытаются подогреть интерес к картине «Трудно быть богом», демонстрируя, как каскадеры выполняют трюки на зеленом фоне и как режиссер радостно поздравляет всех с окончанием съемок, открывая при этом шампанское. В фильме показана обратная сторона кинематографа: матерится актер главной роли — Леонид Ярмольник, повздоривший с реквизитором; матерится актер массовки, которому надоело по нескольку дублей кататься, перекинутым через спину осла, словно мешок; матерится на нерасторопную съемочную группу сам режиссер-постановщик. У каждого актера на лице отпечаталась усталость, накопившаяся за те годы, которые ушли на создание этого фильма (ни много ни мало 12 лет, из которых 6 ушло на съемки). Собственно, а какой еще может быть атмосфера на съемках фильма, рассказывающего о деспотии «серых» в вымышленном королевстве Арканар?
Основная идея книги братьев Стругацких и, соответственно, фильма, заключается в том, что «там, где правят серые, к власти рано или поздно придут черные». Сам Алексей Герман, отвечая на вопрос, кто же сейчас правит в России, отвечает: «Пока что серые. Самый расцвет серых». Когда смотришь, как создается этот фильм, в голове выстраивается немного непонятная цепочка «Стругацкие — Арканар — Россия». И тогда смутно начинаешь понимать, почему спустя столько лет нам все еще интересна эта история о жизни наблюдателя из развитого коммунистического общества в обществе феодальном…
Екатеринбургский телеканал вступил в борьбу за статуэтку «Тэфи»
Общество
Екатеринбургский телеканал вступил в борьбу за статуэтку «Тэфи»
Программа «Четверки» претендует на звание лучшей публицистической программы в стране.
Журналист Владимир Гридин о носках, как чувстве стиля
Вика Цыганова: о музыке, мехах и красоте
Екатеринбуржец вошел в тройку финалистов конкурса «Директор года»
Общество
Екатеринбуржец вошел в тройку финалистов конкурса «Директор года»
В Москве подвели итоги конкурса среди директоров школ. Лучшими сразу в нескольких номинациях стали уральцы.