" Белую башню " поместили в галерею

" Белую башню "  поместили в галерею
Молодой французский художник Матьё Мартэн в рамках Второй индустриальной биеннале современного искусства специально прилетел в столицу Урала, чтобы сделать свой проект, связанный с одним из самых узнаваемых символов города — Белой башней.
Белая башня — памятник архитектуры и один из ярчайших представителей стиля советского конструктивизма — в последние годы находится в ужасном состоянии: рекламные растяжки и творчество начинающих уличных художников из белой превратили ее в грязную.
Матьё решил, что необходимо вернуть изначальный облик заброшенному зданию, историю которого он изучил еще во Франции.
" Белую башню "  поместили в галерею
" Белую башню "  поместили в галерею
Оригинальные решения и идеи приходят талантливым людям в любое время суток, бывает даже в последний момент. Так получилось и с проектом Белой башни, над которым работал молодой инженер-строитель Моисей Рейшер. Рейшер трудился на строящемся в те годы «Уралмашзаводе». Ему доверили работать над корпусами производственного значения, то есть молодой специалист должен был разрабатывать детальные проекты всех основных цехов: чугунолитейного, сталелитейного, термического, кузнечно-прессового, а также ремонтно-механического, сушилки и складов лесоматериалов, сооружений водоснабжения и других объектов производственного комплекса. И всеми этими основополагающими составляющими завода занимался 25-летний парень. Несмотря на то, что разработкой соцгородка при заводе занимались другие архитекторы, доминанту района — Белую башню спроектировал именно он.
А все потому, что его проект был признан лучшим, в объявленном конкурсе на проект водонапорной башни, в которой очень нуждался строящийся район. Новый и растущий Уралмаш уже обеспечили электричеством, протянув с ВИЗа необходимые кабели, тепло в домах было благодаря мазуту, который завезли, а вода поступала в бочках, которые тащили лошади. Такими темпами быстрорастущий район сложно было обеспечить достаточным количеством воды.
Несмотря на то, что сроки уже поджимали, а финансы были ограничены, в конце 1928 года И. Робачевский, архитектурный руководитель Машиностроя, предложил строить водонапорную башню по индивидуальному проекту, хотя проще было взять за основу типовой проект водонапорной башни.
" Белую башню "  поместили в галерею
В этой спешке был объявлен экспресс-конкурс, на разработку проекта давалась лишь одна неделя. Поучаствовать в таком нелегком конкурсе решились лишь трое: П. Оранский, В. Безруков и М. Рейшер.
Рейшеру на самом деле хватило лишь одной ночи перед сдачей, чтобы разработать проект, который и был воплощен в жизнь. Все остальное время он проводил за проектами цехов, так как строительство завода не должно было прекращаться. Говорят, что он обсуждал свой проект со своими коллегами и эта башня — коллективный труд, как и положено в Советском Союзе.
Эскиз инженера признали оригинальным, с логичным и выразительным решением промышленного объекта. Все гениальное просто и лишь при помощи двух геометрических тел — цилиндра бака и прямоугольной пластины лестничной клетки, автор добился выразительности в облике сооружения.
" Белую башню "  поместили в галерею
Также он считал, что минимума опорных точек хватит для «фиксации тела в пространстве». Но проверить это не удалось, так как к проекту Рейшера рукой главного инженера В. Фидлера были нарисованы четыре дополнительные опоры, ибо он не верил, что одна опора сможет выдержать наполненный водой бак. В связи с тем, что место под башню было предусмотрено на возвышенности, а ее высота составляет 29 метров, архитектор предусмотрел и 2 смотровые площадки, с которых открывался вид на новый рабочий район.
" Белую башню "  поместили в галерею
Белая башня является первым сооружением в городе, сделанном из железобетона, , а ее бак в то время был самым крупным в мире. Так как с железобетоном еще не работали на Урале и не знали, насколько он прочен, решили, что сам бак будет сделан из металла. Это стало фатальной ошибкой: спустя час после того как бак, емкостью 750 кубометров, наполнили водой, его днище оборвалось, и вся вода хлынула на улицу, смывая все на своем пути. Пострадал человек — вода пронесла постового на 15-20 метров от башни. Естественно, что ответственным за строительство башни пришлось объясняться перед службами НКВД за аварию, срыв плана и т. д.
" Белую башню "  поместили в галерею
За десять дней аварию удалось устранить и соорудить новое днище, уже из железобетона. В итоге, бак имеет сложную конструкцию: стенки из железа, корпус и опорное кольцо — железобетон с жесткой арматурой, сферическое днище — обычный железобетон.
Эта башня стала прототипом для многих сооружений подобного назначения. Например, в Санкт-Петербурге, тогда Ленинграде, построили водонапорную башню на заводе «Красный гвоздильщик" .
" Белую башню "  поместили в галерею
Новую водонапорную башню УЗТМ покрыли белой известью, поэтому за ней и закрепилось название «Белая башня». В годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. башню, как военно-стратегический объект, покрыли защитным цветом, но это не повлияло на ее неофициальное название. Ее как называли «Белая башня», так и продолжали называть, хотя она стала совсем не белой.
" Белую башню "  поместили в галерею
Вода в башню поступала из озера Шувакиш, ее хватало, чтобы обеспечить все население соцгородка. Действовала она лишь 30 лет, а в 1960-е годы, перестав удовлетворять запросы растущего района, была закрыта.
Тогда же начали решать вопрос о том, как можно ее использовать дальше. Вопрос этот не решен до сих пор, и уже более полувека она стоит заброшенная.
" Белую башню "  поместили в галерею
Хотя предлагались интересные идеи, которые могли бы вдохнуть новую жизнь в любимую горожанами Белую башню. Сам Рейшер разработал проект приспособления башни под молодежное кафе с залом на 50 мест, расположенном на высоте 24-х метров. А на верхнем уровне предполагалось сделать обзорную площадку, но, к сожалению, его проект не был одобрен.
" Белую башню "  поместили в галерею
" Белую башню "  поместили в галерею
" Белую башню "  поместили в галерею
Молодой художник из Франции, осмыслив историю башни, решил поработать над ее образом, вернуть ей ее первоначальный вид. Такому шагу способствовали всеми нелюбимые граффити. Матьё, как художник, работает с граффити и старается соотнести этот вид уличного искусства с искусством галерейным, а также с пространством самой улицы и здания.
" Белую башню "  поместили в галерею
Он вместе с волонтерами убирает из башни весь мусор, снимает рекламу, размещенную нелегально, закрашивает граффити. По словам Матьё Мартена, «противоречие между изначальной геометрией здания и хаотичной композицикй граффити тут же привлекло мое внимание и возбудило желание поработать с этим историческим маркером города».
" Белую башню "  поместили в галерею
Теперь, благодаря Матьё, Белую башню можно увидеть не только приехав на Уралмаш, но и посетив площадку 2УИБСИ на Центральном стадионе, так как художник сделал макет башни в человеческий рост. Тем самым он завел признанный шедевр мировой промышленной архитектуры в выставочное пространство, отдав дань уважения архитектору Рейшеру и его работе.
" Белую башню "  поместили в галерею
Поделиться:

Срочные новости, фото и видео событий, очевидцами которых вы стали, сообщайте нам