Семь ответов на вопрос «Зачем Екатеринбургу новый концертный зал?»

Семь ответов на вопрос «Зачем Екатеринбургу новый концертный зал?»
Фото: sgaf.ru
Свердловская филармония через четыре года получит новое здание, которое вызвало ожесточенные дебаты. ЕТВ рассказывает, почему споры безосновательны.

Овациями завершился гастрольный тур Свердловской филармонии в лучших европейских залах. На концерт музыкантов из Екатеринбурга в новейшем здании Elbphilharmonie [филармония в Гамбурге — прим. ЕТВ] билеты были раскуплены за несколько месяцев. И в финале выступления Уральского филармонического оркестра и симфонического хора публика аплодировала семь минут.


Наш оркестр — один из лучших. Выступает на самых престижных мировых площадках. Везде, кроме Екатеринбурга.

Главный дирижер Уральского академического филармонического оркестра Дмитрий Лисс очень точно охарактеризовал помещение, в котором сегодня выступают звезды: «Зал, где мы работаем сейчас, захлебывается от количества звука». Но проблемы, с которыми сталкивается Свердловская филармония, — это не только акустика и неудобство для музыкантов, они гораздо масштабнее.

Проблема первая

Размеры сцены значительно ограничивает творческие и постановочные возможности

Размеры сцены в зале, который называется «большим», не позволяют представлять публике масштабные кантатно-ораториальные полотна, объединяющие несколько хоровых коллективов, и театральные постановки, о чем неоднократно говорил частый гость Свердловской филармонии Валерий Гергиев.


29 ноября в Екатеринбурге начинается пятый международный музыкальный фестиваль «Евразия». В течение недели на сцене большого зала филармонии свое искусство представят музыканты из России, Франции, Германии, Великобритании. Но… при подготовке концертов организаторам пришлось столкнуться со значительными сложностями.

Впервые в России на открытии «Евразии» прозвучит оратория «Плот Медузы“» Ханса Вернера Хенце. Из-за размеров сцены пришлось отказаться от театрализации, заложенной в авторский замысел. Так, при размещении оркестра и хоров (симфонического и хора мальчиков и юношей) не осталось пространства для перемещения артистов, символизирующего переход из мира живых в мир мертвых.

Концертный зал Elbphilharmonie в Гамбурге
Концертный зал Elbphilharmonie в Гамбурге
Фото: sgaf.ru

На закрытии фестиваля будет исполнена «Турангалила-симфония» Оливье Мессиана. Чтобы сочинение звучало в соответствии с авторским замыслом композитора, в большом зале филармонии будут демонтированы центральные места трех рядов в зал и надстроена сцена. На освободившемся пространстве и собранном подиуме разместятся рояль и редкий монофонический электронный музыкальный инструмент «Волны Мартено».


Причем создавать новую геометрию сцены придется дважды. 5 декабря собрать для утренней репетиции, затем разобрать для вечернего концерта, и снова собрать 6 декабря — для репетиции и концерта.

Проблема вторая

Инфраструктура исторического зала значительно затрудняет и ограничивает концертную деятельность

На фестивале «Евразия» выступят Михаил Плетнев и Российский национальный оркестр. Коллектив гастролирует со своими инструментами. В фуре идут виолончели, контрабасы, литавры, туба, арфа… Отдельный грузовой автомобиль везет концертный рояль KAWAI. Но… зал Свердловской филармонии не адаптирован для быстрой разгрузки и загрузки реквизита и музыкальных инструментов. В здании нет лифтовых подъемников, которые бы позволили перемещать транспортировочные кофры на уровень сцены, все погрузочные операции совершаются вручную, по узким лестничным пролетам.


700-килограммовый рояль вносят в здание через центральный вход, затем поднимают на второй этаж по парадной лестнице, через зрительный зал, на сцену, высота которой около полутора метров. В ночь после концерта — инструменты выносят из филармонии и грузят в фуры. И все это вручную.

4 декабря публика сможет увидеть видеоинсталляцию «Космос». Фортепианный дуэт GrauSchumacher Piano Duo исполнит произведения авторов XX века в сопровождении «живых» проекций, созданных известным европейским режиссером и композитором Штефаном Беме. Для того, чтобы представить концертную программу, организаторам пришлось отменить дневную оркестровую репетицию — технические службы будут готовить зал к показу «живых» трансляций.

GrauSchumacher Piano Duo - COSMOS
GrauSchumacher Piano Duo — COSMOS
Stephan Boehme

Кроме того, в концертных сезонах и программах фестивалей Свердловской филармонии нельзя увидеть полномасштабные духовые оркестры, коллективы с народной и современной хореографией, не звучит этномузыка в сопровождении танцоров. «Правила поведения» диктует орган: инструмент очень чувствителен к вибрациям и колебаниям сцены.

Проблема третья

Исторический зал часто используется не как концертная площадка, а как репетиционная база

В составе Свердловской филармонии — три профессиональных коллектива: симфонический хор, Уральский академический филармонический оркестр и Уральский молодежный симфонический оркестр. Но… каждая программа, с которой они выступают и в Екатеринбурге, и в России, и за рубежом требует репетиций (общих и групповых).


Подготовка идет на сцене большого зала и в репетиционном корпусе в несколько смен. Приглашенные солисты и гастрольные коллективы часто репетируют поздно вечером накануне выступлений.

А обслуживание и настройка органа нередко ведется ночью.

«Трепетный» орган, чувствительный к вибрациям и колебаниям сцены
«Трепетный» орган, чувствительный к вибрациям и колебаниям сцены
Фото: sgaf.ru

Все это не позволяет проводить концерты днем. Хотя спрос на них велик: абонементы на дневные циклы «Музыка для души» (восемь раз в концертный сезон в 11:00 и 15:00) продаются за двух дней задолго до начала концертного сезона.

Проблема четвертая

Исторический зал не может вместить всех желающих

Аншлаги в Свердловской филармонии не редкость. Но… зал на 680 зрителей не может вместить всех желающих. Например, в программе фестиваля «Евразия» есть концерты, на которые уже за неделю невозможно купить билеты.


Кроме того, небольшое количество мест приводит к большей финансовой нагрузке и часто от вступления звезд приходится отказываться. Цены на билеты диктует покупательская способность екатеринбургской публики, что делает невозможным компенсировать расходы на некоторые творческие проекты.


Зал большей вместимости позволит сделать стоимость концертов ниже.

Проблема пятая

Исторический зал не удобен для просмотра концертных программ

В большом зале Свердловской филармонии хорошо звучит и оркестр, и камерные концертные программы, и вокал. Иногда слушателям важно не только слышать музыку, но и видеть то, что происходит на сцене. Настоящим ценителям важно наблюдать за руками пианиста, поэтому на фортепианные концерты в первую очередь выкупаются билеты на места слева от сцены.


Детям интересна и музыка, и элементы театрализации, сопровождающие программы для юных зрителей. Но… исторический зал филармонии — «плоский», а сцена — высокая. Поэтому первые ряды и места, расположенные в самом конце зала, не позволяют следить за происходящим.


В новом зале, выполненном по принципу «виноградной грозди», такой проблемы не будет.

Проблема шестая

Исторический зал не соответствует представлениям о комфорте публики в XXI веке

Здание, которое сейчас занимает Свердловская филармония, было построено в начале XX века. Но… хотя создавалось оно как Деловой клуб, сегодня кажется не очень удобным. Например, слушатели-автомобилисты не могут припарковаться рядом с филармонией. Некоторые меломаны-гурманы отмечают, что буфет расположен далеко от зрительного зала, и они не успевают посетить его в антракте.


Во время больших концертов публике не хватает места не только в зале — переполнены также фойе и вестибюль. Здание является памятником архитектуры, в котором невозможно оборудовать лифты. А это ограничивает возможности посещения концертов слушателям с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Причина седьмая

Новое здание концертного зала станет украшением Екатеринбурга

Проект бюро Zaha Hadid Achitects презентовали 15 ноября на VIII Международном культурном форуме, проходящем в Санкт-Петербурге. Все, кто видел новое здание, были в восторге. Но…


«В первую очередь, зал нужен не оркестру, а Екатеринбургу. Это показатель статусности и серьезности города», — верно заметил главный дирижер Уральского академического филармонического оркестра Дмитрий Лисс.

Поделиться:

Срочные новости, фото и видео событий, очевидцами которых вы стали, сообщайте нам