Проводники культуры. Театр, который начался со скатерти

16:35, 23 Ноябрь 2017
teatr_dkzh_oblozhka.jpg
Сцена из спектакля «Смерть Вассы»
Фото: ДКЖ
Актеры-любители Дворца культуры железнодорожников играют спектакли с 1917 года.
Сумма мнений Σ
Александр Высокинский. О наших шансах на ЭКСПО 2025Оксаны Маклаковой
От Оксаны Маклаковой
Мы продолжаем цикл публикаций, посвященных столетнему юбилею старейшего Дворца культуры Екатеринбурга — ДКЖ. Его история тесно связана не только с библиотеками-поездами, школой жизни для Александра Пантыкина, о чем мы уже рассказывали, но и с театром.

Драматический кружок для рабочих-путейцев образовался сразу же, как только открылся сам ДК — 24 ноября 1917 года. За годы этот союз энтузиастов вырос до звания народного театра. И сейчас он носит имя Григория Гецова — человека, при котором спектакли железнодорожников гремели по Свердловской области.

Сцена из спектакля.
Сцена из спектакля.

Фото: ДКЖ

«Вот представьте себе: июль 17 года, полная разруха, голод… И вдруг в какой-то каморке собирается группа большевиков-рабочих и хочет устроить рабочий клуб. Вот надо же — в такое время людям захотелось чего-то духовного. И что вы думаете? Рабочие начали ремонт в какой-то заброшенной школе, где до этого содержали военнопленных. Отремонтировали помещение и уже осенью организовали драмкружок», — рассказывает художественный руководитель Народного театра драмы ДКЖ им. Гецова Нелли Солдатова.

Свердловский штаб Собчак возглавил Евгений Рон. Кто он?
ЕТВ поговорил с Роном о Ксении Анатольевне, "Доме-2" и открытии штаба.

Первые декорации и костюмы драматическому кружку рабочих-железнодорожников достались от родных бывшего городского головы, который управлял Екатеринбургом с 1898 по 1902 год. Среди реквизита была и нарядная скатерть. Отсюда и пошла байка о том, что Народный театр ДКЖ начался не с вешалки, как сказал Константин Станиславский, а со скатерти.

Сцена из спектакля.
Сцена из спектакля.

Фоо: ДКЖ

«Привезли, принесли скатерть, постелили, собрали актеров и понеслось. И такое счастье, что эту скатерть сохранили. Она до сих пор играет в спектаклях, как наш талисман», — вспоминает режиссер народного театра драмы ДКЖ Надежда Колтышева.

В первые годы работы драматического кружка труппа ставила спектакли почти каждый день. Репетировали и играли после работы на железной дороге. Ставили, в основном, Островского и Горького. Часто после спектакля актеры не успевали смыть с себя грим, а у театра не хватало денег даже на мыло и вазелин. Так шли лицедеи «в образе» домой.

«ДКЖ 100». Серия 3

Видео: MrMediaProduction

А в советское время труппу театра часто отправляли на гастроли по области. Железная дорога выделяла два спецвагона: один для актеров, второй — для декораций. По нескольку месяцев артисты показывали свои спектакли в самых отдаленных станциях области.

Но наибольшую известность Народный театр получил при руководителе Григории Гецове, который пришел в театр в 1964 году. Именно тогда премьерные постановки начали показывать по телевизору. Причем сначала записывали видеоверсию спектакля в студии СГРТК. И только потом объявляли премьеру в театре.

«Когда на телевидении показывали наши спектакли, то я этого терпеть не могла. Я всегда думала, когда меня уберут с экрана, потому в записи все свои ошибки видела: о, тут — не так, то — не то. Но, конечно, играть — это счастье», — вспоминает Нелли Солдатова.

Дедушка уральского рока Александр Пантыкин рассказывает, что Народный театр при ДКЖ в советское время был как «остров свободы, где можно было ставить что угодно, говорить о чем угодно»:

— Была большая комната, в которой репетировали, а рядом — маленькая комнатка, в которой я, как правило, сидел: приоткрывал дверь и смотрел, как товарищи артисты ругаются друг с другом, спорят о художественном образе. Эти споры продолжались и у нас дома. Хочу сказать, что споры тогда велись немножко на другом уровне, люди дискутировали с книгами, с какими-то статьями из газетами или журналами, цитировали классиков. Люди, воспитанные тем временем, той эпохой, оказались очень грамотными театрально, очень начитанными, художественно воспитанными. И они до сих пор могут дать фору многим и многим режиссерам, которые сегодня ставят даже в профессиональных театрах.

Сегодня, как и сто лет назад, в Народногм театре драмы ДКЖ им. Григория Гецова играют актеры-любители. Днем они работают, а свободное время, три раза в неделю, выходят на сцену.

«Конечно, в народном театре своя специфика, — поясняет режиссер Ольга Петрова. — Играют же актеры непрофессиональные. Они могут обижаться или не понимать ситуацию. В данном случае я выступаю как педагог, а не как режиссер. К нам приходят люди очень разные, у них разные судьбы, но общая мечта — играть на сцене. Это очень важно. Важно, чтобы человек пришел и остался на этой площадке. Несмотря на неудачи, несмотря разочарования. Но, если он остается в театре, он в любом случае развивается».
Эвтаназия для символа. Судьбы отловленных бродячих собак Екатеринбурга
Город
Эвтаназия для символа. Судьбы отловленных бродячих собак Екатеринбурга
ЕТВ узнал, что лишь одна из пяти собак выходит за порог центра содержания бездомных животных и находит дом.
Ольга Волкова. Бабушка папиных дочек
Всеволод Емелин. Стихи о 90-х
Екатеринбургский музей ИЗО эвакуировали по тревоге
Город
Екатеринбургский музей ИЗО эвакуировали по тревоге
Это оказались учения. А ЕТВ выяснил, какие именно культурные ценности находятся в приоритете на защиту и сохранность, если случится настоящая беда.
1000 мест за 1 миллиард. В микрорайоне Солнечный построят школу
Город
1000 мест за 1 миллиард. В микрорайоне Солнечный построят школу
По условиям контратака, который разместили на сайте госзакупок, подрядчик будет обязан сдать Екатеринбургу новое здание через три года.