Забить «Стрелку». Общественность потребовала от берегов Исети смысла
Два новых моста и сцена за рекой, плавучие острова и подсвеченный Косой дом — предварительную концепцию благоустройства отдали на растерзание широкой общественности. И она принялась от души критиковать (впрочем, как и хвалить) творение архитектурного бюро «ОСА», созданное под чутким руководством московского КБ «Стрелка». Краеведы и урбанисты, чиновники и студенты засели в Ельцин Центре и, вооружившись маркерами, оставили свой след в судьбе набережной Исети от Малышева до Куйбышева.
Впрочем, обо всем по порядку. ЕТВ уже подробно рассказывал о том, что именно «Оса» приготовила главной речке Екатеринбурга. Как и обещали, разработчики вынесли свое детище на публичное обсуждение, чтобы узнать, чего еще не хватает в проекте жителям Екатеринбурга, а что — лишнее. Презентуя работу архитекторов, представитель КБ «Стрелка» Елизавета Левицкая сразу отметила, что идентичности исетской набережной хотят уделялить большое внимание. «Надеемся на вашу помощь», — сказала столичная гостья, и участие уральцев не заставило себя ждать.
Мы использовали диджитал социологию, чтобы в соцсетях выяснить по хештегам, где жители Екатеринбурга больше всего фотографируются. Сейчас река вычеркнута из структуры города, наша задача ее вернуть. Нужно задать этому пространству дополнительные функции. Нельзя просто идти вдоль реки, нужно быть постоянно заинтересованным. Поэтому мы разработали разные маршруты — исторический, рекреационный… даже продовольственный.

архитектор КБ «Стрелка»
После обстоятельной презентации проекта, которую провел уполномоченный бюро «ОСА» Александр Самарин, посыпались вопросы из зала. Сразу выяснилось, что публике не хватает одной важной вещи. И это — екатеринбургская специфика, уральская уникальность и исторический подтекст. Представитель свердловского отделения ВООПИК Олег Букин даже предложил разработчикам свою помощь:
Мы изучали это городское пространство и нашли переписку 1875 года, в которой уже существует спор о том, как использовать это место. В ней отражен конфликт частных интересов и общественной пользы. Хотелось бы, чтобы на набережной прослеживалась связь с историей, в том числе дореволюционной. Может быть, стоит прочертить границы старинных усадеб, которые здесь когда-то стояли? Горожане будут гулять и знакомиться с историей. Мы готовы помочь.

гражданский активист по защите памятников архитектуры в Екатеринбурге
«А можно полностью изменить концепцию, — задала свой вопрос художница Лени Сморагдова, инициатор проекта „Теплые остановки“. — Например, детские площадки нужно убрать. Ну и вообще — слишком много моментов, где хочется сказать „Мяу!“» За трехметровый слой, в котором могут обнаружиться ценные археологические находки, вступился директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский: «Будет ли археологическая экспертиза? И можно ли отразить на участке три века истории?»
Показать авторам проекта «как это должно быть» участники обсуждения могли красными маркерами и бумажками-стикерами, которыми они щедро делали пометки на картах местности. Девять команд трудились над своими предложениями, а потом презентовали их собравшимся. Прозвучали оригинальные идеи. Например, установить у реки водяные колеса и зарядные устройства для гаджетов и гироциклов, основать у памятника Малышеву скейтпарк, а на склонах поставить лежаки, внедрить светильники прямо в площадь, засадить пространство у ГЦСИ хвойными деревьями (чтобы меньше ощущался скверный запах от реки), повесить гамаки, отдать сцену за рекой под кинотеатр и многое-многое другое.
Впрочем, были моменты, на которых сошлись почти все группы. Многие критиковали тротуарную плитку, по которой неудобно ездить на самокатах и ходить на каблуках. Несколько человек предложили отодвинуть новый мост от улицы Малышева. И уж точно каждый вспомнил про туалеты и киоски с круасанами и горячим чаем.
«Самая большая проблема в том, что это усредненный проект, — озвучил лейтмотив встречи архитектор Спартак Зиганшин. — Я не увидел наш город». К нему присоединился политолог Константин Киселев, который заявил — такая набережная может появиться в любом городе, но на берегах Исети люди должны четко видеть, что находятся в Екатеринбурге. Многие участники также заметили, что связь с корнями утеряна, и концепции не хватает идеи.
Здесь нет оригинального эстетического решения. Что за скамейки мы видим на проекте? « Мечта алкоголика»? Давайте вспомним скамейку Гауди — и тоже сделаем что-то интересное.

политолог
На этой ноте собрание прервало закрытие Ельцин Центра. Представители «Стрелки» пообещали доработать проект с учетом замечаний и предложений. Архитекторы из «ОСЫ» остались в легком недоумении: их задачей было сделать среду комфортной, активизировать пространство — но никак не изобретать его «сюжет».
Предложения и пожелания относительно судьбы набережной жители Екатеринбурга могут подать до 22 мая, предварительный проект находится в открытом доступе по ссылке. Следующее обсуждение судьбы набережной Исети намечено на июнь, внедрять в жизнь итоговый продукт коллективного разума начнут уже в 2017 году.