Архитектор Акбер Мамедов: «Екатеринбург надо застраивать с окраин»

10:55, 05 Август 2015
q_5q3bzgfsi1111.jpg
Фото: Акбер Мамедов, vk.com
Молодой архитектор, победитель «Арх-идеи — 2015» рассказал ЕТВ, почему уральская столица боится амбициозной архитектуры и когда же логотип города будет оценен по достоинству.
С Акбером Мамедовым мы познакомились совсем недавно: молодой архитектор, магистрант УралГАХА победил в конкурсе «Арх-Идея», организованном городскими властями и Союзом архитекторов Свердловской области. Тогда он предложил протянуть за Вечным огнем пандусный мост — это, по мнению Мамедова, избавит дороги от лишних участников движения и создаст непрерывную пешеходную зону. 

Поговорить об этой идее и не только мы встретились на совместной выставке архитектора с его отцом — Мирза Мамедов, известный художник и профессор архитектурной академии, вместе с сыном организовал плотный тандем, в котором живопись тесно сплелась с архитектурой. 
img_8459.JPG
Мирза Мамедов и его картины
Фото: ЕТВ
Восточные мотивы в картинах Мамедова-старшего по наследству перешли к Мамедову-младшему: один из первых проектов, предложенных молодым архитектором — это жилой комплекс на месте «мукомолки».
Проект застройки территории бывшего мукомольного завода
Проект застройки территории бывшего мукомольного завода

Фото: ЕТВ

— Этот  проект мне помогали делать преподаватели из архитектурной академии. Мы сошлись на том, что волнообразный фасад мог бы стать визитной карточкой города. Но этом можно трактовать иначе. Например, как новую уральскую волну: место, на котором находились цеха «мукомолки», имеет большую проходимость, а ведь именно площадка играет главную роль в формировании жизни Екатеринбурга и ее лица,  — рассказывает Акбер.

Но проекту суждено было остаться на планшете. Молодой архитектор объясняет это неготовностью города к смелым идеям: «Мы понимаем, что сейчас очень тяжело строить что-то сверхамбициозное. Данный проект индивидуален и все упирается в деньги».
img_8488.JPG
Акбер Мамедов

Уверен, что любой уголок в Екатеринбурге можно сделать привлекательным. Для этого достаточно подпустить к нему десяток архитекторов и устроить между ними конкурс.

Фото: ЕТВ
— У любой точки пространства необходимо создавать силуэт, чтобы он смог притягивать. Мы с вами живем в таком городе, который стремительно развивается. А к ЧМ-2018 мы его не узнаем вообще. Возьмем того же сэра Нормана Фостера — то, что появится у нас благодаря его идеям, я уверен, станет еще одной визитной карточкой города. Потому что это архитектура такого уровня, к которому мы все тут стремимся.
Русская медная компания помещает свое футуристичное здание посреди старинной застройки
Русская медная компания помещает свое футуристичное здание посреди старинной застройки

Фото: «Востокпроект»

— Но ведь ты тоже предлагал довольно смелый и затратный проект за Вечным огнем — дугообразный мост?

- Да. Тот вариант, что предложил я, уже давно используется в европейских городах. В данном случае за счет моста можно обеспечить непрерывное движение пешеходов, велосипедистов и маломобильных групп населения. Мост представляет собой дорожку по типу эскалатора — она начинает движение при остановке пешехода на ней.

- Что сейчас с этим проектом?

- Члены жюри сказали, что эта идея будет рассмотрена. Я же ее рассматриваю как начало возможностей. 
Еще один проект архитектора — спорткомплекс в Верхней Туре
Еще один проект архитектора — спорткомплекс в Верхней Туре

— Этот проект был разработан в 2013 году в рамках конкурса визитной карточки для малых городов.  Тогда предложение сделать именно спортивный центр было актуальным, я представил такой эскиз, но он опять же остался на планшете.

- Почему? Тебе не кажется, что одна из причин — боязнь строить смелые объекты в маленьких городах?

- Чтобы маленький город стал большим, его нужно сделать привлекательным. И начинать надо с вот таких зданий. Я вообще считаю, что основная наша беда — в несоответствии старой архитектуры новой архитектуре. Вот, к примеру, центр Екатеринбурга: из-за резкого контраста зданий создается ощущение неуютности, духоты. Но возьмем тот же Санкт-Петербург:  там дома вплотную друг к другу стоят. Несмотря на это, плотность не нарушает гармонии. У нас в городе дома стоят отдаленно друг от друга, но не вызывают ощущения свободы.

- Как решать эту проблему?

- В первую очередь, проектировать объект с анализом окружающей среды. Во-вторую,  — не бояться экспериментов. У города не должен быть один архитектор, потому политика, которая до недавнего времени была у нас в городе, как мне кажется, была неверной. На каждый участок должно быть предложено десяток проектов, и только тогда мы сможем увидеть лицо Екатеринбурга. А пока его нет. Сегодня у нас новый логотип, новое сооружение. А к чемпионату мира по футболу мы увидим совершенно другой Екатеринбург. И мне бы хотелось, чтобы он был прекрасным. 

- Кстати, о логотипе. Как тебе итоги конкурса? Ты следил за его судьбой?

- Я хотел выдвинуть свое предложение логотипа, но не успел. Поэтому проголосовал за другой. Но не вышло: тот вариант, который мне понравился, в финал не пробился. Логотип-победитель?  Ну, визитная карточка города и его узнаваемость должны передавать саму суть, этого я в логотипе не увидел. Мне кажется, что самая достойная оценка городскому лого, это когда ты за границей, видишь его и говоришь: «О, это мой город». Поэтому Екатеринбург, его жители сами со временем скажут — нравится им этот вариант или нет. 

- То есть, на логотипе все же должен быть символ?

- Мне бы хотелось видеть на лого предпосылку к истории, сути Екатеринбурга. Как это передать, какими элементами — пусть теперь смотрят авторы.

— Какие места в Екатеринбурге хочется перестроить?  

— В нашем городе много мест, которые хочется переделать. Руки чешутся на все. Но начинать надо всегда с окраин и подходить к центру. Это же ворота в Екатеринбург. Сейчас есть идея в голове — сделать мобильное, доступное жилье, чтобы его могли купить малообеспеченные люди. Но пока рассказывать все подробности не хочу, чтобы не раскрывать всю суть идеи.
— Пожалуй, самый наивный вопрос: при обсуждении проектов постоянно возникают недовольные. Как архитектор, предлагающий амбициозные проекты, скажи, как с этим поступить?  

— Недовольные всегда будут. Я считаю, что сейчас город движется в правильном направлении. Центр густо застроен? Но надо понимать, что всегда найдутся люди, которые хотят жить в центре и готовы за это платить, поэтому нужно строить, но соблюдать баланс между старыми и новыми постройками. Люди вообще привыкли к тому, что уже есть. Та же история с приборостроительным заводом: была предложена масса идей, в том числе европейских. Люди просили оставить все как есть. Но они должны понимать,  что, как и они, архитектура — живет!
Проводники культуры: библиотеки на колесах
Город
Проводники культуры: библиотеки на колесах
В советское время жителям глубинки для того, чтобы получить книгу, нужно было всего лишь в прийти на полустанок. И дождаться библиотечного поезда. Так было в Екатеринбурге.
Корь в Екатеринбурге. Эпидемиолог о болезни
Журналист Владимир Гридин о носках, как чувстве стиля
Главный «ЭКСПО»-нат: что изменится в Екатеринбурге за семь лет?
Город
Главный «ЭКСПО»-нат: что изменится в Екатеринбурге за семь лет?
Смотрим в заявочную книгу и видим преобразования.
Уральский телережиссер с оркестром покоряет «Тэфи»
Город
Уральский телережиссер с оркестром покоряет «Тэфи»
Александр Привалов десять лет назад уже занимал место в тройке финалистов главного телевизионного конкурса страны. В этот раз он планирует залезть в «шорты» вместе с «Другим оркестром».