Гуру Гурович. Российский дизайнер — о Екатеринбурге и его логотипе

Игорь Гурович рассуждает о   российском дизайне.
Игорь Гурович рассуждает о российском дизайне.
Фото: Мария Захарова.
В уральскую столицу культовый российский художник-график и дизайнер прилетел всего на денечек: в субботу ему предстояло запихнуть в «шорты» лучшие логотипы Екатеринбурга. ЕТВ выловил Игоря Гуровича за час ДО и расспросил обо всем.
За Игорем Гуровичем мы заезжаем в отель в полдень. Прилетевший накануне вечером столичный гость выглядит бодрым и свежим. «Правда, холодновато», — отмечает дизайнер, оглядывая мрачноватую зелень на деревьях, скованных суровым малоснежным уральским летом.

С гуру плакатного дизайна, которому всего через пару часов предстоит вершить судьбу многострадального конкурса логотипов Екатеринбурга, мы едем в галерею уличного искусства «Свитер». «А я там ни разу не был, пойду хоть познакомлюсь с уличным искусством. В тепле», — отмечает гость.
Дизайнер обращает внимание на   адресные таблички:   « Олдскульные ,   такие даже в   Питере сложно найти»,    — замечает Гурович.
Дизайнер обращает внимание на адресные таблички: « Олдскульные, такие даже в Питере сложно найти», — замечает Гурович.
улица Пушкина, Екатеринбург
Последний раз член Российской академии графического дизайна был на Среднем Урале около двух лет назад. В этот раз приехал как председатель жюри конкурса айдентики Екатеринбурга. Напомним, днем ранее жюри определилось с 50 вариантами лого, из которых комиссия в итоге составила шорт-лист. Имена конкурсантов-счастливчиков, попавших в число лучших, город узнает уже в понедельник. С того же дня начнется голосование среди горожан — до 17 июля они будут выбирать победителя.

«Если причина ребрендинга Екатеринбурга — обида дизайнеров одних на дизайнеров других, то получится дрянь, — рассуждает Гурович о появлении конкурса городского лого. — Ребрендинг — это ведь еще и внутренние социальные запросы, когда горожане говорят: Мы жили в какой-то там ситуации, и вот нас перестало это устраивать. Мы хотим чего-то большего. Это наше коллективное мнение». Когда они что-то хотят сообщить друг другу: что они — братья по крови или будущая столица Олимпийских игр. Какой-то текст. Но 90% работ — это змейки и камушки. Это говорит о том, что сказать-то нечего, да и непонятно, к кому тут обращаются. Я как турист в город к змейкам ехать не хочу. За камушками я тоже, наверно, поеду не в Екатеринбург, а туда, где камушки краше и лучше».
« Есть варианты логотипа Екатеринбурга хорошие ,   есть плохие ,   но   все они   — бессмысленные».
« Есть варианты логотипа Екатеринбурга хорошие, есть плохие, но все они — бессмысленные».
Игорь Гурович, дизайнер
«То, что происходит в Ебурге, мне ужасно нравится, потому что вы создаете новые городские легенды. И то, что в вашем городе проходит масштабная Стенограффия» — это очень хорошо, потому что, я верю, это все не на пустом месте образовалось. Собрались люди, очень сильно захотели. Но о роли уличных художников мне сложно говорить, я в этом мало разбираюсь. Я понимаю, что уличное искусство во многом определяет лицо промышленных городов. Из этого в большое искусство шагнуло очень много людей, а мировое искусство за последние 10 лет очень много вынесло из уличного, — рассуждает дизайнер. — Мы вообще живем в стране, в которой очень сложно прогнозировать будущее. Конечно, можно устроить революцию, но очень хочется без этого прожить».

Об уровне российского дизайна на мировой арене график, работавший в свое время в Латвии, во Франции и России, говорит скептически. Мы — большая страна, крайне талантливый народ. Поэтому у нас много хороших дизайнеров. Но у нас нет школы, потому что школа — это набор объединяющих понятий. В Голландии, например, есть восемь разных школ дизайна, и для них мы все — такие чукчи, в нашей-то многомиллионной стране! Та же школа Роттердама отличается от школы Гааги, при этом в обеих учатся наши дети, — отмечает Гурович. — Проблема не в детях, проблема в отсутствии определяющих рамок. Поэтому много народу делает дерьмо. Люди делают то, что от них ждут, но ждут, к сожалению, от них тоже дерьмо. Нет инстанции, которая не позволит нам падать ниже планки».
В   нашей стране ,   уверен академик Российской академии графического дизайна ,   своей школы дизайна   нет. Оттого и   работы бессмысленные.
В нашей стране, уверен академик Российской академии графического дизайна, своей школы дизайна нет. Оттого и работы бессмысленные.
Гурович работал в России, Франции и Латвии
Мы отправляемся с Гуровичем на прогулку. Пользуясь тем, что в городе вовсю проходит фестиваль «Стенограффия», приводим продвинутого графика на один из стрит-арт-объектов — на Куйбышева, прямо за корпусом УрФУ, очередной подарок городу оставляет Андрей Пальваль.
Игорь Гурович на   фоне будущего стрит-арт-объекта   « Стенограффии   — 2015»
Игорь Гурович на фоне будущего стрит-арт-объекта « Стенограффии — 2015»
улица Куйбышева, 48
Гурович вспоминает, что и сам рисовал граффити: было это 25 лет назад — первый и последний раз. «Я тогда работал во Франции, рисовал декорации одному французскому театру. В моей команде были художники-граффитчики, тогда и я с ними что-то бомбил. Но с того времени баллончик в руки больше не брал», — откровенничает дизайнер.
« Давайте загасим стенку!»   — тут   же   подхватывает оргкомитет   « Стенограффии» и   дает дизайнеру баллон.
« Давайте загасим стенку!» — тут же подхватывает оргкомитет « Стенограффии» и дает дизайнеру баллон.
После долгих уговоров Игорь Гурович все же соглашается.
Вот что в итоге получилось.
На меня Екатеринбург производит впечатление города динамично растущего. И это ужасно приятное ощущение. Вот идешь и понимаешь: все немножечко косенько, но в этом есть драйв. Дальше важно, кому этот драйв передать», — рассуждает дизайнер.

Гурович вспоминает о логотипах и пытается понять, на кого нужно направить месседж айдентики, чтобы действительно сделать Екатеринбург привлекательным с профессиональной, дизайнерской точки зрения. «Надо сказать молодым: фигли ехать в Москву или в Питер? Есть место для молодых и для их жизни: с университетами, с большими проспектами. А когда строятся двадцать пять бизнес-центров, понятно, что есть работа. Если мы обращаемся к этим людям, я понимаю, что делать. Если мы обращаемся к японским туристам, то посыл не надо в Венецию. Зачем вам каналы, спагетти, зачем это вам? Давайте летом сюда, в этот холод, в этот дубак!» не прокатит. Для японских туристов сложно что-то придумать, а вот для молодых сделать интересный посыл — реально», — отмечает эксперт.
Игорь Гурович ,   дизайнер-график и   художник. В   субботу прикоснулся к   судьбе логотипа Екатеринбурга.
Игорь Гурович, дизайнер-график и художник. В субботу прикоснулся к судьбе логотипа Екатеринбурга.
Куйбышева, 48
Большое интервью с Игорем Гуровичем смотрите на ЕТВ.
Поделиться:

Срочные новости, фото и видео событий, очевидцами которых вы стали, сообщайте нам