Кто здесь? История заселения Екатеринбурга, часть 2

11:37, 28 Март 2015
20219_600.jpg
Из первой части статьи читатели узнали, много ли в городе осталось «старых русских», велик ли шанс поскрести уральца и обнаружить татарина, а также — куда пропали со Среднего Урала немцы. ЕТВ продолжает вскрывать генетические коды мегаполис
Уральский Сион
В отличие от призрака «уральской Германии», исчезающего среди могил разоренного лютеранского кладбища и лесных лагерных захоронений, уральские евреи — это реальность, данная в ощущениях.
Евреи стартуют в Екатеринбурге одновременно с немцами. Известно, что протеже Никиты Демидова был вице-канцлер Петр Шафиров, сын крещеного еврея Шафира. В 1805 г. еврей, некто Гумпрехт, бывший фальшивомонетчик, числится управляющим цементной фабрикой под Екатеринбургом (и поступает на службу к немцу — Ивану Филипповичу Герману). Во время войны с Наполеоном евреев, заподозренных в шпионаже в пользу Франции, ссылают в Пермскую губернию. Со временем их становится так много, что император Александр I после путешествия по Уралу в 1824 г. издает указ, запрещающий евреям появляться на уральских заводах и в самом Екатеринбурге. На евреев велись облавы. Но затем Николай I в 1827 издает указ о введении воинской повинности для евреев, в результате чего в рекрутский набор попадают так называемые кантонисты — мальчики-подростки, отправляемые в специальные батальоны на 25 лет.
undefined

Институт кантонистов для евреев был отменен лишь в 1856 году. За 30 лет этой практики через Пермский батальон прошли тысячи евреев, часть которых была крещена и осталась жить на Урале. Многие из окрещеных продолжали практиковать иудаизм. В итоге к 1860-м все губернские города Урала обзавелись так называемыми солдатскими синагогами, а уездные — молельными домами и кладбищами.
В Екатеринбурге еврейское кладбище было основано в 1830-х гг. Ицхоком Лансбергом, а в 1852 г. в полицейских отчетах Екатеринбурга впервые упоминается еврейский молитвенный дом, совмещавший функции школы (хедер) и молельни (бейт-ха-тфила).
В 1867 году расселение евреев-солдат за «чертой оседлости» было легализовано. «Дембеля» занимались ремеслами, обзаводились семьями (невест для солдат привозили из «черты оседлости»), объединялись вокруг молелен.
Вторая волна еврейской миграции на Урал начинается в 1870-х, после либеральных реформ Александра II. Вновь прибывшие застали в Екатеринбурге уже сложившуюся еврейскую общину. Старожилы к тому времени были в значительной степени ассимилированы, пользовались русским вместо идиша, а религиозные установления соблюдали формально. В 1897 г. в городе согласно официальным данным проживало 305 евреев, но это число значительно занижено.
В конце XIX века происходит подъем еврейского национального сознания, а одновременно с этим — рост антисемитизма, подогреваемый политикой Александра III и Николая II. В Екатеринбурге в это время отмечено появление первых антисемитских памфлетов. В самой еврейской среде к этому времени существовало значительное имущественное и классовое расслоение. С одной стороны — видные купеческие фамилии города: Перетц, Анцелевич, Меклер, Поляков, Халамейзер, легендарные частнопрактикующие врачи Котелянский и Сяно. С другой — деклассированная еврейская беднота, деятельно участвовавшая в революционной борьбе. В октябре 1905 года случился первый и последний на Урале еврейский погром, в ходе которого в Екатеринбурге погибли… двое русских, попавшихся толпе под «горячую руку».
undefined

К. И. Филькович, «Погром». Открытка 1905 –1907 гг.
Наконец, третья волна миграции относится к периоду Первой мировой войны. Число еврейских беженцев в Екатеринбурге приближалось к тысяче.
После революции число евреев в Екатеринбурге стало быстро расти. В 1920 г. в городе только по официальным данным постоянно проживало 3 600 евреев (или 4% от населения города на тот момент), работали еврейские образовательные и культурные учреждения: школа 1-й ступени, профессиональная школа, детский сад, библиотека, рабочий клуб, отделение Еврейской секции ВКП (б).
В 1939 г. году в Свердловске насчитывалось около 8000 евреев (2%), а в 1959 г. — 16 000 (снова 2%). На начало 1960-х приходится пик абсолютной численности свердловских евреев. «Полукровок» же, не могущих считаться классическими евреями, в то время насчитывалось до 50 000 человек, т.е. не менее 5% от числа горожан. С конца 1960-х годов численность еврейского населения города стала медленно сокращаться, что связано с постепенной легализацией отъезда в Израиль. В 1979 г. евреев в Свердловске было 13 000, а в 1989 г. — только 11 000. В 1990-х этот процесс резко ускорился.
undefined

Русскоязычный плакат Министерства иммиграции и абсорбции Израиля, 1980 г.
Согласно сведениям переписи 2010 года, евреи заняли 9 место в десятке национальностей Екатеринбурга (между армянами и узбеками) с численностью 4 339 человек. В то же время горожан еврейского происхождения (по отцу-еврею) может быть в 3-5 раз больше. Степень еврейского присутствия в Екатеринбурге в несколько раз ниже, чем в таких городах как Харьков или Одесса, но все же это заметная часть городского населения, а в середине XX века даже и значительная.
Уральский рабочий
С начала индустриализации и до начала войны население Свердловска увеличилось в четыре раза — со 100 000 человек в 1925 году до более чем 400 000 человек в 1940-м. Город всасывал в себя население бывших крестьянских хозяйств. С 1930 года процесс резко ускорился «благодаря» коллективизации на селе. Откуда же ехали в Свердловск будущие рабочие? В основном с аграрного среднего Поволжья и Прикамья, спасаясь от голода и террора. Вятка и левобережье Волги практически опустели. Емкость Перми была заметно ниже свердловских и челябинских индустриальных гигантов, и те раскулаченные, которые не оказались в Казани, повалили за Урал огромной серой массой.
undefined

Юрий Кугач. Коллективизация. Выселение. Из серии " картины недавнего прошлого"
Именно их потомки и составляют от трети до половины городского населения, но называть это консорцией? Эти люди, находившиеся в состоянии перманентного цивилизационного шока, перестали быть даже русскими. Утрата всех корней и поверхностная урбанизация сознания, сопровождаемая пролетарской пропагандой, превратила их в «советских». Такими они в значительной степени остаются и по сей день. Уральский рабочий родом из XX века. Генетически же это потомок деревенских обитателей северо-восточной окраины европейской России, представляющих собой гремучую смесь славянских и финно-угорских племенных объединений с преобладанием последних.
Потомки эвакуантов
«И над бульварами линий
По-ленинградскому синий.
Вечер спустился опять.»

А. Городницкий, «Снег»
Во время Великой отечественной войны уральский регион стал одним из основных центров размещения эвакуированного населения. К весне 1942 года в Свердловской области было размещено 719 тыс. человек, из них 146,7 — в Екатеринбурге. Еще и к началу 1945 года на Урале оставалось почти четверть всех эвакуированных в стране — более 600 тыс. человек, причем на долю Свердловской и Челябинской областей приходилось больше половины от этого числа.
undefined

Юлия Сегаль. " Теплушка" . Рельеф, бронза. Музей вооруженных сил (Москва), 1977 г.
В отличие от других регионов, на Урале эвакуанты размещались в основном в городах. В индустриально развитой Свердловской области 77,7% эвакуированных были оставлены в городах. Несмотря на реэвакуацию после окончания войны, численность населения Свердловска выросла с 423 тыс. человек в 1940 году до 620 тыс. Свыше половины эвакуантов составляли беженцы из блокадного Ленинграда.
Екатеринбург в годы войны стал вторым домом для таких известных ленинградских предприятий как завод «Красный треугольник», завод «Электросила», завод «Электрик» и других. 40 000 ленинградцев числились рабочими Уралмашзавода. После окончания войны многие ленинградцы вернулись из эвакуации домой, однако часть из них остались жить и трудиться в Свердловске.
Потомки ленинградских беженцев могут составлять до 1/5 населения современного Екатеринбурга. Эвакуанты являются крупнейшей выделяемой городской консорцией, несмотря на то, что самих «блокадников» в Екатеринбурге по понятным причинам осталось не более 200 человек, которые, тем не менее, продолжают встречаться ежегодно в годовщину снятия блокады. Они, их дети и внуки — ядро данной консорции, хранители памяти о ее исторической судьбе.
Китайская дивизия
Китайцы появились на Урале еще до революции. Сперва это были одинокие торговые представители империи Цин. Затем в годы Первой мировой войны при Верх-Исетском заводе появился трущобный поселок Китайская горка. Там, на левом берегу Исети, размещались бараки, в которых жили наемные рабочие из Китая. Возможно, именно с тех пор китайцы в городе тяготеют к району ВИЗа.
В 1950-е годы, до размежевания КПСС и КПК, которое в итоге вылилось в советско-китайский военный конфликт на острове Даманский, в УПИ учились десятки китайских студентов. Они отличались особенным прилежанием, жили в общежитиях и старались не попадаться на глаза горожанам.
Все изменилось в середине 1990-х, когда отечественные «челноки» поехали в Китай. По маршрутам, проложенным в одну сторону, можно было передвигаться и в другую. Этим и воспользовались сотни, а затем и тысячи китайских мигрантов из наиболее экономически отсталых северо-западных и центральных районов КНР. В кварталах, примыкающих к крупнейшему вещевому рынку Екатеринбурга, возник неформальный «чайна-таун», упрятанный поначалу в обычные советские многоэтажки. Но со временем китайцы увеличили свой экономический потенциал и самостоятельно или через российских подрядчиков занялись «серым» строительством на землях, предназначенных для дачников. Результаты этой деятельности городская администрация едва успевает уничтожать по собственным исковым заявлениям в суды и жалобам горожан.
undefined

ТЦ " Пекин" в Екатеринбурге. Здесь почти нет вывесок на русском языке
Отмечается, что в 2010 году на миграционный учет в Екатеринбурге поставлено более 12 тысяч граждан Китая. Газета «АиФ» в одной из своих публикаций едко отмечает, что это число соответствует количеству солдат в мотострелковой дивизии. Однако действительное количество китайцев в Екатеринбурге, вероятно, приближается к 30 000. Остается открытым вопрос, где они все помещаются, ведь в отличие от гастарбайтеров из Средней Азии, которых можно встретить в любом районе города, китайцы тяготеют к компактному проживанию семейными общинами. А в центре города китайскую речь и вовсе можно услышать лишь по главным «коммунистическим» праздникам.
Украинские беженцы
Новейшая история постсоветского пространства создала в Екатеринбурге совершенно новую консорцию — беженцев с территории Украины. На март этого года в Свердловской области находится около 10 тыс. зарегистрированных «вынужденных переселенцев» с украинским гражданством. Украинцы, несмотря на определенные сложности в адаптации к новым условиям, чаще всего получают работу и снимают жилье, живут у родственников или в центрах временного проживания. Таким образом, общая численность украинцев на Среднем Урале за два последних года удвоилась и стремится к 30 000. Если эта тенденция продолжится, украинцы вытеснят татар на третье место в топ-10 национальностей Екатеринбурга. Правда будет ли к этому времени еще существовать украинская идентичность — вопрос открытый.
undefined

Украинские беженцы. Фото с сайта imenno.ru
Карты судьбы
По итогам всего вышесказанного можно составить нечто вроде грубой карты екатеринбургских консорций (ни в коем случае не претендующей на полноценное научное исследование) и заставить «молчаливое большинство» городского населения если не заговорить, то по крайней мере промычать нечто более-менее осмысленное. Итак, вот что у нас получилось:
от 500 000 до 750 000 — потомки раскулаченных крестьян и вольнонаемных рабочих из Волго-Уральского региона периода сталинской индустриализации 1925 — 1955 гг.
от 150 000 до 250 000 — потомки эвакуантов из Ленинградской области и других регионов СССР
до 50 000 — люди тюркского происхождения в основном с территории Челябинской области
до 30 000 — украинцы, из них до 10 000 беженцы (2013 — 2015 гг.)
до 30 000 — китайцы
до 25 000 — потомки русского старожильческого населения Екатеринбурга и его окрестностей
до 20 000 — люди еврейского происхождения
по 5 000 — евреи, армяне, узбеки, таджики, азербайджанцы, курды, марийцы, мордва
до 2 000 — немцы и другие люди европейского происхождения (поляки, сербы)
до 350 000 — другие (люди, переехавшие в город в последние 40 лет).
Дичь какая! Екатеринбуржцев хотят кормить лосятиной «без конских цен»
Город
Дичь какая! Екатеринбуржцев хотят кормить лосятиной «без конских цен»
В декабре на Посадской откроется гастрономический ресторан «сибирской кухни». Сначала местные яства решили опробовать на журналистах и фуд-критиках.
Журналист Владимир Гридин о носках, как чувстве стиля
Музыка на ЕТВ
Рокабилли с «отвязными псами»
Рокабилли с «отвязными псами»
От Александры Аксеновы
Проводники культуры. Театр, который начался со скатерти
Город
Проводники культуры. Театр, который начался со скатерти
Актеры-любители Дворца культуры железнодорожников играют спектакли с 1917 года.