Дом с четырьмя лицами. Ekburg.TV исследует Уралмаш

09:00, 02 Февраль 2015
4faces.jpg
Здесь можно снимать кино, причем сразу во многих жанрах: здание бывшего ДК УЗТМ зависло во времени на пути из прошлого в будущее. Мы приглашаем читателей на виртуальную экскурсию по этому фантастическому дому-порталу.
Здание по адресу бульвар Культуры, 3 / улица Красных партизан, 9 в 30-е годы XX века спроектировали уральский архитектор Валерий Парамонов и выпускник немецкой архитектурной школы «Баухауз» Бела Шефлер. Фабрику-кухню Уралмашзавода построили в 1935 году, впоследствии ее использовали как Дом Культуры. В минувшем октябре зданию придали статус объекта культурного наследия, а немногим ранее сюда въехала Екатеринбургская академия современного искусства.
undefined

История образца уникального архитектурного направления Баухауз насчитывает 80 лет, но она не менее драматична, чем история самого СССР, который успел пройти полный цикл от рождения до смерти еще быстрее, за 70 лет. Мы пришли в бывший ДК с фотоаппаратом, чтобы сделать «слепок» дома, и обнаружили сразу четыре культурных пласта: советский, современный, религиозный и… просто мертвый. Сложно поверить, что все эти снимки сделаны в одном месте (и это не киностудия). Поэтому на фотографиях помечены части здания, где они были сделаны. Итак, вперед!
Вся власть Советам
undefined

Красному бархату, закрывающему гардероб, — не менее 30 лет. В восточной части здания сохранились атмосфера и атрибутика советского Дома культуры, где дети приобщались к хоровому пению, моделированию, хореографии и другим традиционным занятиям  подрастающего поколения.
undefined

Состояние стен и потолка — совершенно удручающее. Везде потеки, потрескавшаяся штукатурка и краска. И все равно здесь теплится жизнь: проходят собрания, работают кружки, слабо тлеют искры народного творчества.
undefined

Одна из ценностей советского наследия — замечательная мозаика из кусочков мрамора в перилах широкой лестницы. Каждый рисунок уникален и не повторяет другой.
undefined

Не менее внушительные, чем перила, люстры висят в каждом зале, в каждом холле.
undefined

Интерьер зала не менялся десятилетиями: все те же портьеры, барельефы с профилями великих деятелей искусства… Вот только потолок осовременили.
undefined

Гигантские полотна в духе соцреализма украшают стены около центральной лестницы. Окно занавешено: видимо, от него мало что осталось.
undefined

Масштаб этих картин впечатляет.
undefined

Здесь прошлое столкнулось с настоящим: на втором этаже упираемся в свежую кирпичную стену, за которой — совсем другая жизнь. За ней, в дебрях Уралмаша, в бывшем Доме советской Культуры, расцветает Современное Искусство. И…
Вся власть современному искусству
Екатеринбургской академии современного искусства передали бывший ДК пару лет назад. Пока удалось отремонтировать только западное крыло, средства выделила администрация Екатеринбурга. И вдруг старый дом наполнился " модной" молодежью, выставками актуальных фотографий, полками для буккроссинга и т.д.
undefined

В ЕАСИ — отдельный вход, но пройти можно и через старый ДК, Даже внешние стены здесь выглядят гораздо лучше.
undefined

На первом этаже — выставка тагильских подносов с изречениями известных людей.
undefined

«Мы не можем стать тем, кем не являемся. Мы часть другой культуры — бразильской, и не можем стать скандинавами или немцами: наша школа — мастерская ремесленника, а не Баухауз»

— дизайнер Фернандо Кампана,  журнал Tatlin.

undefined

А вот другая настенная выставка.
undefined

Одно из несомненных достоинств бывшего ДК — просторные помещения. Вот как они выглядят, если провести ремонт.
undefined

И снова кирпичная кладка — на этот раз она видна из окна как граница между историческими пластами здания.
undefined

Еще одна особенность Баухауза как стиля — широкие атриумы, особенно характерные для лестничных пролетов. Следуя первой заповеди имя которой — функциональность, архитектор позаботился о естественном освещении.
Вся власть… церкви?
undefined

Трудно поверить, но это — то же самое здание, только с другой стороны. В начале 2000-х на Уралмаше построили первую церковь, а вскоре она распространилась и на стоящий поблизости запущенный ДК, освоив его часть и превратив ее в Центр духовной культуры. Пожалуй, архитектор Бела Шефлер был бы весьма удивлен, увидев на своем творении во славу социалистических идеалов — позолоченный купол и ангелочка из алюминия.
undefined

А вот, собственно, и ангелочек.
undefined

Еще один вид — и мы переносимся дальше, в царство Смерти.
Вся власть времени
В 2008 году бывшая Фабрика-кухня горела. Пламя полностью уничтожило центральную часть здания, которую с тех пор и не пытались восстановить — настолько колоссальных затрат это требует.
undefined

С одной стороны к обугленной части ДК не подойти. Зато с другой мы рассмотрим руины во всей красе.
undefined

Теперь здесь хозяйничает только небо.
undefined

Еще можно угадать прихотливую форму оконных рам.
undefined

Кажется, здесь смерть победила. Однако…
Будущее
Екатеринбургская академия современного искусства, которая отремонтировала одну часть старого ДК, собирается привести в порядок и все остальное. Планы вуза на здание — поистине масштабны: похоже, ЕАСИ собирается не просто расшириться, но создать новую смыслообразующую константу на Уралмаше, на наших глазах мутирующем из индустриального " спальника" в полноценный субъект городской культуры. Планы реконструкции висят в Академии:
undefined

«Сегодня историю бывшего ДК УЗТМ необходимо рассматривать как проекцию судьбы всего района Уралмаш. Конвертация символов его индустриального прошлого в новую городскую мифологию позволит заново осмыслить значение соцгорода, его уникальную локальную специфику, связь индустриальных пространств и идентичности горожанина. Сохранение конструктивистского наследия и новое проговаривание идеологии этого архитектурного стиля, восстановление быта творцов индустриального прорыва, осмысление символического наследия этой эпохи, выработку новых форм его репрезентации стоит осуществлять в тесной привязке к культурно-символическому капиталу ДК»

— комментарий к проекту.

Индустриальную проблематику наследия конструктивизма ЕАСИ планирует положить в основу выставок, которые будут проходить в ДК. Также здесь могут разместиться музеи науки и техники; свердловского быта; уральского конструктивизма. На базе культурно-образовательного комплекса в будущем появятся архивный и исследовательский центры. Одной из целей культурно-образовательного комплекса ЕАСИ называет интеграцию творческих проектов на территории микрорайона, интенсификацию внутренней культурной жизни Уралмаша.
По плану реконструкция должна завершиться в 2025 году. Вопрос, как водится, в деньгах: останется ли конструктивизм по-прежнему интересен властям, покажет время.
Проводники культуры: библиотеки на колесах
Город
Проводники культуры: библиотеки на колесах
В советское время жителям глубинки для того, чтобы получить книгу, нужно было всего лишь в прийти на полустанок. И дождаться библиотечного поезда. Так было в Екатеринбурге.
Корь в Екатеринбурге. Эпидемиолог о болезни
Журналист Владимир Гридин о носках, как чувстве стиля
Главный «ЭКСПО»-нат: что изменится в Екатеринбурге за семь лет?
Город
Главный «ЭКСПО»-нат: что изменится в Екатеринбурге за семь лет?
Смотрим в заявочную книгу и видим преобразования.
Уральский телережиссер с оркестром покоряет «Тэфи»
Город
Уральский телережиссер с оркестром покоряет «Тэфи»
Александр Привалов десять лет назад уже занимал место в тройке финалистов главного телевизионного конкурса страны. В этот раз он планирует залезть в «шорты» вместе с «Другим оркестром».