Фильмы — зрителям. Даром

Редакция ЕТВ собрала девять самых интересных фактов о «Всемирном фестивале уличного кино».

20 и 21 июля в Екатеринбурге на площадке под отрытым небом «МЕГА-парка» у торгового центра МЕГА пройдет самый неформальный и неформатный «Всемирный фестиваль уличного кино». Показ короткометражек начнется в 20:00. Определять победителя будут сами зрители без вмешательства «высокого жюри».

Просмотр фильмов на открытом воздухе и народное голосование — вот два отличительных признака фестиваля, которому в этом году исполняется шесть лет. Специально для вас, читатели, ЕТВ собрал самые интересные факты об этом демократичном ивенте.

Уникальный формат Фестиваля подразумевает показ кинофильмов не в одном, как это обычно принято, городе, а на площадках по всей России. В этом году число населенных пунктов, где можно будет посмотреть короткометражки, перевалило за тысячу.

Важным партнером фестиваля выступает Tele2, обеспечивая высокоскоростной доступ в интернет 4G, что позволяет транслировать фильмы на большой экран сразу из интернета. В этом году федеральный сотовый оператор поддерживает «Всемирный фестиваль уличного кино» в двадцати шести городах страны.

В этом году на Фестивале покажут десять конкурсных работ и 50 фильмов вне конкурса. До этого, в прошлые годы, на фестивале показывали до 20 короткометражек. Сейчас — больше.


Так как «Всемирный фестиваль уличного кино» — это сборник короткометражек, то длинных фильмов в нем нет совсем. Есть оговоренный предел — до 20 минут. Самый «быстрый» фильм, представленный на фестивале за всю его историю, длился одну минуту.

Обычные фестивали привязаны к площадке, к залу, то есть зависят от его вместимости. «Фестиваль уличного кино» проходит по другим правилам. Все площадки под открытым небом, поэтому сколько будет зрителей спрогнозировать невозможно, да и незачем. На фестивале рады каждому и место найдется всем.

Например, в прошлом году в Набережных Челнах показ лучших короткометражек устроили на местном стадионе для 11 тысяч зрителей. Но бывает, что показ проходит в маленьком городе, а то и селе. И тогда число зрителей идет на сотни, десятки. Но это самая благодатная публика.

В прошлом году в Екатеринбурге фестиваль за два дня посетили более 10 тысяч человек, а по всей России фестиваль собрал более миллиона зрителей.

«Фестиваль уличного кино» — это способ открыть новые имена, получить свежие впечатления. Поэтому в программу не включают ретроспективный показ титулованных картин (таких, как оскароносная короткометражка Питера Уаткинса «Военная игра» 1965 года или всемирно известный фильм Брюса Коннера Bombhead 1989 года).
«У нас есть единственное требование — кино должно быть снято в течение года до конца приема заявок. Не страшно, если картина уже где-то демонстрировалась и у нас будет не премьерный показ. Какой-то фильм могло уже увидеть статусное жюри, и мы получаем сравнительный анализ по оценке зрителей. Правда, сейчас режиссеры отправляют фильм нам в первую очередь. Нам это очень приятно», — отмечают организаторы «Всемирного фестиваля уличного кино».
«Фестиваль уличного кино» наследует традиции средневекового площадного театра. Поэтому коллективный смотр короткометражек всегда проходит в общественном пространстве, куда может прийти любой. Например, в Омске долго не могли найти подходящее место, в итоге построили амфитеатр специально для фестиваля.

Нередко, в качестве площадки используют городскую реку. Публика рассаживается на берегу, а экран устанавливают на плавающем понтоне. К слову, года назад подобный просмотр фильмов в городе Тутаев Ярославской области собрал тысячу зрителей и попал в Реестр рекордов России как первый массовый кинопоказ на воде.

В Белгороде, например, во время фестиваля люди сидят на одном берегу реки, а экран размещается на другом. Кто-то из зрителей подплывает на лодках.

Для создателей фестиваля выход к зрителю на улицу был принципиален. Это позиция максимального противопоставления официальным канонам. Поэтому просмотры бесплатны для всех, а вместо статусного жюри — голосование самих зрителей.

«Мы делаем фестиваль на максимально большом количестве площадок, чтобы каждый смог его посетить. В любом почти городе. Улица как метафора народности, открытости, демократичности», — заявляют создатели фестиваля.

Короткометражки фестиваля всегда показывают в вечернее время, когда уже сумеречно. Это сделано, в том числе, и для того, чтобы зрители могли проголосовать за лучший фильм. А делают они это светом своих мобильников! Организаторы замеряют силу свечения прибором-люксметром и заносят данные в базу. Если слишком светло, как, например, в Сыктывкаре, где белые ночи, то зрителям заранее раздают флажки.
Определять народного любимчика этого года будут в октябре после того, как жители всех городов, где проходит фестиваль, посмотрят короткометражки. А в прошлом году победителем стал фильм «Взятка» Алексея Харитонова.
Во-первых, режиссер, которого по итогам зрительского голосование стал лучшим, получает внимание публики. Первые пять лет фестиваля признание зрителей было единственным «призом». Но сейчас организаторы предлагают режиссеру короткометражки полтора миллиона рублей с условием, что эти деньги он потратит на начало съемок полнометражной картины: «Полутора миллионов рублей должно хватить, чтобы подготовить и упаковать сценарий. А мы уже потом передадим его в Фонд кино. И человек сможет снять фильм».

Интересно, что победители первых фестивалей находили дорогу в большое кино, даже когда подъемные полтора миллиона рублей организаторы еще не выдавали. Так, например, призер зрительского голосования 2015 года — молодой режиссер Алексей Нужный — уже в 2018 году представил успешный фильм «Я худею».

Поделиться:

Срочные новости, фото и видео событий, очевидцами которых вы стали, сообщайте нам