Дублер Христа

Зачем оперный театр Екатеринбурга поставил «Греческие пассионы».

На прошлой неделе екатеринбургский театр оперы и балета взял две «Золотые маски», и обе — за спектакль «Пассажирка», который поставили впервые в России. Над спектаклем работал сложившийся еще на «Сатьяграхе» в 2014 году дуэт: дирижер Оливер фон Доханьи (он взял одну из «Масок») и режиссер Тадеуш Штрассберегер. «Сатьяграху» и «Пассажирку» объединила тема непротивления злу и победы человеческого духа над обстоятельствами. Весной 2018 года эта дилогия превратилась в трилогию — на сцене оперного поставили «Греческие пассионы» Богуслава Мартину, и снова — впервые в России.

ЕТВ уже увидел будущий весенний хит и рассказывает, какой получилась опера о метафорическом воскрешении Христа.

Постановки на религиозную тему в России требуют некоторой смелости — всегда есть риск, что придется вступить в конфликт с РПЦ. После того, как в Новосибирске со скандалом запретили «Тангейзера», екатеринбургский театр решил сыграть на опережение и к работе над «Греческими пассионами» привлек игумена Вениамина (Райникова), который консультировал постановщиков.

В основу либретто лег роман «Христа распинают вновь» Никаса Казандзакиса, который стал соавтором для Богуслава Мартину в работе над оперой. Переложение вечной истории Мартину предложил Ковент-Гардену, но православная проблематика не заинтересовала англичан-протестантов. Запасной вариант не сработал — Берлинская опера не захотела быть второй после Ковент-Гардена. В итоге, произведение ушло к театру в Цюрихе, где в 1961 году спектакль впервые увидели зрители.

К 2018 году Богуслав Мартину в России известным не стал, хоть и наряду с Антонином Дворжаком (чью оперу «Русалка» тоже недавно ставил оперный театр) считается классическим чешским композитором. И дуэт Оливера фон Доханьи и Тадеуша Штрассбергера взялся за «Греческие пассионы», намереваясь открыть Мартину для русского зрителя.

«Когда опера малоизвестная — это, безусловно, плюс для постановщиков. Тогда не задаешься вопросами о том, что публика видела раньше, чем ее новым удивить, как по-новому подать диалоги и образы героев. В данном случае нам нечего опасаться, мы просто говорим то, что считаем нужным сказать», — считает Тадеуш.

«Приходите с открытым сердцем» 

Обращение к Христу — тема в искусстве не новая. Европейская культура, построенная на библейских сюжетах и их переосмыслении, тысячи раз изображала Христа — в картинах, музыке, фильмах и книгах. К началу ХХ века тема казалась уже исчерпанной, но в годы больших мировых конфликтов христианские ценности оказались самыми сильными. «Греческие пассионы» — история не о вечном, а совсем наоборот — о самом насущном.

Конфликт строится вокруг проблемы беженцев (внезапно снова ставшей актуальной в XXI веке): жители деревни, разрушенной турками [во время Второй греко-турецкой войны 1919-1922 годов, — прим. ЕТВ], просят помощи у земляков, но им отказывает святой отец под выдуманным предлогом. Лицемерие церковников, только что декларировавших добродетель, становится переломом для всей деревни — с этого момента уже ничего не будет идти по-прежнему.

dsc_5983.jpg

Параллельно с этим исполнявший на Пасху роль Христа пастух Манольос все больше срастается со Спасителем и незаметно начинает повторять его судьбу. Он вступается за беженцев и убеждает жителей деревни принять земляков, но те неохотно идут к идее о помощи ближним. В заботе о душе и проповедях Манольос теряет невесту Леньо, которая быстро находит себе нового жениха, чего пастух даже не замечает. К нему присоединяются апостолы из церковной постановки и Мария Магдалена, которую играла вдова Катерина. Но все это не спасает Христа-Манольоса от предательства и последующего восхождения на Голгофу. В разрез с библейским сюжетом Манольос умирает от рук жителей деревни.

Так почему погиб Манольос? Всякий, кто возьмет на себя роль Христа, неизбежно повторит его судьбу? Или это наказание за невиданную дерзость — потому что никто не может сравняться со Спасителем? В итоге оказывается, что Манольос погиб, чтобы дать новую жизнь — его тело забрали беженцы, чтобы, по греческой традиции, в основание новой деревни положить его прах. И это та вечность, о которой даже не мог мечтать простой пастух.

Спектакль «Греческие пассионы» длится два часа 40 минут, большая часть действия приходится на массовые сцены — и большинство из них выглядят настолько монументально и размашисто, что простой сюжет о беженцах и жизни Христа, которые предсказуемо перетекли один в другой, перестает быть краеугольным — на первый план выходят музыка и постановка. Любителям разглядывать каждую деталь и вслушиваться в каждый звук на «Греческие пассионы» идти обязательно. Когда в следующем году оперный театр поедет получать «Золотые маски», вы точно будете знать — за что.

dsc_6087.jpg

Премьера спектакля «Греческие пассионы» будет 19, 20 и 21 апреля. Билеты можно купить на официальном сайте Оперного театра.

Редакция ЕТВ благодарит Дарью Попову за фотографии в тексте.

«Греческие пассионы» — дорога длиной в год
Время ушедшего года
Время ушедшего года
ЕТВ выясняет, как Екатеринбург пережил 2017 год.
Главные новости Екатеринбурга
Главные новости Екатеринбурга 22.10.2018
Главные новости Екатеринбурга 22.10.2018
От Надежды Марковой
Гости Екатеринбурга
ЕКАТЕРИНА ВОЛКОВА. «Нельзя идти по трупам»
ЕКАТЕРИНА ВОЛКОВА. «Нельзя идти по трупам»
От Светланы Зенковой