Для тех, кто в танке: как услышать искусство четвертой биеннале?

Не все работы современных творцов простой зритель поймет без допинга для мозга. Но в этот раз организаторы и партнеры индустриальной биеннале подобрали ключ и к сердцам любителей технологий, и к сердцам неофитов.

14 сентября на площадях бывшего приборостроительного завода открылась четвертая биеннале современного искусства. Легко догадаться, что смотрится это мозговзрывательно и необычно. Сам по себе брошенный завод уже может погрузить мозг в своеобразный транс, а если инкрустировать его всевозможными инсталляциями — эффект многократно усиливается.

Тема новой биеннале — «Новая грамотность». Художники попытались донести до зрителей свое видение того, как будут трудиться и отдыхать люди в недалеком будущем. Для неподготовленного человека наше будущее в арт-исполнении выглядит довольно мрачно. Лично мне биеннале больше всего напомнила экранизацию антиутопии «1984» — много прямых углов, холодные и мрачные тона, технократия в упадке. Есть, конечно, и светлые этапы, но буквально через шаг вновь попадаешь в атмосферу упадка.

119a9378.jpg
Говорят, чтобы понять эту композицию, нужно среди нее побродить…
Фото: Евгений Лобанов, ЕТВ

Еще здесь много букв, они и на стенах, и в специальных брошюрах. Часть листовок — с информацией о городах области. Такая вот старая-новая грамотность, которая вписывается в картину сурового техно-пейзажа.

Современное искусство неподготовленному зрителю понять трудно, и в этом одно из главных отличий его от классического. С маринистами или «Джокондой» старины Да Винчи все более менее ясно — красиво написано, техника мастера. А вот попробуй так сразу разберись, какая творческая мысль заложена в колесной паре от железнодорожных вагонов?

И ведь старались авторы инсталляции, притащили тяжеленные железки на старый завод вместе с рельсами, установили… А в чем смысл? Экскурсовод поясняет — из этих колес вечером будут выстукивать музыку. В прямом смысле. Молоток с длинной ручкой, как у путевых обходчиков, бьет по металлу и наполняет помещение мелодичным звоном. Вообще-то именно так, на слух, опытные железнодорожники выявляют трещины в металле — по-умному это зовется «акустическая дефектоскопия». Но если отрешиться от практической задачи и постучать молотком по этим железкам ради красивого звучания, выходит очень музыкально.

119a9330.jpg

А вот мистическая с виду экспозиция, посвященная плавающим островам, бороздящим водоемы рядом с одним из уральских городов. Красиво, мрачновато, загадочно. Но угадать без подсказки, что сие означает, способен разве что финалист какой-нибудь битвы экстрасенсов.

И это еще не самые сложные экспозиции — иные истолковать без шамана просто нереально. К счастью, толкователи на биеннале есть, и даже в трех вариантах.

119a9375.jpg

Первое — экскурсовод. Знающий человек отлично объяснит все здешние загогулины и их сакральные смыслы. Рассказывает интересно и с душой — это плюс. Но есть и минус. Живого толкователя смыслов нужно еще найти и дождаться, когда сформируется группа из других слушателей. Другой минус — эта самая толпа, с которой придется бродить по экспозиции. Шум, гомон и ощущение рассыпающейся магии — с большинством экспонатов хочется побыть наедине для достижения максимального эффекта.

Второе — традиционные буквы на бумаге. Рядом с инсталляциями биеннале находятся щиты или буклеты, в которых изложен смысл той или иной части экспозиции. Это уже лучше — можно не ходить с шумным табором, а неспешно брести по комнатам и познавать их тайны, читая. Жаль только, что отвлечение на чтение опять же вышибает из окружающей атмосферы. Да и это занятие довольно скоро надоедает.

Третий способ постижения современного искусства стал одной из фишек этой биеннале. На четвертую годовщину фестиваль обзавелся новым форматом — аудиоэкскурсией, причем, в уникальной форме. Если во многих музеях мира вам на входе выдадут плеер с наушниками, чтобы вы гуляли и слушали размеренный рассказ о художниках и их произведениях, то у нашей биеннале все более мудрено: можно остановиться у некоторых арт-объектов и… позвонить их создателю. По специальному номеру +7 (343) 207—90—09, который фестиваль получила благодаря партнеру — компании Tele2 — можно связаться с художником, который и донесет смысл своей работы.

Мы решили предоставить посетителям биеннале возможность услышать идею произведения от самих авторов — достаточно позвонить по номеру специальной горячей линии. Конечно, в телефоне будет звучать записанная прямая речь автора. Но даже в записи художники так увлекательно рассказывают про свои работы, что произведения наполняются новыми смыслами. Кроме того, все посетители биеннале смогут зарядить свои телефоны и сделать яркие селфи в специальной зоне отдыха Tele2.
Ольга Казанина,
руководитель департамента маркетинга макрорегиона «Урал» Tele2

Частью своей инсталляции Tele2 сделал виртуальный тур на Нижнетагильский завод-музей: смартфон вставляется в очки виртуальной реальности, и вот перед глазами у вас оказываются цеха демидовской вотчины, которая на самом деле находится в 120 километрах севернее Екатеринбурга.

Виртуальная биеннале

Видео: предоставлено организаторами

Если в современном искусстве вы разбираетесь неуверенно, но желаете хотя бы попытаться его понять, — спешите на биеннале. Если же вы понимаете в этой теме и хотите пообщаться с единомышленниками — спешите на биеннале. Ведь это как раз та история, когда искусство и технологии соединяются, чтобы образовать новую форму и быть понятным неофитам.

Время ушедшего года
Время ушедшего года
ЕТВ выясняет, как Екатеринбург пережил 2017 год.
Главные новости Екатеринбурга
Главные новости Екатеринбурга 14.08.2018
Главные новости Екатеринбурга 14.08.2018
От Ирины Шутько
Главные новости Екатеринбурга 15.08.2018