Никас Сафронов: «Через мой холст передается энергетика»

Никас Сафронов: «Через мой холст передается энергетика»

Черновики к портретам знаменитостей и великие люди, превращенные в кошек, — известный российский художник привез в Екатеринбург свою выставку. И рассказал ЕТВ, как его картины лечат людей и пользуются популярностью у инопланетян.
Одни называют его живым классиком, другие — гением пиара и попсы. Спорный и, безусловно, известнейший из художников современности Никас Сафронов приехал в Екатеринбург с выставкой «Избранное». О том, для чего он превращает живых людей в кошек, как портрет Трампа поможет подружить Россию и Америку, чем опасно геооружие и хотят ли инопланетяне добра Земле, мастер рассказал ЕТВ.

— Кураторы пообещали, что выставка будет «проблемной». Как так — проблемная выставка Никаса Сафронова?

— Нет, проблемная выставка — это условное обозначение, не будем пугать публику. Имеется в виду разная амплитуда представленных картин: от графики, символизма, кубизма до дрим вижн (особая техника Сафронова для изображения снов — прим. ред.). Не проблемная, а интересная — для споров, для беседы, для общения, чтобы у каждого человека сложилось какое-то впечатление. Показаны разные диапазоны моего творчества в разные периоды. Но всегда узнаваем почерк, ты видишь, что работал один мастер, даже несмотря на смену техники. Графику, например, я вообще выставляю редко, потому что это подготовительная работа для портретов. Но портреты я отдаю, а графика остается у меня. И представлено некое ноу-хау, дрим вижн, которое нравится публике на Западе.

« Леонардо и Пикассо лежат рулонами»

— А вы сюда приехали только показывать? Или и сам хотите что-то посмотреть? У нас недавно умер художник Миша Брусиловский, сейчас идет его посмертная выставка.

— Мы были знакомы не близко, но я с ним встречался, я знаю его творчество. Он известный художник, андеграунд такой, шестидесятник. Конечно, я с удовольствием посмотрю его работы и почту память замечательного художника, который здесь жил, творил и прославлял своим творчеством Россию.

— Герои многих ваших картин, даже животные, напоминают знаменитостей. Например, у коня в костюме грива, как у Николая Баскова. Для вас принципиально писать знаменитостей?

— Ваш художник и фотограф Сережа Пикассо подарил мне календарь, там его кубистические работы. Он говорит: «Никас, не подумайте, что я не умею рисовать, вот Рубенс — копия с оригинала». Хорошая работа, профессиональная. Когда ты копируешь, у тебя скапливается огромное количество работ со старых мастеров. Потом у тебя появляется имя, а они лежат рулонами, и тебе становится жалко, что это Леонардо или Пикассо, сделанные твоей рукой. Я решил использовать эти работы, тем более у моей сестры очень много кошек.

Я решил вписывать этих кошек в костюмы, получилась такая серия людей-животных. Но изначально это были рисунки живых людей. Я писал людей, которых никогда не видел вживую (Чаплина, Одри Хепберн), но создавал им новые образы. Например, Мария Каллас — у нее из груди выходит Греция, а на заднем фоне Нью-Йорк, где она родилась и состоялась. Я написал необычный портрет Гоголя, которого никогда не видел, Пушкина, Лермонтова, по фотографии написал портрет Сурикова. Мы всегда возвращаемся к истории, от Толстого до Тургенева, но создаем новые образы.

« На моей выставке по залу летал шар»

— Вы писали портреты Хиллари и Трампа. Расскажите историю этих двух работ.

— Америка — это достаточно яркая страна, она очень сильно влияет на мир и на Россию в частности. Иногда нужно поучаствовать со своим именем. У нас как-то был разговор с министром иностранных дел Сергеем Лавровым, и я сказал, что могу сделать портрет Хиллари. В какой-то момент он мне сказал: «Возможно, к власти придет Трамп, ты уж тогда и его начинай». Если такой портрет будет подарен кем-то из первых лиц, и это послужит для соединения наших стран, то это будет замечательно.

У Эйнштейна как-то спросили, будет ли третья мировая война. Он ответил: не знаю на счет третьей, но четвертой точно не будет. Сегодня у нас столько вооружения… Мой друг Игорь Прокопенко ведет программу «Военная тайна», у него там было интервью с серьезным генерал-полковником в отставке, который вроде как общался с инопланетянами. Просил их поделиться технологиями, но те отказались. Сказали: «У вас замечательная планета, вам нужно помириться друг с другом, и будет рай». Правда это, не правда, дружба важна. А у нас один негатив.
Фото: Леонид Григорьевич ,   wikipedia.org
Фото: Леонид Григорьевич, wikipedia.org
— Вы правда верите в инопланетян и в геооружие?

— Вы знаете, по поводу смещения геопластов — это не сложно. Этим занимается частное лицо, выпускающее динамит, у него контракт с государством. Я видел, как взрываются эти пласты. Еще — показывали Ямал, как там появляются необыкновенные дыры, как будто земля всасывается вовнутрь. Выкачивается нефть, выкачивается газ, планета ведет себя неадекватно, и инопланетяне — мы думаем о них, как о маленьких человечках, но незримое присутствие, оно ощущается. Вот эти круги на полях в разных точках, и они появляются уже много веков. Мы пытались перевести все это в шутку студентов, но это невозможно так сделать человеческими руками. Есть вещи, о которых мы только догадываемся.

Много необъяснимого, существует какой-то мир на тонком плане, который мы можем только чувствовать. У меня в Оренбурге была выставка «Последний день». Опечатали дверь, включили мониторы, на следующий день проверяем мониторы, а на них по залу шар летает. Я пишу мальчика больного в виде ангела, и он поправляется. Женщина, которая не могла родить, заказала икону и родила в 48 лет. Есть какая-то энергетика, переданная мной через холст. От одних людей вас мутит, а другие вас привлекают, с этим вам интересно, а этот вас раздражает. Я скажу еще, что я против охоты, спиливания лесов и уничтожения рек. Зачем убивать слонов и носорогов ради костей? Люди странные. Искусство должно приводить их к милосердию, к доброте, к позитиву. Пусть ходят в музеи и видят, как прекрасен мир, какие раньше были животные, которых теперь нет благодаря охотникам.

« Политика притворяется искусством»

— В последние несколько лет так бывало, что вроде бы новости культуры явно превосходили тематику просто культурных порталов. Ситуации с «Пусси Райот», Петром Павленским, который поджег двери ФСБ, с писателем Владимиром Сорокиным, который вернулся к художественному творчеству. Вы считаете этих людей своими коллегами по цеху?

— Конечно, нет. Это не искусство, это провокация. Искусство — это холст, масло. Сорокин, может быть, писатель, но его картины видел мой друг, которому я доверяю, и ему не понравилось. Я сам не видел его опусов, не могу о нем судить, но я знаю, что Сорокин очень агрессивен. Он не приемлет классическое искусство, ругает всех, начиная с Шишкина и заканчивая Васнецовым.

Я не люблю людей агрессивных, которые ругают других. Это плохо. Я никого не ругаю. Но есть прецедент: эти люди судят других, не создав ничего. А Павленский просто вредитель, провокатор. «Пусси Райот» — девочки, которые хотели получить имя, и им дали эту возможность. Сегодня они уже актрисы. Это все политика, которая вмешивается в искусство, не являясь искусством вообще.

Иллюстрация: Екатерина Кучевская, deviantart.com
Смотрите видеоверсию интервью с Никасом Сафроновым на ЕТВ.

Поделиться:

Срочные новости, фото и видео событий, очевидцами которых вы стали, сообщайте нам