Классика выходит на улицу

Классика выходит на улицу

Над Екатеринбургом властвует Венский фестиваль — один из главных опен-эйров летнего города. До 15 июля горожане смогут смотреть лучшие музыкальные постановки мира под открытым небом. ЕТВ разузнал у организаторов о кухне Венского фестиваля.
В седьмой раз портик перед главным корпусом УрФУ оккупировали ценители классической музыки и просто неравнодушные горожане. Сидя на одном из 2,5 тысяч стульев, установленных на площади Кирова, можно наблюдать, как на самом большом в городе экране площадью 95 м² разворачивается действие лучших оперных и балетных постановок мира. Мы уже писали об открытии Венского фестиваля — проливной дождь не стал помехой для сотен зрителей, пришедших на живой концерт австрийского дуэта BartolomeyBittmann. В чем секрет невероятного успеха Венского фестиваля, ЕТВ узнал у организаторов Александра Василевского и Марии Зашляпиной.
Венский фестиваль музыкальных фильмов впервые прошел в   Австрии в   1991   году на   Ратушной площади. С   течением времени филиалы фестиваля открылись в   Будапеште ,   Бухаресте ,   Нью-Йорке и   Токио. В   Екатеринбурге Венский фестиваль ежегодно проходит при поддержке Почетного консульства Австрии ,   начиная с   2010   года. Бессменная площадка фестиваля   — площадь Кирова перед главным корпусом УрФУ.
Венский фестиваль музыкальных фильмов впервые прошел в Австрии в 1991 году на Ратушной площади. С течением времени филиалы фестиваля открылись в Будапеште, Бухаресте, Нью-Йорке и Токио. В Екатеринбурге Венский фестиваль ежегодно проходит при поддержке Почетного консульства Австрии, начиная с 2010 года. Бессменная площадка фестиваля — площадь Кирова перед главным корпусом УрФУ.
— Складывается ощущение, что классическая музыка выходит на улицы не только к ценителям, но и вообще к любому жителю крупного города. Но ведь десятилетиями считалось, что слушать классику — это своего рода привилегия наиболее респектабельных слоев общества. Что изменилось сейчас? Классической музыке стала нужна новая аудитория?

А.В: Раньше было более четкое разделение на сословия, а теперь появилась возможность донести классическую музыку до всех людей, действительно выплеснуть ее на улицу. Это повышает уровень общей культуры. Люди ездят по миру, посещают интересные площадки и понимают, что классика — это не что-то далекое. Появляются фестивали, которые позволяют донести музыку в легком формате. В филармонии нужно сидеть и слушать программу до конца, соблюдать дресс-код. Поход в театр тоже сопряжен с покупкой билета и нового платья. А формат фестиваля не загоняет в жесткие рамки, классику можно послушать 20 минут и уйти или попить кофе с друзьями. Возможность донесения музыки до слушателей в виде записей сделала людей более отзывчивыми и восприимчивыми.
— Вообще удивительно, когда люди сотнями приходят не на поп-звезд, не на рэперов, а на камерных музыкантов с виолончелью и мандолиной, и даже дождь их не может разогнать по домам. В чем секрет такого успеха? Чем Венский фестиваль притягивает аудиторию?

М. З: Просто у нас все идет от сердца. Это банальные слова, но я в первую очередь делаю фестиваль для своих родных, близких и друзей и хочу, чтобы им было интересно на площадке. Сама площадка очень комфортная, она практически соответствует Ратушной площади в Вене, на которой проходит оригинальный Венский фестиваль. Контент, который мы показываем, мы отбираем сами. Я не профессиональный музыкант или музыкальный критик, я отбираю постановки с учетом своих предпочтений, а это достаточно усредненный вкус. И свежий воздух. Вы можете прийти большой компанией, вам не нужна особая одежда, вам не надо покупать билеты. Есть люди, которые все годы приходят к нам целенаправленно посмотреть те или иные постановки — это наша гордость.
— А как за эти годы менялось отношение свердловчан к Венскому фестивалю?

А. В: В момент проведения первого фестиваля мы боялись, как люди воспримут это мероприятие и воспримут ли вообще. Приходилось убеждать в его успехе власть и социальные структуры — многие организационные вопросы попросту не решить без их помощи. Но сейчас внимание к Венскому фестивалю выросло многократно, и мы теперь выступаем не как просители, а как партнеры. Благодаря продвижению и социально-культурному оттенку эта тема встала на достойное место в череде других мероприятий, продвигающих классическую музыку, и их становится все больше. Приятно, что мы были пионерами в этом деле.
— Как подбирается репертуар для фестиваля — это выбор организаторов или отражение желаний зрителя?

А. В: Мы сами выбираем репертуар из нескольких сотен записей, которые нам предлагают наши партнеры. Конечно, мы ориентируемся на собственные пристрастия, но то, что нас несколько человек, создает определенную объективность. Много внимания мы уделяем профессионализму постановки с точки зрения режиссуры. Не упускаем возможность показать что-то оригинальное. В этом году это «Евгений Онегин» в современной постановке с современными костюмами. Над поиском эксклюзивных материалов мы работаем с нашими партнерами. Зрители могут изложить свои просьбы и пожелания нам лично, или например, на Facebook, но тогда пропадет завеса тайны. Гораздо интереснее увидеть программу перед началом и узнать, что вас ждет.

М. З: Мы каждый год готовим новую программу, в этом году показываем записи 2015 года. Мариинский театр представлен и как балет («Спящая красавица»), и как опера («Евгений Онегин»), дирижирует Гергиев. Для ценителей современной музыки мы покажем концерты Джеймса Бланта и Патрисии Каас и рок-оперу «Иисус Христос суперзвезда». Для детей подготовили специальную программу из архивных работ Союзмультфильма. Я еще замечу, что в Екатеринбурге есть некоторые сложности с восприятием фильмов на английском языке, поэтому мы стараемся не брать фильмы с текстами.
— Уральская погода Венский фестиваль традиционно не жалует. Дожди шли в том году, в этом зарядили прямо на открытие. Это как-то влияет на организацию фестиваля?

А. В: Погода не сильно пугает зрителей. Например, в Австрии Венский фестиваль проходит два месяца, и за это время погода там тоже сильно меняется. Люди готовы к таким сюрпризам. У нас на открытии все просто одевались потеплее и брали с собой зонты.
Фото: ЕТВ
Фото: ЕТВ
— Какие нововведения произошли на фестивале по сравнению с прошлым годом?

А. В: Главное нововведение — это увеличение площадки фестиваля в два раза. Также мы отделили зону ресторанов и кафе от зоны просмотра. Еще отмечу, что на сегодняшний день звук и изображение, которые мы обеспечиваем на площадке — лучшие в Екатеринбурге.

С полной программой Венского фестиваля можно ознакомиться здесь. Смотрите также специальный сюжет ЕТВ, посвященный открытию фестиваля
Фото на входе: группа Венского фестиваля в Facebook
Поделиться:

Срочные новости, фото и видео событий, очевидцами которых вы стали, сообщайте нам