Алексей Балабанов. Человек с другой планеты

Алексей Балабанов. Человек с другой планеты

Уральского режиссера, который снял знаковые для своей эпохи фильмы, считают неразгаданным феноменом перестроечной культуры. Спустя три года после его смерти соратники вспоминают, каким был этот непростой человек в простой тельняшке.
Уроженец Свердловска Алексей Балабанов прогремел на всю страну как автор культовых фильмов «Брат» и «Брат-2», ставших настоящими символами конца 90-х — начала 2000-х годов. Однако и до, и после дилогии режиссер снимал неоднозначные, яркие киноленты, которые вызывали как обильную критику, так и обильную похвалу. Нынешней весной исполнится три года со дня смерти Балабанова.

На днях в «Ельцин Центре» собрались люди, которые хорошо знали художника — чтобы еще раз вспомнить, каким необыкновенным человеком с настоящим уральским характером он был. ЕТВ готовит проект, посвященный Алексею Балабанову, который зрители смогут увидеть 18 мая, в годовщину гибели режиссера. А пока мы представляем самые яркие высказывания об этом деятеле российской культуры его близких — музыкантов Егора Белкина и Насти, вдовы Надежды Васильевой, актеров Светланы Письмиченко и Алексея Серебрякова.
актер
актер
Алексей Серебряков
— В фильмах «Про уродов и людей» и «Груз 200» Балабанов достиг высочайшего уровня художественного высказывания и заглядывания в человеческую природу со всеми ее порой отвратительными и страшными качествами. Он это сделал как никто другой, и я вижу в этом его художественный подвиг. Это требует мужества и бесстрашия — и говорит о качестве его дарования.

— Человек с такой нервной организацией не может быть простым, иначе он бы не откликался на истории, которые его волновали и которые он реализовывал как художник и режиссер. Я считаю его одним из крупнейших режиссеров последних лет. Он не особенно выбирал выражения, хотя был всегда корректен. Я никогда не видел его орущим. Скорее, он переживал из-за того, что люди на съемочной площадке не видят того, что видит он своим внутренним зрением, и мешают ему. Балабанову не нужно было, чтобы актеры творили сами, он требовал строгого выполнения своего творческого видения. Любая инициатива его раздражала.
Друг режиссера ,   музыкант
Друг режиссера, музыкант
Настя Полева
— Леша не только альтернативный, но и неформальный и в какой-то степени панковский режиссер. Хотя неплохо образованный, чувствующий. Он выбрал себе такую стезю, с чернушным оттенком, потому что он лучше всего это чувствовал, видел. Он хотел, чтобы мы — граждане России — посмотрели на себя со стороны. В нескольких поколениях посмотрели, мы же не на пустом месте возникли такие, у нас были дедушки, бабушки. Он хотел, чтобы люди чтоб со стороны посмотрели, какие они бывают гаденькие.

— Я слышала немало отзывов от нормальных творческих людей о фильмах Балабанова. Даже те, кто плохо относился к его направлению, считают его культовым, гениальным, самым скоростным мастером. Тем более сейчас, после его ухода, все кто его недопонимал, начали переосмыслять, пересматривать, менять свою оценку.
Художник по   костюмам ,   вдова Алексея Балабанова
Художник по костюмам, вдова Алексея Балабанова
Надежда Васильева
— Когда мы снимали «Замок, » у нас ни черта не было, только ткань для школьных костюмов и запасы Ленфильма. Еще была молодость и влюбленность, были безумные чувства к человеку, который поразил в первый раз в жизни — своими мозгами, своим отношением к жизни, дружбе, открыл путь в мир новой литературы, музыки (уральский рок-н-ролл не был мне знаком). Это было нечто такое новое, заряжающее энергией, что грех было не сделать что-то дельное из «трех палочек». Рядом с Лешей нельзя было создать что-то тривиальное. Это был человек с другой планеты.

— Его уральские корни чувствовались во всем — в поступках, одежде, внешности… Я очень благодарна этому городу. Когда мы с Лешей познакомились, он меня поразил тем, что он не болтал. У него была фраза: «Обещал — стой ровно». Он ни разу в жизни не опоздал, даже не понимал, как можно опаздывать. А я все время опаздывала, потому что была питерская и занималась болтологией, как все в Санкт-Петербурге и Москве, там никто никогда не держит обещаний. У них такое правило — сказать и через 5 минут забыть, и не придет в голову извиниться. А Лешка, Бутусов, Егор Белкин и другие уральцы — они всегда помнят свои обещания.
Егор Белкин об Алексее Балабанове
— После гибели съемочной группы фильма «Связной» в Кармадонском ущелье он продолжал работать, но занимался только кино, практически не выходил вовне. Мы иногда пересекались с ним на премьерах, Леша жил затворником. Он был православным верующим, а ведь там нет и речи о самоубийстве. Может быть, частично алкоголь и все такое — это был способ закончить все. Он не раз мне признавался, что чтобы написать сценарий, ему надо вывести себя из равновесного состояния. Это был психоделически-алкоголический трип. Я ему не судья, у каждого свой метод работы. Я считаю, он себя угробил сознательно. Все пытаются следить за собой, за здоровьем. Но Леша был не такой, он был человеком нашего времени, так и умер.

— Мы — те, кто переехал в Санкт-Петербург, — остались и остаемся уральцами. Почему Леша так хорошо сходился в Питере с крепкими мужиками, с ВДВ? Они его уважали, эти бравые парни, тогда как Леша был богема. Тем не менее, они что-то в нем чувствовали, и это что-то — это именно уральское. Я горжусь этим, и Леша гордился. А жить мы можем где угодно.
актриса
актриса
Светлана Письминиченко
— У нас с Лешей были душевные отношения. Когда он находил своих людей, им было с ним легко. Он очень доверял артистам. Виктор Сухоруков, Лика Неволина, потом Сережа Бодров, который являлся его альтер эго по жизни. Было все просто, легко и понятно в своем кругу. Он очень дорожил своим текстом, ему было важно, чтобы он сохранился в том варианте, в котором он писал. Леша закрывал свою нежную сущность, как делают дети. Был немногословен. Он мне рассказывал, как искал в прокате фрак на берлинский фестиваль, потому что там был дресс-код. А он всегда ходил в тельняшке с кепкой. Он был большим патриотом, несмотря на то, что жил какое-то время в Англии, служил за границей. Но у него внутри все болело, поэтому чрезмерная иногда жесткость его фильмов выражает ту самую боль, которая ему не давала жить. Последние его картины пронизаны сильной душевной болью, настоящей.

— История с Кармадонским ущельем была очень сильной душевной травмой, я не знаю, как после этого можно было жить — там погибло огромное количество его друзей, близких соратников, Сережа, на которого он рассчитывал, у них были совместные планы. Несмотря на разницу в возрасте, они были близки и чем-то похожи.
киновед ,   член Российской академии кинематографических искусств
киновед, член Российской академии кинематографических искусств
Вячеслав Шмыров
— Балабанов запечатлел важный момент, который вызвал у большинства кинематографистов, особенно старших, полную растерянность. Он показал, что пришла не та свобода, которую ждали. Люди ждали свободы для себя, а пришла — для всех. Это очень разные проявления, в числе которых, бандитизм. Это одна из красок того времени, и в «Брате» он гениально запечатлел такой момент перезагрузки. Ведь главный герой не был аморален, он был имморален, то есть, он формировался в отсутствии моральных ценностей. Для него убить кого-то и слушать «Нау» было естественно, тогда как у окружающих это могло вызвать только шок.

— На эмоциональном уровне послания фильмов Балабанова поняли и приняли. Есть герои и есть киноленты, которые становятся фольклором. Тихонова и Лиознову спрашивали, как они относятся к анекдотам про Штирлица. Они говорили, что лишь потом поняли — это была наивысшая степень восприятия зрителем. Если имя Данилы Багрова стало где-то нарицательным — это высшая степень приятия, не важно, на каком уровне.

— Любое мощное явление вызывает волну подражания. Так и «балабановщина». У нее нет четкого определения. Кто-то говорит, что это чернуха, кто-то — что это как заглянуть в бездну. Балабанов сложный, заведомо неполиткорректный режиссер. Он художник, который заплатил за эпатаж своей жизнью. Пошло выглядит тот, кто эпатирует, а живет по-другому. У Балабанова было единство творчества и жизни. Предсказать свою смерть в последней картине — разве это не эпатаж?
Поделиться:

Срочные новости, фото и видео событий, очевидцами которых вы стали, сообщайте нам