Лаборатроллия на ЕТВ: Гнойный VS Аксенова. Раунд!

О нашумевшем концерте Сонечки не писал только ленивый. А мы не ленивые.
Королева уральской поэзии, знающая толк в гопниках, Александра Аксенова оказалась одним из немногих зрителей концерта Вячеслава Машнова (он же Вячеслав Карелин, он же Гнойный, он же Слава КПСС, он же Соня Мармеладова, он же Бутер Бродский и так далее) в «Доме печати». Свои и чужие эмоции поэтесса вылила в очередном выпуске творческой «Лаборатроллии».

Гнойный вечер в столице СПИДа

Приезд артиста запомнился Екатеринбургу тем, что, наконец, нас признали столицей. Однако, Екатеринбург не очень этому порадовался. Побывать на концерте Славы КПСС стоило только ради того, чтобы наглядно увидеть, как из маленькой и тонкой шутки наши СМИ раздувают огромный скандал и искусственно создают повод высказать свое офигенно важное мнение. Несмотря на свой режим «антихайп», кажется, что Вячеслав вляпывается в хайп так же часто, как я в жибайский дрист.

Один мой коллега, который работает в простом, кондовом таком правительственном издании, рассказал, что летним днем ему позвонил редактор и проорал в трубку: «Срочно ставь новость про Версус“, Гнойного и Оксимирона». О том баттле написали все — даже газеты, которые на журфаке называют «Красное вымя». После материала в нашей «Областной газете» (казалось бы, где «ОГ», а где рэп?) даже ходила шутка, что газета взяла эту тему из-за слова «КПСС». Но я так и не поняла, что в этом баттле такого магического, почему он стал популярным, и, главное, зачем это все? Есть ли там нечто такое же крутое, как видеосеанс Анатолия Кашпировского, после которого обязательно что-то да рассосется?

Видео я посмотрела раза с седьмого (к слову, перематывала только речи Оксимирона, Гнойный как раз зашел нормально). Было очевидно одно — это нечто новое, свежее и дико интересное разным культурным пластам населения.
Слава КПСС скандирует «Антихайп!»

Видео: телеграм-канал «Уан Вэй Тикет», t.me/MyOneWayTicket

Хоть убейте, не могу понять, кто додумался написать новость про высказывание Гнойного и загнать ее в топ поисковиков. «Сегодня на вокзале я смотрел в окно и думал — какой а*** [нецензурное слово, синоним очень хороший“] город. Мы везде стараемся избирательно подходить к концертам, поэтому привет, Екатеринбург, столица СПИДа!»

После этой фразы, все смеются и начинают подпевать рэперу: «ВИЧ-активити, ВИЧ-активити, я на позитиве» (в том числе, я).

Наутро в прессе видишь внутряк, беспардонно вырванный из стен «Дома печати» и выставленный на улицу. Будто бы смотришь нормальный фильм и на единственной постельной сцене — вуаля! — заходит в гости тетя. Тетя, иди в другую комнату, и хватит всем рассказывать, что ценят в нашей семье, возвращайся в свой Воронеж. На самом концерте шутка быстро попала в рубрику «проехали». Чего не скажешь, про раздув в СМИ, причем, писали люди, которых на самом концерте не было (кто-то путал даже название концертной площадки, многие не процитировали фразу дословно). Но упрекать коллег не хотелось бы: осенний информационный голод — мы выживали, как могли.

Гнойный творит. Гнойный фартит. Гнойный отит

Перед походом на рэп-променад я провела личный эксперимент: скажи, что идешь на Гнойного и посмотри на реакцию окружающих. Чаще всего взгляд собеседников сочетал недоумение и сострадание — так смотрят на стариков с деменцией. Что я знаю про этого парня? Он уделал Оксимирона (с чем многие не согласны), он жюрит одно ТВ-шоу напару с Филиппом Бедросовичем, поет песню «Охлади мой пыл», которую я слушаю каждый день. Он был на канале «Культура», и принимал его сам Швыдкой. А еще он придумал название коктейля в честь моего нового дальнего родственника — писателя Романа Сенчина.

Отправляясь на концерт в «Дом печати», я живо представляла толпу подростков, которая, признаться, не всегда вселяет в меня ужас, бывает и чувство гордости — молодое поколение умеет отдыхать на полную катушку, и даже без банки горячительного в руках. Публика подобралась очень разная. Ближе к сцене трясли головами патлатые юноши, за стойкой девятилетный мальчик с угрюмым лицом читал книжку, мы с девчонками подпевали «Банька моя, я твой тазик, рыбка моя, я твой глазик» (да-да, Гнойный исполнил песню Киркорова), а потом пустились в пляс под «Приди и охлади мой пыл». Многие просто стояли и улыбались, как мне показалось, какой-то определенной аудитории на концерте, в общем-то, и не было.
Самый заинтересованный зритель концерта Славы КПСС
Самый заинтересованный зритель концерта Славы КПСС

Фото: читатели для ЕТВ

Кто хайпанул?

В этот вечер в «ДП» подкачал звук — не все можно было расслышать и понять, поэтому иногда казалось, что Гнойный немножечко отит. Однажды на дискуссионном поэтическом вечере кто-то из зрителей задал вопрос про Славу КПСС, рэп, поэзию и вот это все. Рэпер Наум Блик тогда сказал, что не очень разделяет творчество данного господина, но за юное дарование неожиданно вступился поэт Костя Комаров, и тогда у меня родилась идея сходить на концерт с ним. Там, помимо Кости, я встретила много интересных людей. Привожу их мнения без купюр:

Егор Рогов, третьеклассник:

— Я не слушал, я читал книгу.

Максим Рогов, музыкант, участник коллективов «2-й СОРТ» и «Никогда не верь тем, кому за 30», дизайнер:

— Мы уже видели всяких. Гордых и независимых, против системы идущих, но при первом же удобном случае легко в нее вписывавшихся. Правда были и те, кто по разным причинам или не стал, или не смог этого сделать. Но, тем не менее, везде это выглядело как поза, вычурно и пафосно. Странное дело — первое, что приходит на ум при слове «антихайп» — это как раз «поза». Но у Гнойного получилось разобраться и с пиками точеными, и с *** [нецензурное выражение, означающее половые органы мужчин, подвергнутые длительным манипуляциях руками].

На концерте было ощущение, что пока настоящие, матерые, лютые волки звукоряда отвисали в гримерке и как обычно ждали, пока у сцены наберется достаточно народу, они решили: «Ну все пора, больше уже не соберется», как почти ровно в 20:00 (что, надо сказать, редко бывает) на эту самую сцену вдруг вылез пацан из толпы. Вставил свою флешку с вирусами в их ноутбук и начал за них, за нас, за себя и за всех. Начал и закончил так, что после него всяким рукопожатным, заслуженным и достопочтимым делать-то со всеми их шоу в общем-то и нечего. Подул ветерок. Упали иконки. Слава КПСС!
Макс Рогов. Говорит, что Слава отыграл на славу
Макс Рогов. Говорит, что Слава отыграл на славу

Фото: из архива М. Рогова

Константин Комаров, поэт, эссеист, преподаватель русского языка и литературы:

— Гнойный — молодец. Вышел ровно в 20:00, как и было заявлено. Отработал ровно час, что мало, но при такой выкладке потянет. На бис не выходил, антихайп ибо. Пел Киркорова. Выстебывал Екатеринбург как ВИЧ-столицу. Пара-тройка треков подчеркивают его абсолютно правильное и близкое мне экзистенциальное мироощущение. Например, это: «Опять надо жить, а мне на это положить. Я в кровати, как в гробу, Детка, я встать не могу».

Напомнило Рыжего: «Ах, укрой от жизни, одеялко, разреши несложную задачу. Боже, как себя порою жалко, надо жить, а я лежу и плачу». Конечно, в баттл-рэпе он сильнее, но я на фоне впечатлений посмотрел пару выпусков «Успеха» на СТС и этот глянцевый бред, где тупо слили «Фабрику», «Голос» и «Дом-2». Можно смотреть чисто за Гнойного, он там резко правильные вещи говорит, ратует за рифму, метафорику, за текст, за индивидуальность подачи, а не за вот это вот все нюшинское. Жаль, выгнали офигенную девочку с гуслями. Замай умиляет, конечно. На меня чуть не упали шесть весомых тел в борьбе за брошенную им на песне про Гошу Рубчинского в толпу толстовку.
Поэт Костя Комаров. Знал, на что идет
Поэт Костя Комаров. Знал, на что идет

Фото: из архива К. Комарова

Лиза Неволина, певица и сноубордистка:

— Если честно, я толком не знаю, что вообще делала на этом концерте, и чего ожидала. Пошла за компанию, купив билет на входе. Гнойного уважаю, как поэта, автора ядовитых метафор и панка рифмы. Но рэп-концерт — это испытание для слушателя, тем более, что в «Доме печати» специфический звук, и если ты не знаешь слов песни, то разобрать их будет крайне сложно. Они [Гнойный и Замай — прим. ЕТВ] бубнили в микрофон, причем под «плюс». Разбавляя быстрый речетатив своими шлягерами и кавером на песню Киркорова «Зайка моя».

Слава КПСС то веселил публику, то вновь возвращался к серьезной лирике о смерти. Но мне не по душе его эстетика пошлого сарказма и откровенного нигилизма по отношению к восприятию слушателя. Как музыкальное или культурное событие оно не произвело на меня положительного впечатления, скорее, наоборот. Его песни уместней слушать в записи или смотреть видео. Качать волну в зале с малолетней толпой, которую Гнойный сам демонстративно не уважает, — не по мне. Не попрощавшись, они ушли со сцены и уже не возвращались. Мы ждали, чтобы передать ему красивейший букет в готическом стиле, но рэперу было совершенно безразлично.
Лиза Неволина, так и не передала Гнойному букет
Лиза Неволина, так и не передала Гнойному букет

Фото: из архива Е. Неволиной

Господин, пожелавший остаться инкогнито:

— На концерте оказался по работе и совершенно случайно. Можно сказать, что весь шум вокруг исполнителя и всего, что с ним связано, прошел мимо меня. Да и не интересен мне его музыкальный стиль. Достаточно агрессивное общение с публикой и сама музыка. Публика от 14-летних подростков до 40-летних зачастую вместо «козы» вскидывала факи.

Общение исполнителя со сцены с персоналом концертной площадки через мат. Какой-то глубины в текстах не заметил. Может быть, показалось, но некоторые тексты были кусками заимствованы у других, например, «Гражданской обороны». Обилие ненормативной лексики, применение которой необоснованно. Не удачный свет. Не впечатлило — посредственно. Повторно не пойду.

Александр Шашев, инженер:

— На выступление Славы КПСС и Замая попал исключительно из любопытства — сколько и какого возраста придут люди на это. В итоге зрителей оказалось не так много, а вот с возрастной категорией практически угадал: процентов 70 — молодежь до 20 лет, остальные — постарше, они толпились позади основной.

Звук был ужасен, на мой скромный взгляд, сильно был слышен бит и голос, инструментала слышно в зале практически не было, хотя и треки были выбраны более «слушабельные» с хорошей минусовкой, разбавленные новыми, из крайнего альбома «Солнце мертвых». Продолжительность выступления была ровно часовой, после чего ребята быстро покинули сцену выкрикивая «Антихайп» после трека «FUCK RAP», выпущенного практически сразу после победы в баттле над Окси. Сами ребята за плечами имеют больше сотни треков, позиционируют себя как рэп постмодерна, и, что свойственно, высмеивают все и вся, вставляя и цитаты или делая отсылки к признанному искусству, тут же смешивая едкой матерной рифмой. Как модно сейчас говорить, многие «не выкупают» такую поэзию.
Александр Шашев. Считает, что многие не выкупают поэзию Гнойного
Александр Шашев. Считает, что многие не выкупают поэзию Гнойного

Фото: из архива А. Шашева

Я, как тряпка, согласна со всеми этими мнениями. Понимаю, почему концерт людям понравился. Понимаю, почему кто-то радовался, что все так быстро закончилось. Я понимаю, почему Гнойный — не просто парень, а целое явление, на фоне которого хайпят даже высокопоставленные чиновники, пытаясь сочинять стихи ему в ответ. Чем я хуже?

Декабрь уж близко, сердце застучало,
Прям страсти современных еврипидов.
Заезжий свищ (иль как там погоняло)
Назвал наш городок — столицей СПИДа.

О, как бы свою карму нам почистить,
Столица… только радует не сильно.
И пишет губернатор в своей инсте,
Мол, надо дать подж… блин, подзатыльник.

Смешней лишь то — не много и не мало,
Свершая променады по задворкам,
Антитетон, иль как там погоняло,
Сравнил наш городок (хо-хо) с Нью-Йорком.

Декабрь почти. Осенняя тужурка,
И в атмосферу выброшен рутений.
Пойду гулять по Екатеринбургу
Он для меня — столица вдохновений.
Лаборатроллия на ЕТВ: Басков-пати
Лаборатроллия
Лаборатроллия на ЕТВ: Басков-пати
Шоу на два миллиона евро и миллион нервных клеток.
Всеволод Емелин. Стихи о 90-х
Дмитрий Бозин о «Служанках» Виктюка и не только
Лаборатроллия на ЕТВ: мертвые души Дмитрия Маликова
Лаборатроллия
Лаборатроллия на ЕТВ: мертвые души Дмитрия Маликова
Главный эстрадный хайпер приехал в Екатеринбург и не спел.