Город без вкусицы

Город без вкусицы

ЕТВ вместе с дизайнерами разбирается, как сделать Екатеринбург стильным и красивым.

Екатеринбуржцы регулярно ругают мэрию за унылое новогоднее убранство. Не те светильники, не тот ледовый городок, не та атмосфера. Кажется (но на самом деле нет), что город с каждым годом выглядит все хуже. К сожалению, не только в праздники.

Но так было не всегда. Еще лет 10-15 назад чиновники заставляли предпринимателей вкладываться в украшения, поэтому Екатеринбург сиял уже к 1 декабря. И горожане, возможно, были менее требовательны и искренне радовались ледовому городку и гирляндам в центре уральской столицы.

Сейчас же на главное зимнее украшение Екатеринбурга без слез не взглянешь. К середине января он превратился в грязную сырую пещеру, поход в которую переживет разве что снежный человек. Потому что под ногами «каша», из-под которой хитро выглядывает лед: «Не желаете ли парочку переломов

Участница арх-группы PODELNIKI Полина Иванова называет современный ледовый городок «цыганским посольством»:

Почему это называется городком? У этого нагромождения скульптур нет никакой архитектуры, оно не работает с окружающей застройкой и само с собой. Это реально просто куча дорогущих скульптур изо льда. Это дорого. Это быстро исчезает. Это безвкусно.

ЕТВ тоже с грустью посмотрел на площадь и решил выяснить, нужно ли преображать Екатеринбург к праздникам и не только, что такое украшенный город и как он должен выглядеть.

Безликий Екатеринбург

Будем честными, у Екатеринбурга нет своего стиля. Вероятно, если бы эту проблему решили, мы бы не страдали из-за новогодних гирлянд и ледовых городков. Но в контексте мусорного пространства, где ландшафт города порождается стихийно и фрагментарно, мы негативно воспринимаем мелочи. Потому что все вокруг так или иначе плохо.

Фасады, остановки, вывески выглядят так, будто их не знали, куда пристроить. Это как хрустальная люстра, которая смотрится органично только в Оперном театре. В другом месте она покажется до неприличия пошлой. И в Екатеринбурге есть элементы, которые выглядят невпопад. Некоторые из них лучше бы вовсе не существовали. Нигде и никогда.

Владислав Деревянных
Владислав Деревянных
дизайн-директор рекламного агентства «Восход»
У нас три объекта, очень сильно портящих лицо Екатеринбурга: это остановка на площади 1905 года, которая выглядит, как дешевый пластиковый павильон, вывеска «Пассаж» нереально большого размера и арка у «Гринвича» по улице Куйбышева. Я считаю, что главный архитектор и художник города не должны согласовывать такие конструкции. Это наивысшая степень пошлости, безграмотности, отсутствия вкуса.

Дизайнер уточняет, что к праздничным графическим материалам, в том числе плакатам, оформлению забора вокруг ледового городка, у него тоже есть претензии. «Праздничная айдентика из года в год не меняется. Видимо, ее делают одни и те же люди, которые нашли ключ к администрации города и прекрасно знают, что примут, а что нет. Если мы возьмем старые и новые логотипы с празднования Дня города и поставим их рядом, они будут все как под копирку», — говорит Владислав Деревянных.

Город без вкусицы
Мария Войнакова, ЕТВ

По мнению Владислава Деревянных, у Екатеринбурга должно быть стилевое единство, но тривиальный подход здесь не работает. «Единство» не равно «банальности». Город должен жить чем-то новым, уникальным, запоминающимся, но при этом идеально вливающимся в окружающее пространство.

Создатель студии брендинга и дизайна «Дикий филин» Рома Дик согласен с мыслью, что городу нужен стиль. Специалист считает, что он станет «собственной жилкой» и сделает Екатеринбург узнаваемым.

Рома Дик
Рома Дик
создатель студии брендинга и дизайна «Дикий филин»
Екатеринбург — это такой продукт, который предлагается туристам, жителям города. Естественно, у него должны быть свои атрибуты в айдентике, в украшениях, ведь приятно жить в городе, который не похож на любой другой.

Нюансы бюрократии

Проблема безликого Екатеринбурга сразу же вызывает вопрос: а почему мы не можем быть стильными? Ответ на поверхности: в этом виноваты деньги и государственная система. Хорошая, качественная работа стоит дорого, а город не располагает для этого безграничным бюджетом. Установка навесов, фонарей, иллюминации в городе проходит через госзакупки. А в них побеждают не только те, кто соответствует правилам аукциона, но и те, кто предлагает меньшую цену.

Грамотные дизайнеры не любят участвовать в тендерах. У них уже есть постоянные клиенты, которые готовы вкладывать в работу большие деньги. Снижать цену на госзакупках, чтобы сделать ширпотреб и унижать тем самым собственное достоинство, они не будут.

Профессионалам сотрудничество с властью может пригодиться «больше для пиара, чем для реальных денег». Хотя для этого они рассматривают другие варианты. Но о них чуть позже.

4 фотографии

Если говорить о вывесках и рекламных конструкциях, то здесь дизайнеры видят еще одну проблему — игнорирование правил, которые регламентируют их установку. Владислав Деревянных утверждает, что «их никто не придерживается, потому что у нас нет должного надзора».

«Вот, мы прописали правила. Хотите пользуйтесь, хотите не пользуйтесь. Никто вам пальцем не пригрозит и не снимет вашу вывеску, если она не будет соответствовать правилам. Хотя во всех больших городах это давно уже делается, и без согласования с главным художником, архитектором ничего поставить нельзя», — возмущается дизайнер.

Владислав Деревянных
Владислав Деревянных
дизайн-директор рекламного агентства «Восход»
У «Пассажа» стоят арт-конструкции из кортена. Многие их ругают, а я считаю, это один из лучших визуальных объектов городской среды. Но перед Новым годом на них вывесили полуобнаженных женщин с акциями в «Пассаже». И это под окнами администрации. Представьте, это несогласованная рекламная конструкция в центре города.

В мэрии Екатеринбурга нам сказали, что главархитектуры следит за внешним видом зданий. В частности, там согласуют входные группы магазинов и кафе. На момент публикации в мэрии не ответили на вопрос, каким образом осуществляется надзор, и не прокомментировали ситуацию с «ржавыми» фонарями.

Рецепт стиля

С 2015 года в Екатеринбурге работает группа неравнодушных дизайнеров, которые в свободное от работы время брендируют город. «Дизайн-код» — так называется сообщество — разработал и внедрил концепцию остановок у Центрального стадиона, светофоры с оригинальными человечками у Драмтеатра, уникальный шрифт Iset Sans, навигационные стелы. Группа энтузиастов тесно сотрудничает с мэрией Екатеринбурга, но делает проекты бесплатно. Их история — это один из тех вариантов, которые позволяют обойти систему госзакупок.

Город без вкусицы
Фото: группа «Дизайн-код Екатеринбурга» в Facebook

Реализованные идеи они не любят называть «украшательством», хотя работы действительно выглядят привлекательно. Владислав Деревянных, который является частью этой группы, понимает свою миссию иначе:

«В контексте дизайн-кода мне не нравится слово украшать“. Это должны быть грамотные графические элементы, которые помогают в навигации. Допустим, мы разработали оригинальный шрифт для города. Он не украшает Екатеринбург, он делает среду удобней, современней и комфортней, ведь грамотный навигационный шрифт легко считывается и воспринимается, он выделяет элементы навигации из шума другой уличной информации. Я называю это грамотной работой с дизайном среды».

Грамотную работу с дизайном среды специалисты понимают по-разному. Еще один участник «Дизайн-кода» Дмитрий Фатхиев-Долохов предлагает привести в порядок (читайте к единообразию) фасады зданий, рекламные вывески и конструкции.

Дмитрий Фатхиев-Долохов
Дмитрий Фатхиев-Долохов
специалист в графическом дизайне и автор проекта old_ekb
Нужно максимально очистить от ненужного спама городские улицы. Желательно убрать под землю провода на столбах, зелени добавить. Новогоднюю ярмарку, которая на площади 1905 года, можно сделать побольше. В общем, стоит ориентироваться на европейские примеры.

По мнению Дмитрия, мэрии стоит обратиться к профессиональным студиям и бюро, а не использовать «свой ресурс». Его идею продолжает световой дизайнер Наталья Копцева: «Чтобы город успешно развивался, нужно собирать группы специалистов-профессионалов. Может, это будут междисциплинарные группы, которые станут работать над городом. Идеально, если будет трио: спонсор, федеральное влияние и заинтересованность администрации. Тогда получатся очень классные проекты».

Город без вкусицы
Фото: Мария Войнакова, ЕТВ

Наталья Копцева отмечает, что в будущем видит Екатеринбург в окружении программируемого света, ведь его можно настроить не только для праздников, но и для музыкальных фестивалей как Ural Music Night. А еще такой свет прослужит дольше и выглядит красивее, чем дешевые одноразовые украшения. Подобные инсталляции в Екатеринбурге можно увидеть на Центральном стадионе, башне «Исеть» и на проспекте Ленина, на котором перед Новым годом украсили фонарные столбы.

Собеседница комментирует, что кому-то эта подсветка может не нравиться, потому что мы привыкли к старому и общепринятому. И как только Екатеринбург попробовал новый тренд, его сразу отбросили, не распробовав.

Наталья Копцева
Наталья Копцева
лайтинг-дизайнер
Насколько я знаю, конструкция для проспекта Ленина разрабатывалась специально. У нее присутствует хай-тек-форма, использованы простые элементы. На мой взгляд, высокотехнологичные вещи намного интереснее, чем ретро-темы с Екатериной. Мне ближе простые вещи, ориентированные, может быть, на стилистику авангарда. Мы, все-таки, город конструктивизма.

Город без вкусицы
Фото: ЕТВ

Рома Дик о хай-теке не говорит, но тоже советует отойти от надоевших образов. «Нужен поиск уральской идентичности», — заключает он. По словам дизайнера, даже в бажовских сказах можно найти новые решения, а не брать избитые образы змейки и хозяйки Медной горы. Также он рекомендует ориентироваться на разные аудитории и анализировать чужой опыт.

Рома Дик
Рома Дик
создатель студии брендинга и дизайна «Дикий филин»
Возьмите случаи, когда на зданиях разворачиваются подсвеченные сюжеты. В Европе и в Москве, в парке Горького, даже световые фестивали проводят на эту тему. Мэрия могла бы перенять этот опыт и сделать такой световой фестиваль в Екатеринбурге.

Вместо послесловия

Тем временем, впервые в Екатеринбурге застройщик выиграл у мэрии суд о согласовании архитектурно-градостроительного облика домов. Оказалось, что 32 пункт правил землепользования и застройки города противоречит Градостроительному кодексу России. Суд встал на сторону компании Prinzip и разрешил не советоваться с чиновниками насчет внешнего вида дома. Мэрия намерена обжаловать решение, потому что иначе в Екатеринбурге воцарится хаос (хотя он и так есть).

А пока горожанам остается только мечтать, что город когда-нибудь обретет свою идентичность и избавится от хлама на улицах.

Поделиться:

Срочные новости, фото и видео событий, очевидцами которых вы стали, сообщайте нам