Рок'овое влечение

Рок’овое влечение

13 января 2020 года Екатеринбург прощается с одной из своих легенд. Евгений Горенбург и команда проведут последний «Старый Новый Рок», который завершит 20-летнюю историю фестиваля.

Чего только не было за эти два десятка лет: разные площадки, разные времена года, громкие акции и звездные хедлайнеры. Но этот список был бы не полон без некогда молодых уральских исполнителей, музыкальную карьеру которых сложно представить без «Старого Нового Рока».

Михаил Лузин, музыкант

Это не просто трамплин — трамплинище!

группа «КедрыВыдры»

Не скажу, когда впервые услышал о «Старом Новом Роке», но точно помню, что в 2003 году мы с группой «КедрыВыдры» на фестивале уже играли. Это было наше первое подобное выступление, волновались страшно. На нас пришли посмотреть Миша Козырев и Вадим Самойлов. В то время это был лучший, а может быть, единственный фестиваль в Екатеринбурге. Не подавать заявку было бы просто глупо.


Конечно, тогда я мечтал о славе и успехе. С этим связан забавный случай в 2006 году. Мы тогда были самыми молодыми хедлайнерами СНР, выступали перед «Агатой Кристи» в «Екатерининском». Перед выходом я подошел в гримерке к барабанщику «Агаты» Андрею Котову и задал дурацкий вопрос: «Андрей, скажите, а стоит выбрать музыку в качестве дела своей жизни?»

Андрей посмотрел на меня пару секунд, и коротко ответил: «Нет, не стоит». Я его не послушал, конечно. Сейчас, если бы меня кто-то спросил, пожалуй, ответил бы так же, как он. Но был бы рад, если бы к этому совету не прислушались.

Рок'овое влечение

Во все том же 2006 году хватало и трэша. После фестиваля мы с Евгением Юрчиковым подрались на ступеньках «Екатерининского», об этом потом в газетах писали, мол, драка рок-звезд и все такое. Помирились через пару фестивалей, когда Евгений попросил у меня акустику на выступление — просто ни у кого больше не было. А я не отказал.

«Старый Новый Рок» — это прекрасный нетворкинг. Благодаря фестивалю с нашим творчеством познакомился Вадик Самойлов, что в итоге вылилось в приглашение лететь в Москву, записывать с ним альбом. Без преувеличения это изменило нашу жизнь. В 2007 году группа переехала в Москву, где и началась моя профессиональная музыкальная карьера. Тогда же мы познакомились с Александром Кушниром и дружим до сих пор.

Долгое время я выступаю сольно. Это жизнь. Группы разваливаются, «КедрыВыдры» не стали исключением: мы не выступали вместе с 2010 года. Я с тех пор уже два альбома выпустил и с тремя составами поиграл.

Рок'овое влечение

«Старый Новый Рок» дал мне путевку в жизнь! Реально, если бы не СНР, все сложилось бы совсем иначе. В 2005 году мы с «КедрамиВыдрами» получили гран-при фестиваля, предполагавший возможность открывать фестиваль «Крылья» в Москве. После «Крыльев» мы записали и выпустили на федеральном лейбле дебютный альбом, и пошло-поехало. Я очень благодарен «Старому Новому Року» за все возможности, которые он мне, как артисту, открыл. Это был не просто трамплин — трамплинище!

Уральский рок абсолютно самобытен. Чтобы создавать что-то новое, нужны две вещи: свобода и самодостаточность. В Екатеринбурге есть и то, и другое. Я своим московским друзьям постоянно рассказываю про уральское чучхе. Чучхе — это официальная идеология Северной Кореи, переводится как «опора на собственные силы». Мы на Урале привыкли сами со всем справляться, у нас своя гордость, свои небоскребы, своя биеннале современного искусства, свой сквер и так далее.

Музыка эту самодостаточность выражает наиболее полно. Именно поэтому уральские музыканты становятся популярными. У всего этого есть и обратная сторона: у нас тут так хорошо, что мы забываем о существовании внешнего мира. Но мир огромен, и в него нужно гордо нести ментальное знамя Урала. Выбраться отсюда просто: нужны талант и желание, тогда и возможности найдутся. А когда они найдутся, нужно будет очень много работать.

Роман Луговых

Из фестиваля я вырос, как Толстой из гоголевской «Шинели»

«Ромарио»

Мне кажется, о «Старом Новом Роке» я узнал с первого фестиваля, когда еще учился в школе. Всегда мечтал стать музыкантом и никем иным. Мечтал об успехе, хотел тусануть в профессиональной среде. Гостем на фестивале точно не был. Очень хотел попасть в 2004 году, потому что уже начинал, как музыкант, и вроде в тот год был «Чиж», которого я очень любил. Но тогда так бурно отметил наступивший год, что успел завалить пару экзаменов сессии, и был очень жестко наказан.


Осенью 2004 года я бросил универ, поигрывал по клубам, и все свободное время проводил на студии «Тутти Рекордз» в компании Саши Пантыкина-младшего и его школьного друга Колямбы, с которым мы уже 15 лет играем вместе. Там же я перезнакомился с половиной музыкального сообщества города.

Рок'овое влечение

Когда открылся прием заявок на 2005 год, мы сделали пять песен с барабанами, назвали группу «Гренадин» (в честь сиропа, с которым пили тогда коктейли в клубах) и пришли на отборочный тур в ДИВС. Людей было много, и мы попали в категорию «мейнстрим» и выступали на главной сцене ДИВСа. Звук был ужасный, волнение сильным, опыта ноль. Точно помню, что пели с залом «Секс в большом городе», и до сих пор это происходит на всех наших концертах, а тогда это случилось впервые.


Я сидел на стуле, так как не особо умел играть стоя, да и мне казалось, что для спокойной полуакустической музыки это вполне нормально. Но, сидящий на большой сцене мальчик, в окружении «стоячих» музыкантов, думаю, вызвал сочувствие у зрителей. Все подумали, что я не очень хорошо себя чувствую и очень поддержали.

Помню, что из-за интенсивных репетиций и нового для меня звукоизвлечения под барабаны, даже подушечки пальцев левой руки (обычно это правая у начинающих) покрылись мозолями и волдырями. Играть было невозможно.

Рок'овое влечение

После фестиваля мы большущей оравой поехали на нашу студию «Тутти» — у Сан Саныча Пантыкина день рождения 12 января, за день до Евгения Львовича и фестиваля. Несмотря на то, что я больше года уже дружил с его сыном и тусовался на его студии, самого Сан Саныча увидел живьем тогда впервые.


Во время одного из тостов, Пантыкин обратился ко мне, сделал несколько комплиментов нашему выступлению, дал ряд дельных советов и настоятельно, почти в приказном порядке, сказал менять название с «Гренадин» на «Ромарио». Дескать, если меня все со школы зовут Ромарио, то не надо тратить силы на раскрутку параллельного бренда. Я всячески с ним в тот вечер приятно спорил.

Но наутро мы с Колямбой пришли в паб «Гордонс», где 18 января должно было состояться наше первое выступление в полном составе, и на меловой доске у входа переписали название группы с «Гренадин» на «Ромарио». Так что на СНР-2020 случится 15-летие группы «Ромарио».

Рок'овое влечение

Я переехал из Екатеринбурга в Москву в 2007 году и развозил свои демки, нарезанные вручную на болванки, всем артистам, продюсерам, радиостанциям и прочим СМИ. Мне кажется, нынче музыкантам вообще неважно, где жить. А молодым и необремененным лучше вообще жить на несколько городов…

Из фестиваля я вырос, как Толстой из гоголевской «Шинели». Наверное, главное, что дал мне фестиваль — Евгения Горенбурга. Я не могу сказать, что он мой близкий друг, но это неотъемлемый персонаж моей жизни, которого я цитирую почти ежедневно.


«Старый Новый Рок» был трамплином, а затем пару раз появлялся в сложные моменты творческой жизни, особенно в безвременье группы «Ромарио» с 2008 по 2012 годы, когда участие в СНР было редким стимулом реанимировать группу.

Сергей Лукашин

Евгений Горенбург — очень симпатичный человек

«Водопады имени Вахтанга Кикабидзе»

Поскольку в начале девяностых мы отошли от активного музицирования и жили кто где, но не в Екатеринбурге, то о «Старом Новом Роке» слышали краем уха, не сильно вникая в подробности и не пытаясь себя там как-то заявить.


Видимо, понимая и соглашаясь с нашей позицией, Евгений Горенбург, очень симпатичный нам человек, тоже не шибко искал с нами контактов и правильно делал. Однако надо отдать ему должное, он вполне понимал, что «Старый Новый рок» без «Водопадов», это, собственно, уже какой-то другой фестиваль, поэтому в годы последних юбилеев, весьма уважительно приглашал нас и мы соглашались. Хотя без фронтмена это было непросто. Из раза в раз принимали нас очень тепло и все нам прощали.

Рок'овое влечение

В современном уральском роке мы ориентируемся отвратительно, но глубоко уважаем ребят, примеривающих на себя эти вериги, как и наших сверстников — ветеранов «Старого Нового Рока».


С ребятами из группы мы периодически видимся. Последняя большая встреча была на выставке Верхотурского государственного музея, где была развернута экспозиция, посвященная «Водопаду». Лирикой и сатирой заниматься бросил, гитару не расчехляю, но по линии драматургии музыкой занимаюсь. В частности, закончил второй новогодний мюзикл, на музыку The Beatles. Он называется «Моя прекрасна Динь» по Питеру Пэну. В челябинской филармонии скоро премьера.

Екатеринбург — мощный город с великими традициями и амбициями, поэтому в стране к нему есть некоторая предубежденность, в том числе и музыкальная. А вообще, «Старый Новый Рок» — это мощнейшее явление, не имеющее в стране равных.

Александр Ашбель

Мы попали на фестиваль на правах интеллигентных фриков

Funky Bizness Gang

О фестивале я услышал в 2001-м, а уже на следующий год мы играли на нем с группой «Дяди». Тогда набирала ход новая волна уральского рока, и мы в нее на правах интеллигентных фриков попали. Соответственно, искали площадки для своих выступлений, не все же было по клубам «Фауст» и «Сфинкс» играть. Тот выход в люди оказался очень удачным: про нас написали журналисты, мы попали в видеохронику, наш басист Иван Баженицкий выиграл инструмент (тогда на фестивале еще была конкурсная составляющая), а песня «Новый год» навсегда прописалась в цитатнике у дяди Жени Горенбурга.

Приняли нас тепло, а особого трэшака не припомню, было даже слишком прилично в сравнении с нашими клубными бесчинствами. Тогда желание продвинуть свою музыку и тусовка были чем-то неразрывным. То «новое поколение уральского рока» много кого сплотило. Завышенных мечтаний не было: мы нишевая рок-группа с ориентирами в духе «Звуков Му», The Stranglers и Аркадия Северного. Речь про «Олимпийский» не шла.

Мне удобней считать фестивали не штуками, а группами: «Дяди», «Мохнатые ракеты», ну и Funky Bizness Gang уже трижды.

Рок'овое влечение

Это не было ни трамплином, ни пустой тратой времени. Был интерес к нашей музыке — это плюс. Контрактов и космических гонораров не было — это минус. Хотя после одного из выступлений Funky Bizness Gang на СНР мы получили интересное предложение, которое в итоге принесло нам бюджет для записи альбома. Прямо сейчас Funky Bizness Gang готовится к перезапуску. Мы живы и готовим новую музыку, которую покажем в начале года. Планов масса, как всегда.

Уральский рок вполне самобытен, это очевидно. Здесь всегда были свои тусовки, в которых рождались уникальные идеи — пусть не всегда удачные, но они позволяли даже самым завзятым повторюшкам играть чужую музыку по-своему. Думаю, в обозримом будущем уральская самобытность никуда не денется.

Для меня «Старый Новый Рок»— едва ли не первая внятная попытка делать в Екатеринбурге взрослый рок-фестиваль, со всеми его плюсами и минусами. Это бренд, который еще и появился очень вовремя. Благодаря СНР целое поколение рокеров получило очень важную площадку для самовыражения. Ну и теперь, конечно, это часть истории этого города.

Воспоминания в один абзац

Арсений Негодяев, «Парад Большой Головы»

Рок'овое влечение

«Старый Новый Рок» меня преследует и развивает. В 2005 году я впервые приехал на летний фестиваль как слушатель, а через год уже как журналист серовского телевидения, чтобы делать спецпроект.


Моя группа «Парад Большой головы» играла на «Старом Новом Роке» два раза в 2016 и 2017 годах. А через полгода я уже работал в оргкомитете.


Сейчас я чувствую, что уходит целый пласт музыкального времени, но настроение у меня радостное и легкое — не потому, что мы прощаемся с «Титаником», а потому что запускаем новые «спутники». «Старый Новый рок», forever!

Александр Бузмаков, Rained

Рок'овое влечение

Наши отношения со «Старым Новым Роком» начались с неудачи. В 2014 году мы не прошли отбор на фестиваль, но благодаря подробным комментариям жюри, нам удалось усовершенствовать свое творчество.


В прошлом году, наконец-то, состоялось наше первое выступление на СНР. Фестиваль встретил нас теплой аудиторией и хорошей посещаемостью, большое спасибо екатеринбуржцам за это. По организации тоже все было хорошо, что не может не радовать.

Сергей Кудрявцев, «КОНЦЫ»

Рок'овое влечение

Первое выступление группы «КОНЦЫ» состоялось на мероприятии, организованном Евгением Львовичем Горенбургом в парке Вайнера. Это был для нас очень необычный опыт, потому что играть сет пришлось без бас-гитариста, не успевшего подготовить к тому времени материал. В дальнейшем «КОНЦЫ» три раза участвовали в зимнем «Старом Новом Роке», пять раз «На Волне» и множество раз выступали на мероприятиях, проводимых командой СНР.

Во многом благодаря этому фестивалю наша группа стала лидером панк-рока в Екатеринбурге и одной из самых узнаваемых непрофессиональных уральских рок-групп. Поразительно наблюдать за тем, как региональный фестиваль перерождается в музыкальное событие мирового масштаба — Ural Music Night. Ну, а «Старый Новый Рок» останется для нас самой милой, теплой, уютной и в то же время самой значимой тусовкой родного города.

Сергей Чернышев, Banga Jazz

Рок'овое влечение

В первый раз группа Banga Jazz выступала на «Старом Новом Роке» в 2002 году. Тогда Женя Горенбург спросил меня: «Надеюсь, „Манадалу“ сыграете?» У нас была такая веселая песенка про африканскую девушку по имени МанадАла. Играли ее не часто. Но, в качестве подарка для Евгения Львовича в день рождения, конечно, сыграли. И зал принял на «ура»!


А вот в 2004 году я был загружен от начала и до конца фестиваля, поскольку был еще и закадровым голосом фестиваля на площадке. Между своими репликами я с «Апрельским маршем» выступал на главной сцене, затем почти сразу со своей группой Banga Jazz играл на другой площадке, а на третьей выступала молодая команда, которую я тогда продюсировал, и их выступление тоже нельзя было пропустить.

До сих пор помню все как в очень динамичном клиповом монтаже: лестницы, рвущиеся струны, новые реплики, Дед Мороз Шахрин волшебным посохом раздвигает толпу, чтобы пройти к сцене, опять рвется струна, народу столько, что стены «Екатерининского» уже в недоумении, а плотность музыки такова, что крыша вот-вот взлетит летающей тарелкой.

Самая главная ценность фестиваля — быть для новых песен путеводной звездой. Браво, «Старый Новый Рок»!

Семен Чеурин, «Темиртау»

Рок'овое влечение

Я был почти на всех фестивалях. С самого начала отслеживал, тусовался. Мне всегда нравились инновации, которые происходили в каждому году. Особенно запомнилась фишка с двумя сценами в ДИВСе, когда толпа разворачивалась в ту сторону, откуда играла группа. Да и вообще концепция перемешивания хедлайнеров и начинающих групп очень правильная — так всем удается друг друга почувствовать.


Заявки мы как подавали с 2002 года, так и подаем. Дело в том, что мы толком-то и не играли на СНР, были один раз в 2010 или 2011 году на летней «Волне». И то потому что какая-то группа из Челябинска не смогла приехать. Нас поставили выступать в 12 утра. Я сам еле проснулся на свое выступление, как и те два человека с другой планеты, которые пришли нас послушать. Мы выступили и уехали тусоваться дальше.

Трэшаков на каждом фестивале столько, что можно книги писать. Многие помнят и рассказывают историю про то, как Владимир Шахрин приехал на фестиваль и увидел плачущую девочку-волонтера. На вопрос «Что случилось?» она рассказала историю о том, как уронила телефон в местном «деревенском» туалете. И вот Шахрин с командой геройски пошел доставать телефон, тут же появились камеры и журналисты, которые начали это все снимать.

Фестивали всегда тепло отзываются на душе, особенно летние, которые накладываются на жизненные переживания и этапы. Я не сосчитаю сколько их было на памяти. Мы старались всегда ездить. Евгений Львович нам, как команде «Урал Рока», выделял пригласительные, мы пользовались этим гостеприимством и чувствовали себя комфортно на фестивале. Что такое для меня СНР? Старый. Новый. Рок.

Фото: Александр Ежъ Осипов, Анна Ульянова и героев публикации

Поделиться:

Срочные новости, фото и видео событий, очевидцами которых вы стали, сообщайте нам