Божественная Заха

Окно в сад, или Как новое здание филармонии изменило екатеринбуржцев.

Осень 2018 года. Свердловский минстрой объявляет победителя конкурса концепций нового здания филармонии. В нем участвовали десятки мировых архитекторов, а победило всемирно известное бюро Zaha Hadid Achitects, которое предложило объединить существующее историческое здание с новыми залами под крышей футуристичного корпуса.


Концепция вдохновила региональное правительство, екатеринбургскую администрацию и немногочисленных горожан, посмотревших на рендеры. И все было бы хорошо, если бы не одно «но». Соседний с филармоний жилой дом № 40 по Карла Либкнехта, который нужно снести, чтобы построить новое здание.


Жители многоквартирника узнали о планах свердловских властей из СМИ и очень сильно возмутились. И наотрез отказались покидать свои квартиры.

Дом, который снесут ради нового концертного зала
Дом, который снесут ради нового концертного зала
Фото: Евгений Лобанов, ЕТВ

Потом история сложилась удивительным образом: сначала власти пытались решить вопрос привычным способом — то есть наплевать на мнение горожан и сделать все хоть и по закону, но совершенно не по-человечески. Но волна возмущения была такой большой, а скандал таким громким, что привычки пришлось менять на лету.


И теперь, осенью 2019, ситуация разрешилась приятным для всех участников способом. Вскоре дом № 40 по Карла Ликбнехта опустеет окончательно, а в 2023 году новое здание филармонии украсит Екатеринбург.

ЕТВ подводит итоги истории, длившейся год. Что произошло, и почему эта ситуация положила начало серии скандалов? Станет ли она примером решения конфликтов между властью и горожанами? Кто и на какие деньги будет строить новое здание филармонии? Читайте в нашем материале.

Стройка века

Этого [скандала] никто не ожидал. Иначе объяснить, почему жильцы дома на Карла Либкнехта, 40 узнали о будущем сносе не от главы филармонии Александра Колотурского или министра строительства Свердловской области Михаила Волкова, а от журналистов, невозможно. Тем не менее, это произошло. В сентябре 2018 года ошарашенные жители начали бороться с возможным захватом дома всеми силами: написали заявление в прокуратуру, обращения к президенту и в городскую администрацию.


В скандал попеременно вмешивались прокуратура, Совет по правам человека и музыкант «Чайфа» Владимир Бегунов. Исполнительный директор бюро Zaha Hadid Achitects Кристос Пассас рассказывал, что в техзадании на разработку концепции дома на Карла Либкнехта, 40 не было вообще — он даже не знал о конфликте, разгоревшемся после публикации концепции.

Экс-мэр Екатеринбурга, ныне сенатор Совета федерации Аркадий Чернецкий предложил отодвинуть новое здание филармонии, чтобы интересы жителей не пострадали.

Свердловские власти сначала вообще не признавали то, что собираются снести пятиэтажку на Карла Либкнехта, обвинив журналистов в том, что они все выдумали. Потом министр строительства Михаил Волков заявил, что дом нужно снести, но не из-за нового зала филармонии, а для развития центра и размещения на этом месте коммуникаций. Под жилым домом это делать нельзя, поэтому пятиэтажку снесут, а после установки коммуникаций над ними можно будет построить нежилое здание — то есть новый зал филармонии. Министр даже употребил слово «реновация».

Затем правительство пыталось доказать, что дом на Карла Либкнехта аварийный и его необходимо снести. Проверку состояния заказали МЧС — и заплатили за это полмиллиона рублей. Попытка не увенчалась успехом, из-за чего правительству пришлось пойти на переговоры с людьми. По поручению губернатора Евгения Куйвашева создали специальную рабочую группу по строительству нового зала филармонии.

Параллельно с этим администрация Екатеринбурга в ответ на претензии жильцов трясла результатами общественных слушаний. 23 октября 2018 года на официальном сайте мэрии появился протокол общественных слушаний, в котором приняло участие 17 человек. На просьбы участников перенести здание филармонии в другое место и сохранить дом ответили отказом. «С учетом параметров новых концертных залов… и максимального сохранения сада Вайнера сохранение дома на Карла Либкнехта, 40 невозможно», — значилось в документе за подписью главного архитектора Екатеринбурга Андрея Молокова. Мэр Александр Высокинский обещал встретиться с жителями дома, но так и не сделал этого.


Директор филармонии Александр Колотурский в эфире «Эха Москвы» пообещал, что в течение полутора недель с жильцами начнется диалог и упомянул, что «вопрос решен на самом высоком уровне». Это обидело уже не только обитателей дома № 40 по улице Карла Либкнехта, но и вообще всех горожан: их опять не спросили перед застройкой центра Екатеринбурга, а решили все кулуарно.

При этом никто не был против строительства нового здания, а особенно — по проекту такого известного бюро, как Zaha Hadid Achitects. Для него даже начали предлагать новые места: например, разместить в Новокольцовском, которому тогда предрекали, в первую очередь, будущее нового жилого района. Сейчас он стал местом для деревни Универсиады-2023.


Исполнительный директор Zaha Hadid Architects и автор проекта Свердловской филармонии Кристос Пассас обещал построить шедевр.

Мы объединим в одну команду лучших в мире специалистов для того, чтобы разработать дизайн. Важно, чтобы дизайн был выполнен должным образом, потому что мы считаем, что это не просто проект филармонии, это — презентация того, чего может достичь регион. Здание должно стать одним из самых главных на Урале. Мы знакомы с богатой историей Екатеринбурга, которая выражается как в религиозной, так и в гражданской архитектуре. И надеемся, что наше здание станет одним из тех шедевров, о которых говорят люди.

В ноябре 2018 года филармония, в разгар скандала, пришла к жителям дома на Карла Либкнехта, 40 с предложением выкупить их квартиры. Часть из них не согласились: 25 человек написали открытое письмо, в котором наотрез отказались продавать свои квадратные метры. Работу с ними продолжили, предложив лучшие условия и повышенную сумму выкупа.


К началу 2019 года у филармонии в собственности было 11 квартир: пять из них принадлежали ей изначально, по шести другим удалось договориться. Почти все оставшиеся сдались уже к весне — в апреле дом начал постепенно пустеть. Только одна хозяйка квартиры, Елена Шелкова, держала оборону еще полгода. Это жилье досталось ей от отца, врача, Героя Великой Отечественной войны. Но, в конце концов, удалось уговорить и ее: женщине предложили 18 миллионов рублей и назвать именем ее отца Музей аптечного дела, который планируют открыть в Екатеринбурге.

5 фотографий

В сентябре правительство создало специальное АНО «Центр развития социально-культурных инициатив Свердловской области», чтобы строительство значимых объектов в регионе шло быстрее. В итоге большинство жителей дома на Карла Либкнехта, 40 пообещали освободить квартиры в декабре 2019 года. Елена Шелкова немного задержится. Из здания уже выехали арендаторы нежилых помещений на первом этаже.


До августа 2020 года жилой дом на Карла Ликбнехта, 40 снесут. Параллельно с этим будет идти проектирование нового здания для филармонии. Его будет делать Zaha Hadid Achitects, представители бюро уже приезжали в Екатеринбург, а Кристос Пассас подтвердил «Центру развития социально-культурных инициатив Свердловской области» свое желание принимать непосредственное участие в процессе.

Фото: Zaha Hadid Architects

Предполагается, что здание построят в 2023 году — в год 300-летия Екатеринбурга. Деньги (3,7 миллиарда рублей) пока собирается вкладывать только областная казна. Возможно, в процессе свердловскому правительству удастся получить на проект федеральные деньги или убедить бизнес подключиться к стройке.

Реактивное образование

Скандал со сносом жилого дома ради нового здания филармонии был задолго до событий в сквере у Драмтеатра, но во многом предопределил их. Екатеринбуржцев обидело, что с ними не собираются считаться — ни городские, ни региональные власти. И когда это произошло еще раз, всего-то через полгода, реакция не заставила себя ждать. Чиновники, в свою очередь, не сделали работу над ошибками и опять должным образом не обсудили с горожанами строительство нового объекта в центре, храма святой Екатерины.


Формально все было по закону: земли под будущим сооружением перевели из общественных в религиозные, провели виртуальные общественные слушания, на которых почти три тысяч человек высказались за строительство. Но в день, когда в сквере поставили забор, начались протесты и продолжались восемь дней, пока с помощью президента Владимира Путина стройку не остановили. Позже для храма нашли другое место — на другой стороне набережной, где сейчас располагается здание бывшего Приборостроительного завода.

Новый зал Свердловской филармонии
Новый зал Свердловской филармонии
Видео: Zaha Hadid Achitects

В отличие от храма вопрос о строительстве нового здания филармонии затрагивал интересы сравнительно небольшой группы людей — жильцов дома, что позволило решить его относительно малой кровью (но за большие деньги). Зачем нужен был конфликт, если в конечном итоге все согласились оставить свои квартиры и переехать? Привычка ставить горожан перед фактом, не спросив их мнения, вновь привела к ситуации, которой можно было избежать.


Кейсы филармонии и храма, а также множество других, помельче (реконструкция Зеленой рощи, благоустройство сквера за Оперным театром и сквера Попова etc.), привели к тому, что екатеринбуржцы любой проект встречают с недоверием. И, конечно, они не скупятся на критику, что часто мешает быстро обустраивать и ремонтировать давно нуждающиеся в этом общественные пространства.

Фото: Zaha Hadid Architects
К счастью для Екатеринбурга, история с расселением дома на Карла Либкнехта, 40 пошла по иному сценарию, нежели строительство храма святой Екатерины в сквере. Почему к счастью?
Дмитрий Лисс
Дмитрий Лисс
главный дирижер Уральского академического филармонического оркестра
Зал, где мы работаем сейчас, захлебывается от количества звука. Мы сделали все, что могли. Но немецкие акустики нам объяснили, почему в этом зале никогда не будет нужного звука. Это и конструктивные особенности, которые мы изменить не можем. И его размеры. Но, в первую очередь, зал нужен не оркестру, а Екатеринбургу. Это показатель статусности и серьезности города.

Новый зал свердловской филармонии презентовали 15 ноября на VII Международном культурном форуме, проходящем в Санкт-Петербурге. «Окна камерного театра будут выходить на зимний сад, в котором посадят разные деревья. Зрители смогут наслаждаться сменой времен года, и такой фон сделает концерты незабываемыми. С наружной стороны также будет видно, что происходит внутри, и люди определенным способом будут участвовать в выступлениях», — раскрыл некоторые детали проекта Кристос Пассас.


Тарас Багинец, органист Свердловской филармонии уверен:

Проект совершенно шедевральный. Я показывал его коллегам-музыкантам из Европы. Все без исключения в восторге и сравнивают этот наш проект со знаменитыми филармоническими проектами последних лет, прогремевшими на весь мир — Парижской филармонией и филармонией на Эльбе в Гамбурге.
Осталось лишь дождаться, когда на сцену нового большого зала Свердловской филармонии выйдут музыканты Уральского филармонического оркестра под управлением Дмитрия Лисса. И солисты — мировые звезды, которые ранее не могли выступить в Екатеринбурге.
Поделиться:

Срочные новости, фото и видео событий, очевидцами которых вы стали, сообщайте нам