Классический план

О сюрпризах, которые приготовил для поклонников Ural Opera Ballet на ближайшие два года, о премьерах, которые заставят вздрогнуть публику, ЕТВ рассказал директор театра Андрей Шишкин.

Вчера экспертное жюри объявило номинантов на «Золотую маску» сезона 2019/2020. Опера «Три сестры», балеты «Приказ короля», «Вальпургиева ночь» и Brahms party, представленные Ural Opera Ballet, претендуют на награды в 23 номинациях. В этом году это рекорд для музыкальных театров. А директор Ural Opera Ballet Андрей Шишкин уже говорит о будущем. Ведь получат ли спектакли екатеринбургской труппы престижную театральную премию — не то, чтобы не важно. Просто надо идти вперед и глядеть в даль.


Это имя было последним в нашем разговоре с Андреем Шишкиным. Но сейчас прозвучит первым. Кристофер Олден, поставивший оперу «Три сестры», возвращается. А значит, скучно не будет.


— Мы договорились с Кристофером Олденом о постановке нового спектакля — название его пока держу в секрете. Но уже известна дата премьеры — 17, 18, 19 сентября 2021 года. Контракт с американским режиссером будет подписан в ближайшее время, — уточняет Андрей Шишкин. — Опера как раз в стиле Олдена: характеры, конфликты… Он может такие эмоции выдать в этом произведении!


— Вы довольны тем, как он поставил «Трех сестер»? Ведь мнения публики разделились: были и те, кто уходил из зала…


— Вся труппа говорит, что мастера крупнее Кристофера Олдена в нашем театре еще не работали. Он приехал с полной разработкой спектакля. Продемонстрировал дикую работоспособность. Никаких выходных — только работа. И на меня он произвел сильнейшее впечатление.

А что касается реакции зрителей… Не бывает спектаклей универсальных. Чтобы довольны остались все, существует разноплановый репертуар. Есть те, кто приходит за иллюстрацией сюжета. Им «Три сестры» кажутся абсурдом. И для них мы готовим премьеры «Евгения Онегина» и «Травиаты».

Сцена из оперы «Три сестры»
Сцена из оперы «Три сестры»
Фото: Ural Opera Ballet

— Но ведь эти спектакли уже есть в репертуаре Ural Opera Ballet?


— Я пришел в екатеринбургский театр оперы и балета 13 лет назад. И первым спектаклем, который был поставлен, стала «Травиата». Это такая палочка-выручалочка, опера, которая должна быть в репертуаре, потому что гарантировано собирает аншлаги.


Сегодня наша «Травиата» устарела. По стилистике, вокально все мизансцены давно уже потеряны. Это в советское время гордились, когда спектакль шел десятилетиями. Сейчас мировой опыт нам показывает более эффективные примеры — пять-семь лет и… Можно смело снимать спектакль и делать паузу года на два. А затем выпускать принципиально иную версию.


— Новая «Травиата» будет классической постановкой?


— Если сегодня мы поставим классический спектакль, который иллюстрирует либретто и музыку, это не принесет успеха. Потому что есть кинематограф и интернет, да и театр ушел далеко вперед. Но путь, при котором меняется место и время действия, очень скользкий и коварный. И редко приводит к успеху.

Чтобы «Травиата» получилась не тем и не другим, нужен режиссер, который придумает интересный ход, и все скажут: «Боже мой, мы эту Травиату“ знаем наизусть. Но как неожиданно нам ее показали». И мне кажется, мы нашли решение, пригласив Тадеуша Штрассбергера [режиссера, сценографа и художника оперы «Сатьяграха» и «Пассажирка» — прим. ЕТВ]. Сдача макета будет в феврале. И тогда станет понятно, какой ход он придумал. Не обижающий и не раздражающий никого. Но в тоже время делающий спектакль неожиданно ярким.

+1
6 фотографий

Тадеуш предложил художника из Нью-Йорка, который работает со специфичными костюмами, никогда нами раньше не используемыми. Будет много работы со светом: сценография построена на постоянно меняющихся ощущениях пространства. Но главное, что публике будет неважно — события происходят сейчас или во времена Дюма-младшего, в Париже или в Нью-Йорке. Потому что концепция, предложенная Штрассбергером, универсальна: на первый план выходят человеческие отношения, которые не зависят от времени и места.


— Предыдущая премьера «Евгения Онегина» состоялась 26 апреля 2014 года. Уже пришло время для новой версии?


— Мы много и долго, эффективно и продуктивно ставили неоткрытые оперы от «Сантьяграхи» до «Трех сестер». Добились успеха: о нас говорят, пишут, мы стали явлением. Все это замечательно. Если бы не два но. Первое: такого рода спектакли продавать труднее, чем, например, «Кармен».

Второе: для исполнения такого рода музыки нужны специфичные солисты. А у нас оперная труппа, которая училась в консерватории русской и итальянской музыке. И для того, чтобы разрешить эти проблемы, мы обратились к «Травиате» и «Евгению Онегину».

Фото: Ольга Керелюк / Ural Opera Ballet

Ставить «Евгения Онегина» будет Дмитрий Волкострелов из Санкт-Петербурга, успешный драматический режиссер, неоднократный номинант и лауреат «Золотой маски». По его словам, он «созрел для постановки оперного спектакля». Кроме того, наш главный дирижер Константин Чудовский мечтает поставить русскую классику.


Да, приглашение драматического режиссера — это риск. Но, я считаю, риск оправданный. Если мы выиграем, скажут «екатеринбургский театр открыл новое имя в опере». Проиграем, «зато попробовали».


Итак… Сезоне 2020/2021 в сентябре мы открываем «Травиатой». В декабре — «Евгений Онегин». А 22 апреля 2021 года — «Фальстаф».


— Почему такой неожиданный выбор?


— Потому что это последняя опера Верди. Это комическая опера. Это тема, которая начата Россини в «Севильском цирюльнике» и продолжена Верди. Вы знаете, что он безумно переживал за успех этой оперы. Будучи признанным мэтром, боялся провала. А создал шедевр. Музыкальный, но безумно трудный. «Фальстафа» редко ставят: самое время нам сделать этот шаг.

И по нашим голосам эта опера прекрасно раскладывается. И материал увлекательный: «Фальстаф» — это «Генрих IV» и «Виндзорские насмешницы» Шекспира. Ставить будет английский режиссер Пол Каррен, знакомый екатеринбурским зрителям по «Летучему голландцу» (сейчас в Далласе с громадным успехом идет «Золотой петушок» в его постановке). Мы уговорили Пола с большим трудом.

«Летучий голландец» в постановке Пола Каррена
«Летучий голландец» в постановке Пола Каррена
Фото: Ural Opera Ballet

— Мы оказались пусть и в недалеком, но будущем. Чем Ural Opera Ballet успеет порадовать публику в этом сезоне?


— Я начну издалека. Нашу деятельность Министерство культуры оценивает по доходу от продажи билетов. Мы не Москва и Санкт-Петербург, где объем финансов намного больше и люди специально приезжают, планируя потратить деньги на театры. Мы — город нестоличный, поэтому обязаны ориентироваться на покупательскую способность населения. Двести тысяч зрителей приходят к нам каждый год. Это два города области. Но, чтобы остаться на хорошем счету у минкульта и сохранить высокую загрузку зала, мы вынуждены исполнять только шлягеры: по три названия опер и балетов. Что неправильно: размываются другие названия — они уходят, и потом их трудно вернуть в репертуар.

Поэтому же в текущем сезоне у нас две премьеры. Это опера «Риголетто», которую зрители увидели в сентябре. И балет «Конек-горбунок» — его мы покажем со 2 по 5 июля 2020 года.

Анастасия Нефедова, главный художник «Электротеатра Станиславский» уже сдала макет «Конька-горбунка».


Спектакль будет красивый и дорогой. Это еще одна причина, почему количество премьер в этом сезоне ограничено: чтобы планово, в течение десяти месяцев подготовить декорации.

Фото: Ольга Керелюк / Ural Opera Ballet

— Декорации настолько важны для современной постановки, что на них стоит тратить такое количество времени и денег?


— Сейчас происходит слом понимания того, как должна быть оформлена сцена. Помню, как говорили: «Живописный театр это хорошо, это навсегда». Вся конструкция нашего театра построена с расчетом на то, что декорации: сняли — свернули — убрали в трюм — вынули из трюма — развернули — повесили. Но сегодня сворачивать нечего: сплошные металлоконструкции, пластик, фанера, каркасы, объемы… Как в «Риголетто», все постоянно движется. Используется все пространство сцены, а не как раньше — пустая сцена, обвешенная мягкими декорациями.

А Анастасия Нефедова в «Коньке-горбунке» пошла еще дальше. У нее пластик, волокна, они должны развеваться, задник должен шевелиться, изображать массу, которая постоянно находится в динамике. И, наверное, хорошо, что театр — российский, екатеринбургский — открыт новым технологиям.

Сцена из оперы «Риголетто»
Сцена из оперы «Риголетто»
Фото: Ural Opera Ballet

— Ural Opera Ballet успешно гастролирует. Насколько усложняют вам жизнь современные и эффектные, но громоздкие декорации?


— Это проблема. Громадная проблема. И начиная даже не с отправки декораций на гастроли, а с хранения. Монтировщики после спектакля разбирают декорации, грузят их в фуры и везут в ангар в Березовском. Там они лежат на бетонном полу, в помещении, которое не проветривается и не отапливается. Зимой промерзают. Когда их привозят в театр, конструкции оттаивают, деформируются — неделя уходит на восстановление декораций.

В мае мы отправили декорации к двум спектаклям в Таиланд. 11 и 13 сентября у нас с успехом прошли гастроли в Бангкоке, мы открывали Международный фестиваль музыки и танца, показывали «Турандот» и «Русалку», наши спектакли смотрела Принцесса Таиланда Маха Чакри Сириндхорн. После этого декорации отправились в обратный путь, морем. 31 октября они должны прибыть в Санкт-Петербург — только 8 ноября, может быть, мы их дождемся в Екатеринбурге.


Вот и получается, что любые гастроли для спектакля за границей — это два показа в сезон на домашней сцене, а остальное время декорации проводят в пути. Но это не повод отказываться от гастролей. В марте 2020 года на фестивале в Израиле ждут «Пахиту».

Фото: Ольга Керелюк / Ural Opera Ballet

— Возвращаясь к балетному будущему. После «Конька-горбунка» чем порадует нас труппа и Самодуров [художественный руководитель балета — прим. ЕТВ]?


— Мы находимся в состоянии споров и исканий. Идут непрекращающиеся дискуссии со Славой Самодуровым. Пока можно говорить о том, что 15 февраля 2021 года мы покажем балетный спектакль «Коппелия» в хореографии Джорджа Баланчина. И еще одна балетная премьера ждет нас в июле 2021 года.

Поделиться:

Срочные новости, фото и видео событий, очевидцами которых вы стали, сообщайте нам