Уже завтра, 13 октября, Екатеринбург окончательно определится с площадкой для строительства храма святой Екатерины. После исключения из опроса пустыря на пересечении Фурманова и Белинского на выбор у горожан остались только участок за Макаровским мостом и Приборостроительный завод. Оба потенциальных места для собора имеют свои плюсы и минусы, но уже сейчас нет сомнений, что стройка состоится. И, судя по агрессивной агитации, — храм появится на улице Горького.
Но пять месяцев назад екатеринбуржцы не захотели мириться с решением построить храм в сквере у Драмтеатра и вышли на протест, который продлился восемь дней. В преддверии опроса ЕТВ вспоминает главный конфликт 2019 года, который изменил Екатеринбург и его жителей.
13 мая основатель сообщества «Парки и скверы Екатеринбурга» Анна Балтина написала в своем паблике: «А пойдемте погуляем в сквере у Драмы». Месяц спустя Ленинский районный суд решит, что эта фраза помогла девушке организовать несогласованное массовое мероприятие, и «наградит» ее штрафом в 20 тысяч рублей. Сегодня, спустя почти пять месяцев после тех событий, Анна Балтина удовлетворена последствиями «скверной» истории.

Мэрия Екатеринбурга начала выполнять обещания прошлых лет, и некоторым зеленым территориям будет присвоен охранный статус. Посмотрим, что будет дальше и будут ли их действия последовательны. С другой стороны, статус особо охраняемой природной территории не защищает деревья от вырубки, это просто формальность. Городу давно нужны новые правила и стандарты благоустройства.
Также лидер «Парков и скверов» подчеркнула, что в Екатеринбурге возросло количество неравнодушных горожан, принимающих активное участие в жизни города. Избирком и городская дума в свою очередь вытащили в свет референдум и опрос — те процедуры, которые, по мнению Балтиной, должны быть в основе местного самоуправления. Однако дальнейшие действия административного ресурса активистка не оценила.
«Увы, живой воды для мертвых процедур не нашлось. Уверена, что в будущем все равно придется тщательно и вновь их рассматривать. Созданная рабочая группа по опросу показала, что администрации не нужны общественники и специалисты, так как их работа приводит к неподконтрольным результатам», — добавила Анна Балтина.
Другой член рабочей группы по опросу о выборе места для храма, депутат гордумы Тимофей Жуков согласен с тем, что методы коммуникации и обсуждения общественно-значимых проектов с населением должны быть более современными. Причину массовых протестов он видит именно в устаревшей нормативно-правовой-базе.

Не знаю, почему прошлые созывы гордумы сквозь пальцы смотрели на то, что нужно как-то менять документацию в части проведения опросов, обсуждений и всего остального. То, что не было сделано тогда, в прошлые годы, аукнулось нам в мае. Важно наладить систему общения, дать возможность открытого диалога, чтобы люди могли обсудить что-то открыто и без лозунгов. Работать об этом должна не только администрация, но и гражданское общество.
Доктор исторических наук Алексей Мосин, который также входил в рабочую группу по опросу, отметил, что из майских протестов должны сделать выводы не только мэрия, но и горожане.

Протесты в сквере — это урок для всех нас. Для властей он в том, что надо прислушиваться к мнению жителей города, а для горожан в том, что мы можем и должны отстаивать свои права, бороться за то, что нам дорого. Если мы его с обеих сторон усвоим, то все у нас будет хорошо. Если нет, то столкновения будут и дальше, чего хотелось бы, конечно, избежать.