Киноулицы города Е: ищем и сравниваем с реальностью. Часть 1

С помощью мобильного интернета ЕТВ прямо на месте доказывает: локации Екатеринбурга могут быть как фоном для фильмов, так и кинозалом под открытым небом.

25 августа на улицах Екатеринбурга пройдет пятый Всемирный Фестиваль уличного кино. Причем, на этот раз никаких кинозалов. Посмотреть кино зрителям предложат по другим правилам: в любом положении, в любой компании и даже в любую погоду. Познакомиться с новейшими российскими короткометражками можно будет без билетов и пригласительных. Транслировать новинки будет Tele2 на скорости 4G.

Когда я узнал об этом, то подумал: как же новейшие технологии спокойно, но стремительно меняют нашу повседневную жизнь. Фильмы выходят на улицы Екатеринбурга. Буквально. А ведь раньше и представить такое было нельзя. Еще совсем недавно кинематограф, если и сотрудничал с городским пространством, то использовал его совсем не как место для просмотра, а наоборот — как фон, на котором разворачивалось действие. Вот оно! Давайте, пока до «Фестиваля уличного кино по другим правилам» еще несколько дней, прогуляемся по тем улицам Екатеринбурга, которые засветились в российском кино. Ведь сейчас мобильные технологии позволяют нам в реальном времени сравнивать «как сняли» с тем «как есть сейчас», находясь в той самой локации, которая попала в кадр по режиссерской задумке. Планшет с 4G интернетом от Tele2 мне в помощь.


Итак — поехали!

Начну я, пожалуй, с площади 1905 года. Просто потому, что именно с ней у меня связано потрясение детства. Помню, в первой половине девяностых, когда мне было 12 лет, мальчик из Асбеста увидел краем глаза фильм «Макаров». И кадр с Кафедральным собором и городской администрацией. Я не знал тогда, что это художественное кино. Спросил только: «Что за город такой, папа?». «Свердловск», — на автомате ответил он. И я запомнил шпиль этого Храма. А потом мы приехали на рынок, этот лабиринт из киосков, который стоял на улице Вайнера, чтобы купить мне одежду к 1 сентября. И я поперхнулся от какого-то чувства детской обиды: площадь 1905 года была другой. Не такая, как в том кадре из кино. Здание мэрии стояло на месте, где и положено. А самого Кафедрального собора — не было.

Его и сейчас нет.

Зачем в фильм вмонтировали изображение собора, я так и не понял. Даже позже, когда подрос и пересмотрел эту картину. Сам режиссер Владимир Хотиненко ответа на этот вопрос тоже не дал. По крайне мере такого, который бы мобильно нагуглился.

Может, это было сделано для того, чтобы подчеркнуть подступающее безумие главного героя — поэта Александра Сергеевича Макарова. Человека, который до слома 90-х годов спокойно жил-поживал с женой, любительницей поэзии, дочкой-филологиней и маленьким сыном. В неплохом, кстати, доме жил — в самом центре, в Городке чекистов. Сейчас дом, конечно, обветшал, а вот зелени стало намного больше.

Смотрю на Городок чекистов и думаю, имей я квартиру в этом доме, стал бы я сходить с ума? Да нет, с чего бы? А вот поэт Макаров по сюжету ищет ощущения безопасности. И на гонорар от нувориша-мецената за свои стихи он покупает пистолет одноименной системы. И этот «макаров» меняет жизнь главного героя. Поэт становится приложением к оружию. А потом начинает с ним разговаривать (!) и пускает жизнь под откос. Сначала знакомится со своей музой, эффектной и вульгарной Марго. И она становится его любовницей.

С Марго связана еще одна характерная локация фильма «Макаров». Смотрю кадры фильма онлайн: встречу с этой музой снимали в Харитоновском парке. У той самой ротонды, которая сейчас выглядит гораздо новее. Может оттого, что ее для фотосессий используют молодожены.

В итоге в своих метаниях Макаров теряет и семью, и любовницу. Он сливается с пистолетом-тезкой, становится патроном в его магазине. А все почему? По рецензиям на фильм, которые можно найти в сети, в том числе от того, что Александра Сергеевича Макаров прекратили печатать. Он не мог найти путь к своему читателю.

То ли дело сейчас — ищи читателей в интернете. И «макаров» (в смысле, пистолет) уже не нужен.

Недалеко от ротонды Харитоновского парка, где несчастный поэт Александр Сергеевич из фильма «Макаров» носил на руках свою порочную музу Марго, находится другая локация, которая во всей своей конкретике попала в мистическую драму Карена Шахназарова «Цареубийца». Глядя с вершины Вознесенской горки в сторону железнодорожного вокзала, видно, что сейчас все утопает в зелени, по вечерам тусуются автомобилисты-кальянщики… А в кино — это взгляд главного героя, врача-психиатра Смирнова на местность, где убили царя. Причем, последний в жизни взгляд. Ночью доктор умирает.

Однако это финальные кадры фильма. С помощью мобильного интернета возвращаюсь к началу картины. Начинается он с того, что Смирнов в клинике одного провинциального городка начинает лечить бывшего уголовника Тимофеева, который в периоды обострения шизофрении уверен, что именно он убил Николая II. Во время этих приступов у пациента проявляется тот же телесный недуг, что и у цареубийцы Юровского. Доктор Смирнов заинтригован и разрабатывает свою терапию: начинает общаться с Тимофеевым, который мнит себя Юровским, от имени Николая Романова.

А потом начинается мистика. В одном из эпизодов Смирнов замечает, что на лбу у него возникла кровоточащая рана (как от сабельного удара, который получил Николай Романов во время визита в Японию). Спустя сутки стигмат исчезает. Однако врач-психиатр уже не может выйти из роли последнего императора. Он заявляет коллеге, который отговаривает от продолжения бесед с Тимофеевым-Юровским: «Я хочу понять, почему именно этот человек меня убил». Терапия продолжается. Смирнов выясняет у Тимофеева все мотивы и обстоятельства расстрела царской семьи.

И только после этого приезжает в Свердловск — взглянуть на место казни. Кроме общего плана с Вознесенской горки в фильм попала (думается, не случайно) площадь, на которой стоит памятник Якову Свердлову.
Герой фильма смотрит на памятник Якову Свердлову. Тому самому, который причастен к убийству царя. Есть такая байка, что бронзового революционера изначально планировали поставить возле Дворца Пионеров. На площади Народной мести, как тогда она называлась. Чтобы Свердлов походя указывал пальцем на дом Ипатьева. Какая находка была бы для режиссеров! Но — не сложилось.
Памятник Свердлову как неотъемлемая часть городского пейзажа
Памятник Свердлову как неотъемлемая часть городского пейзажа

Фото: Александр Мамаев

В общем, если хотите увлекательной прогулки, то берите в руки гаджет с мобильным интернетом, и шагайте по точкам городского пространства, которые засветились в кино. А потом ищите тот самый, или хотя бы приблизительный ракурс. И фиксируйте изменения. Да, и не забудьте запланировать поход на Фестиваль уличного кино — 25 и 26 августа на Плотинке, с 21 до 23 часов.

Кто со мной?

Продолжение следует.
Киноулицы города Е: ищем и сравниваем с реальностью. Часть 3
Городские истории
Киноулицы города Е: ищем и сравниваем с реальностью. Часть 3
С помощью мобильного интернета редакция ЕТВ путешествует из лета в зиму, находя городские локации, которые были декорациями для новогодних комедий.
Министр экологии об обстановке в регионе
Зрелище
Церемония вручения премии Татищева и де Геннина
Церемония вручения премии Татищева и де Геннина
От Валентины Макаровой
Все идет по плану
Все идет по плану
К каким изменениям готов Екатеринбург в будущем и как не снизить темпы развития города сейчас.