Три «П»: пуанты, пачка и плие

История одного дня в Екатеринбургском театре оперы и балета: о том, почему нельзя стать балериной за сутки.

Легкие, воздушные, притягательные… Они кружатся на сцене так, словно родились в пуантах. Эти девушки танцуют при любой погоде и в любом настроении. Они всегда улыбаются публике. Именно такими мы видим балерин и не знаем, в каком ритме они живут, чем питаются и легко ли даются танцовщицам прыжки и вращения. Перед закрытием сезона журналист ЕТВ Арина Осипова отправилась в Екатеринбургский театр оперы и балета, где познакомилась с Рафаэлой Морел, артисткой из Бразилии. И не только провела с ней весь день, но и оказалась в ее… пачке.

«Ломит все тело»

Утро. Пробуждение. Завтрак
Рафаэла: «Я живу недалеко от Театра оперы и балета, поэтому встаю в восемь утра. Успеваю приготовить завтрак: омлет с авокадо, например, — привести себя в порядок и пойти на работу. Бывает, когда просыпаешься, ломит все тело. Хотя что лукавить, оно почти всегда болит. Однако со временем перестаешь это замечать. Наша профессия не подразумевает отгулов — зритель тебе этого не простит».

Арина: «По неведомой причине я всегда думала, что балерины соскакивают с постели ни свет, ни заря. Оказалось, мой будильник на 7:00 звенит в то время, пока некоторые танцовщицы видят сны. К счастью, я не знаю, каково просыпаться с ломотой в костях. Разве что иногда шея и спина болят от того, что затекают. Как и Рафаэла, завтракать я не забываю, но выбираю овсянку или сырники».

«Быть воздушной»

Разминка. Разогрев. Растяжка. Прыжки. Репетиция
Рафаэла: «Ежедневно у нас класс. Сюда ходят даже с маленькими детьми. Чем раньше балерина придет в форму после родов, тем лучше. Мы начинаем разогреваться в 9:30. Разминка у всех разная, поскольку каждая сама знает, на какие зоны стоит обратить внимание. Так у меня постоянно болит левая стопа, есть травма колена. К сорока годам — почти пенсионный возраст у балерин — на твоем счету уже десятки растяжений и вывихов. Все нюансы приходится учитывать, чтобы минимизировать риск осложнений и не прибавить новых проблем.

В зале мы занимаемся под музыку с 10:00 до 11:00. Балет поставлен по определенным движениям, которые мы регулярно повторяем. Теорию классического танца девочки сдают еще в балетной школе, поэтому педагог говорит все названия на французском языке. Сперва лицом к станку танцовщицы разогревают стопы, отрабатывая движения ногами вперед, в сторону и назад. Постепенно мы увеличиваем амплитуду, переходя на круговые, удары и броски. Далее мы отрабатываем все то же самое в центре зала, а после добавляем маленькие, средние и большие прыжки.
Импровизация на уроке классического танца отсутствует. Порядок всегда один и тот же. Несмотря на то, что мы знаем, как делается то или иное движение, организм физически не всегда может его выполнить. Чтобы получалось хорошо, важно чувствовать свое тело и прислушиваться к нему. Тогда и в пуантах без опоры на что-либо ты сможешь быть легкой и воздушной.

Репетиции обычно начинаются с 11:00. По сути то, что балерины демонстрируют на сцене, идет из занятий в классе. Однако на сцене нужно не просто технично танцевать, а добавить эмоции, играть на публику».

Арина: »Хореографией я никогда не занималась и, честно говоря, спорт в любом виде терпеть не могла, а от физкультуры в школе филонила только так. Сейчас я два раза в неделю плаваю в бассейне, но ведь с ума сойти, как балерины тренируются каждый день… Тем не менее, хочешь не хочешь, а в первую позицию меня поставили.

Вцепившись в станок, я направляю носки ног в противоположные стороны, разворачиваю колени, выпрямляю спину. Все, думаю, красота! А вот неправильно. Попка краником здесь ни к чему. Напряги ягодицы, чуть подайся вперед, лопатки сведи, колени разверни больше. В общем, пока я пытаюсь сделать хотя бы это, на лбу появляется испарина, а на щеках здоровый румянец. Как потом выясняется, все это коту под хвост, поскольку танцовщица должна делать позиции на автомате, и в зале никто не оценит, как ты превосходно стоишь.

По словам балерины, важно научиться выполнять «плие» (приседание), а уже от него идут все комбинации. Худо-бедно, но «недоплие» у меня получается. Мне даже удается поработать ногами и сделать махи. Один минус — пожалуй, не единственный — моя растяжка не лучше, чем у дерева. Поэтому Рафаэле приходится не только словами объяснять мне урок, но и хватать за ногу, чтобы поднять колено выше. Всего лишь час теории классического танца с минутными повторами движений вымотали меня, словно я пробежала марафон. Больше не буду удивляться легкости подобной тренировки.

Конечно же, на репетицию «профессионалку» вроде меня не пустят. Разве что в роли шута горохового. Поэтому после обеда мне разрешают примерить балетную пачку и пуанты. Может, хоть что-нибудь из жизни танцовщицы будет мне под силу?»

«Люблю пельмени и борщ»

Обед. Отдых
Рафаэла: «В день спектакля репетиция заканчивается в 13:00, чтобы у нас была возможность подкрепиться и отдохнуть. На обед я предпочитаю курицу, рис, овощи или пасту с фаршем. В день выступления ем плотно, могу и салат с хлебом, и котлету с чем-нибудь за раз. Кстати, я очень люблю пельмени, борщ, селедку под шубой и… Сладости. Не могу отказать себе в них, но соблюдаю меру. После обеда я стараюсь поспать около часа».

Арина: «На обед отправляемся с Рафаэлой вместе. Я уже перекусила фруктами, поэтому в кафе заказала кофе с молоком. Балерина же берет полноценный бизнес-ланч: салат с крабовыми палочками и майонезом, булочку, хороший кусок мяса, пюре и сладкую газировку. Наверное, я бы тоже все это съела, будь мой завтрак только в девятом часу утра. Услышав о любви танцовщицы к пельменям и селедке под шубой, я через силу улыбнулась, так как не ем ни то, ни другое».

«Перестаю дышать»

Грим. Костюм. Спекаткль
Рафаэла: «С 16:30 готовимся к спектаклю: красимся, укладываем волосы, надеваем вывешенные в коридоре костюмы. Гримеров на всех не хватает, поэтому макияж — наша забота. Прически же нам обычно делает парикмахер. Когда все готово, за 20 минут до спектакля балерины идут за кулисы, чтобы снова размяться перед тяжелой работой. В будние дни представление начинается в 18:30, в выходные — в 18:00. Если спектакля нет, но нужно оттачивать новую постановку, второй вызов у нас с 18:00 до 21:00. Иногда бывает и третий вызов, когда мы вынуждены репетировать в перерыве с 14:00 до 18:00 и находиться в театре целый день, а если премьера не за горами, то лишаемся единственного выходного, который у нас по понедельникам».
Арина: «Пришла пора примерять костюм и пуанты. Я с легкостью влезаю в пачку и ненадолго, когда меня затягивают в корсет, перестаю дышать. Знаете, он держит спину получше всяких ортопедических штук. Вот только двигаться гораздо труднее, а балерины умудряются еще и танцевать. Пуанты напомнили мне деревянные ботинки Дюймовочки из старого доброго мультика.
Пока я ковыляю в них по сцене утиной походкой, за кулисами надо мной хихикают балерины. А я, ощутив себя королевой театра, позирую на камеру. Однако на пальцы в пуантах я все-таки встаю, держась мертвой хваткой за станок. И каково мое изумление, когда это оказывается совсем не больно! Но одно дело — постоять так пять минут, и совсем другое — танцевать всю жизнь».

«Знакомлюсь с ломотой»

Вечер. Ужин. Ночь. Сон
Рафаэла: «После балета, ориентировочно в 22:00 танцовщицы расходятся по домам, ведь сил уже ни на что не хватает. Некоторые девочки даже не ужинают, но я так не могу. Нужно съесть что-нибудь легкое, хотя бы овощи, чтобы на следующий день чувствовать силы. К сожалению, лечь спать раньше 24 часов не удается. Порой нам еще скидывают видео, которые я смотрю после работы, чтобы выучить новую роль. Легкой жизни балерина не ждет, но, на мой взгляд, все лишения и недостатки, с которыми мы миримся, стоят тех оваций, разливающихся по залу от спектакля к спектаклю».
Дебют Рафаэлы в роли Снежной королевы
Дебют Рафаэлы в роли Снежной королевы

Арина: «Тем не менее, лежа в кровати в 23 часа, я чувствую, как ноет большой палец на правой ноге, а на следующее утро еще и знакомлюсь с той самой неведомой ломотой: первая позиция довела меня до боли в ягодицах и ногах. По вечерам я в отличие от балерин бездельничаю и смотрю не обучающие видео, а фильмы. Хотя после такого жизнеописания хочется взять себя в руки и стать проактивной личностью. Теперь я не побоюсь назвать профессию балерины подвигом, а этих хрупких девушек героинями. Они действительно заслуживают громких аплодисментов».
dsc_4198.jpg

Великолепные фото: Дарья Попова
Флешбэк в СССР. Театры Свердловска
Городские истории
Флешбэк в СССР. Театры Свердловска
ЕТВ рассказывает о городских храмах Мельпомены времен серпа и молота.
Венский фестиваль в Екатеринбурге
Режиссёр из звёздной семьи Алексей Смирнов
Екатеринбург другими глазами: «Пришлось привыкать к тазикам и ковшам»
Екатеринбург другими глазами: «Пришлось привыкать к тазикам и ковшам»
Японка Мики Нисигути рассказала ЕТВ о жизни в городе, о котором пять лет назад даже не слышала.