Культ досуга. ДНК ДК

Наша история сегодня — о центре культуры, расположенном в здании бывшей фабрики-кухни.

Мы уже рассказывали о том, как шло становление культурных учреждений в новом соцгороде Уралмаш. Самые разные формы культурной жизни успели смениться за годы первых пятилеток. Какие-то из учреждений ушли в небытие при советской власти. Что-то исчезает на глазах. 24 марта был полностью разрушен кинотеатр «Темп», о котором мы подробно писали в предыдущей статье.

Центр уралмашевской культуры, о котором мы рассказываем сегодня, за свою жизнь сменил множество имен. Как только он не назывался: Дом культуры имени Сталина, «старый» ДК Уралмаш, Дом творчества школьников. Сегодня это — ЦК «Орджоникидзевский».

Этот центр культуры работает с 1937 года (или, если учесть стаж клуба ИТР — с 1935-го). Архитектура и судьба этого здания очень сложны и интересны. В отличие от кинотеатра «Темп», который последние семь лет не работал, ЦК «Орджоникидзевский» активно жил, он был и остается центром общественной жизни Уралмаша. А несколько лет назад благодаря активистам-градозащитникам здание бывшей фабрики-кухни было включено в список объектов культурного наследия как памятник конструктивизма.


Отец фабрики-кухни и его дети

История здания началась с фабрики-кухни, которую спроектировал архитектор Валерий Парамонов. Он специализировался на проектах комбинатов общественного питания и являлся отцом-проектировщиком фабрики-кухни на улице Свердлова, где сегодня располагается комбинат СМАК.

Здание фабрики-кухни на улице Свердлова
Здание фабрики-кухни на улице Свердлова

Уралмашевская фабрика-кухня строилась не на центральной улице, а в глубине квартала. Сначала появился производственный корпус фабрики. Сегодня он располагается по адресу улица Красных партизан, 9. Главным фасадом выходит на улицу Преподобного Сергия Радонежского, отделяющую здание от церкви Рождества Христова.

Сегодня корпус, который начали строить в 30-х годах ХХ века, можно увидеть с перекрестка улиц Красных Партизан и Преподобного Сергия Радонежского. Да-да-да, у нас есть такой перекресток в городе!
Строительство фабрики-кухни на Уралмаше
Строительство фабрики-кухни на Уралмаше

Фабрика-кухня строилась по Т-образному плану. На фото мы видим большие стеклянные витрины — это столовая. Остальную часть зданий, включая корпус, находящийся во дворе, занимали производственные помещения.

В 1935 началось проектирование и строительство так называемого торгового корпуса. Новое здание пристраивалось со стороны бульвара Культуры. И, по сути, должно было расширить функции столовой. Но в процессе концепция поменялась: огромная столовая больше не нужна Уралмашу, так как в каждом заводском цехе появляются точки питания.

Поэтому столовая и производственная зона остаются в старом здании. Внутренний корпус перестраивают в зал на 800 мест. А торговый корпус приобретает черты клубного помещения. Завершением этой метаморфозы служит передача бывшего торгового корпуса клубу рабочих «УЗТМ имени Сталина».

Фасад со стороны бульвара Культуры — это как раз бывший торговый корпус. Обратите внимание: и здесь много стекла. Хотя прежде лестничные клетки были остеклены сверху до низу, а сейчас — только с уровня первого межэтажного перекрытия.

Конструктивизм в опале и «коробочный» стиль

Здание торгового корпуса и фабрики-кухни выполнены в стиле конструктивизма. Лаконичные и геометричные формы. Единственное украшение фасадов — логотипы УЗТМ: их можно увидеть на объемах лестничных клеток до сих пор.

Но внутри, в интерьерах здания, все не так лаконично. Дело в том, что переоборудование фабрики-кухни в культурный центр происходило в конце 30-х годов. В это время конструктивизм уже находился в глубокой опале, и фасады здания доделывались в ставшем неугодным «коробочном» стиле. А вот в интерьерах архитекторы руководствовались уже появившимися (и по неволе полюбившимися) трендами сталинского ампира.


image4.jpg
Журнал «Опыт стройки», 1936 год

С первых же строк автор критикует конструктивизм


Интерьеры ДК им. Сталина сохранились в почти первозданном виде до наших дней.

Главная лестница дома культуры. Огромная люстра и монументальные полотна призваны «обогатить» конструктивистский интерьер. Картины патриотического содержания появились в середине 50-х годов и идеально вписались в интерьер. На одном полотне люди идут работу — на завод «Уралмаш». Вторая картина — демонстрация народов СССР в национальных одеждах, несущих огромный портрет Ленина.

«Знатные люди Уралмаша». 1954 год
«Знатные люди Уралмаша». 1954 год

Картина Н.А Алехина и П. А. Воинкова

В интерьера второго этажа центра культуры хорошо видно сочетание конструктивистского интерьера (квадратные стойки и балки) и послевоенного декора (оформление дверей с местом для обозначения номера кабинета). К огромному счастью, здесь сохранились все оригинальные светильники.

Следующее пространство, на которое обязательно стоит взглянуть, — это главный репетиционный зал центра культуры. На колоннах можно увидеть каменную мозаику с профилями политических и культурных деятелей. А раньше это помещение выполняло функцию фойе перед входом в главный зрительный зал ДК.

image13.jpg

Творческие бабушки и внучки

Главной достопримечательностью центра культуры являются его коллективы, о которых можно рассказывать бесконечно. Здесь занимаются и творят уже несколько поколений. Бабушки приводят своих внучек, так, как их самих когда-то сюда привела мама. В центр культуры приходят и дети, и взрослые. В ЦК отмечают праздники, создают выставки, проводят концерты, организуют соревнования… Но лучше один раз увидеть:

Зал, который мы потеряли

Зал дома культуры УЗТМ располагался внутри квартала. В нем было 800 посадочных мест, небольшой уклон, оборудование для демонстрации фильмов и вращающийся круг на сцене. Здесь выступали не только коллективы уралмашевского ДК — приезжали выступать коллективы городских и иногородних театров. Как писали в газете «За тяжелое машиностроение» — «на гастроли».

Зрители в зале старого ДК Уралмаш
Зрители в зале старого ДК Уралмаш

С начала 2000-х зал не эксплуатировался. В 2005 году студенты-архитекторы из Австрии и России провели большое исследование ДК. Благодаря этому интерьеры пространства сохранились на фотографиях и в документах. Мы можем представить, каким был зал, благодаря научной работе на степень бакалавра Катарины Кистер и Йоханна Айсбайна. Студенты университета «Баухаус» в Веймаре запечатлели интерьеры, разрез и фото-план потолка зрительного зала.

Следы Баухауса

Интерес к дому культуры со стороны европейских архитекторов объясняется не только общей любовью к конструктивизму. Дело в том что в начале 1930-х годов в СССР прибыли около тридцати выпускников немецкой архитектурной школы «Баухаус».

Эта учебное заведение было основано в Веймаре в 1919 году и буквально за десятилетие стало мировым центром авангардной архитектуры и дизайна. Архитекторы «Баухауса» придерживались минимализма и функционализма в своих работах. В 1933 году, когда к власти в Германии пришла национал-социалистическая партия, школа «Баухаус» была тотально реорганизована — ее идеи показались фашистам враждебными. Выпускники и преподаватели школы разъехались по всему миру.

Три десятка специалистов «Баухауса» получили гражданство СССР. В их числе был Бела (Михайлович) Шефлер [родился в Минске в 1902 году — прим. ЕТВ], окончивший немецкую архитектурную школу в 1929 году. Он был активным участником коммунистической партии Германии, вместе с коллегами приехал в СССР, его отправили в Свердловск — на Уралмашстрой. В команде архитекторов он принимал участие в проектировании и строительстве торгового корпуса фабрики-кухни.

image36.jpg
Бела Шефлер

Анкета для вступление в Союз архитекторов СССР


Прямое участие Шефлера в создании фабрики-кухни оценить сложно — здание строилось и перестраивалось командой архитекторов УЗТМ, Шефлер был ее частью. Однако его причастность сделала фабрику-кухню объектом интереса университета «Баухауса», восстановленного в Веймаре в 1996 году.

В 2008 году группа студентов и преподавателей приехала на Уралмаш и провела большое исследование здания бывшей фабрики-кухни и торгового корпуса. На сегодняшний день их работа — самое полное архитектурное исследование здания.

А судьба Шефлера была печальна, как и судьба многих немцев в СССР. В начале второй мировой войны он был осужден за шпионаж в пользу Германии и расстрелян…


Музей-передвижник

С 1967 года часть здания была передана под музей трудовой и боевой славы Уралмашзавода. Музей должен был появится к 40-летию промышленного гиганта. Это было очень своевременное решение — создатели музея застали первых строителей и работников Уралмаша живыми и здравствующими. А первыми экспонатами стали мемуары первостроителей, предметы, которые заводчане хранили долгие годы, продукция, которую завод выпускал в военное и мирное время. Для организации экспозиции были созданы модели машин УЗТМ.

Для размещения экспонатов было отведено крыло, расположенное ближе к площади Первой пятилетки. Музей имел отдельный вход и при необходимости мог работать отдельно от ДК. Ради нового учреждения были созданы интерьеры в современном тогда стиле — советского модернизма. Появились панно на стенах.

Проект реконструкции помещения, отданного музею
Проект реконструкции помещения, отданного музею

В 2011 году музей переехал из здания ДК в здание центральной проходной УЗТМ, где находится и сейчас.

Фрагменты исследования 2008 года, запечатлевшие интерьеры музея:

Холл музея сегодня:

Огромное панно-карта СССР, на которой обозначено, какую продукцию и в какие города поставлял завод Уралмаш. Этот экспонат музей не смог забрать с собой:

Бывший выставочный зал музея сегодня переоборудован под зрительный зал:

Сегодня задние старого дома культуры УЗТМ разделено между несколькими пользователями. В корпусе фабрики-кухни находится магазин и офисы. Часть здания была перестроена в церковь Рождества Христова. Корпус по улице Красных Партизан когда-то занимала библиотека ДК. Сегодня здесь располагается Екатеринбургская академия современного искусства (ЕАСИ).


Дворовые будни

Отдельного внимания заслуживает двор этого уникального строения. Сейчас он бывает открыт во время «Ночи музеев» и фестивалей, которые проводят ЕАСИ.

Два из трех корпусов бывшего ДК соединены надземным переходом. Он как бы разделяет двор пополам. А самое потрясающее сооружение во дворе — это винтовая лестница в киноапаратную.

Сооружение собрано из типовых железобетонных блоков, нанизанных на металлическую колонну. Раньше лестница была заключена в стеклянный футляр. Сегодня в этом оригинальном переплете окна сохранились лишь частично. Даже те, которые заменили на фанерные.

Дело в том, что киноаппаратная, как и зал, серьезно пострадали во время сильного пожара, случившегося в мае 2013 года. А до этого здание не эксплуатировалось около десяти лет. Крыша зала провалилась, помещение залило водой. Пользователям здания удалось сделать консервацию сгоревшего объекта, чтобы оно не разрушалось и дожило до лучших времен, когда зал удастся восстановить.

Барельефы в сгоревшем здании:

Сценическая коробка и поворотный круг:

В 1983 году — после открытия нового ДК УЗТМ на бульваре Культуры — в клубе размещался Дом культуры и техники «Юность», позже — дом творчества школьников. Через семь лет завод передал все свои социальные объекты на баланс города. Сегодня традиции ДК Уралмаш продолжает центр культуры «Орджоникидзевский». Здесь продолжают работу старые клубы и функционируют новые.
Здание является выявленным памятником архитектуры. С 2015 года оно постепенно приводится в порядок. У центра культуры есть страницы во «ВКонтакте» и Instagram.

В статье использованы материалы из архивов:
  • Центра культуры «Орджоникидзевский»;
  • Государственного архива Свердловской области;
  • Музея истории УЗТМ;
  • Научная работы на степень бакалавра — авторы Катарина Кистер и Йоханн Айсбайн. Университет Баухаус (2008 год).

Фото: Александр Козлов, проект «Екатеринбург Наизнанку» (фотографии наших дней), Федор Телков (портреты участников клубов).


Культ досуга. Под куполом
Городские истории
Культ досуга. Под куполом
1 февраля — день рождения екатеринбургского цирка. И сегодня мы рассказываем об одном из самых экстравагантных зданий советского модернизма.
Антон Долин про Сарика Андреасяна и наши шансы на «Оскар»
Музыка на ЕТВ
Константин Арбенин. «Зимовье зверей»
Константин Арбенин. "Зимовье зверей"
От Светланы Зенковой
Все идет по плану
Все идет по плану
К каким изменениям готов Екатеринбург в будущем и как не снизить темпы развития города сейчас.