Дело Екатеринбурга. Монах Федотушка и его жертвы

110 лет назад крестьянин Федот Кабков, используя элементы православия, создал секту, в которую заманивал женщин для обслуги и секса, а неугодных — убивал.
ЕТВ продолжает рассказывать о громких уголовных процессах прошлого, которые будоражили умы екатеринбуржцев. На этот раз наша история — о так называемом «деле Федотушки»: настоящем кладе для журналистов и любителей сенсаций. Суд над крестьянином Федотом Кабаковым, который состоялся 110 лет назад, как сказали бы сейчас, взорвал общество. Шутка ли, полуграмотный мужик из Верхотурского уезда объявил, что «Богоматерь велела ему служить, а Господь дал власть», после чего создал секту из послушниц, которые исполняли все его сексуальные прихоти, носили мужские имена и одежду монахов.

«Такого еще не было!» — негодовали читатели газеты «Уральский край» больше века назад. И с упоением читали репортажи из зала суда. Но обо всем по порядку.

Питал отвращение к труду, но тяготел к богомольцам

До того, как стать лидером тоталитарной секты, Федотушка жил обычной крестьянской жизнью того времени под началом сурового отца. Правда, как отмечают современники, будущий духовный отец и схимник тяготился любым физическим трудом. Журналисты екатеринбургской газеты «Уральский край» писали:

— Единственное, к чему Федотушка питал большое тяготение — это посещение монастырей и беседы с богомольцами о жизни схимников юродивых и блаженных.

Однажды он сказал отцу: «Отец, отпусти меня в монастырь жить».

«Что-о?» — закричал Михаил Кабаков (так звали его отца). — «Ты хочешь сделаться лоботрясом, дармоедом? Да я лучше тебя живым в гроб уложу, чем в монахи пущу! Не смей об этом и думать. Тебе нужна не ряса, а жена».

Однако женитьба Федотушку нисколько не изменила к лучшему. Он также посещал Верхотурский монастырь, часто расспрашивая богомольцев о святых местах, о том, что и как говорят отшельники, что о них думают приходящие к ним паломники, по-прежнему «отлынивал» от работы под разными предлогами.

С женой Федотушка жил плохо. Оставить же ее с детьми и вообще бросить дом при жизни отца он не решался. Но как только старик умер, он сейчас же ушел из дома неизвестно куда, сказав жене только: «Справляйся тут, а я пойду спасаться».


Фото: советский антирелигиозный плакат

В 1904 году Федотушка поселился в лесу неподалеку от Верхотурья и стал жить в пещере. Тогда же он начал укреплять свое влияние среди простого народа, которым он казался человеком сведущим и мудрым. «Уральский край» писал:

— Богомольцы, тысячами стекавшиеся на поклонение мощам святого Симеона и приходившие к Федотушке за словом истины, разносили о нем молву по всей России, как о «блаженном» и «угодном Богу» человеке, устами которого говорит сама правда.

Отказать в чем-нибудь Федотушке считалось большим грехом, так как он слыл за прорицателя и вообще угодного Богу человека».
Федор Кабаков интуитивно понимал, как разговаривать с малограмотными людьми, чтобы привлечь их внимание. Поэтому он почти всегда выражался иносказательно, «притчами и поговорками, что имело большое значение в глазах темного люда». Так же Федотушка прекрасно использовал пропагандистский эффект «чуда». «Уральский край» описывал это так:
— Особо глубокое впечатление на богомольцев производил так называемый «птичий гимн» Федотушки.

Дело в том что Федотушка прикормил лесных птиц. Рано утром он выходил из своей кельи к толпе богомольцев, держа в руках сосуды с хлебом и зерном. Затем он начинал подражать щебетанию птиц. И лес мгновенно оглашался хором разнообразных птичьих голосов.

«Вот она, птичка-то божия! Она чувствует, она понимает!» — сладко улыбаясь, говори Федотушка умиленной толпе.

«Никому нельзя знать, что мы женщины, иначе погибли!»

Среди паломников, которые посещали Федотушку, были как мужичины, так и женщины. Но принимал он к себе в послушники, обещая дать мудрость и поделиться святостью, преимущественно женщин. Которых «перекрещивал» в мужчин. «Уральский край» подробно писал об этом:

«Живших при нем женщин Федотушка постриг в монашество, причем дал им мужские имена. Так, например, Таисию Вдовину он назвал отцом Паксием, Клавдию Клячину — Алексеем, Аполинарию Кошенкову — Серафимом, Фаину Смирнову — Иоанном, Параскеву Черезову — Петром».

«Богослужение происходили обычно в полночь и носили характер чрезвычайного таинства. Таинство же заключалось в том, что на одну из самых красивых и молодых богомолок в это время снисходил дух святой в образе Федотушки“.

Женщина эта заранее подготавливалась им для таинства“. По его указанию послушники брали ее под руки и уводили в алтарь. В это время свет в зале потухал и молящиеся, упав на колени, замирали в безмолвном экстазе.

По окончании таинства сам Федотушка выводил сподобившуюся“ из алтаря через царские врата при хоровом пении молитв и гимнов».

По влиянию на женщин Федотушку можно сравнить с Распутиным
По влиянию на женщин Федотушку можно сравнить с Распутиным

Дореволюционная карикатура.

«Федора схватила его за руку и стала слезно просить никому не говорить, что он видел ее тут.

— И мужу твоему не сказывать? — спросил ее тот.
— Никому! Никому нельзя знать, что я — здесь, что мы — женщины! Иначе мы погибли! — простонала Федора.
— Как так?
— Да так. Если Федотушка узнает, что мы опознаны, то он нас всех живыми зароет в землю… Такое у нас уж правило, — пояснила она пораженному мужику. — Если кто из посторонних мужчин узнает, что мы женщины, то мы после этого должны умереть».

«Бабы к нему льнули — что мухи к чашке меда!»

В процессе над Федотушкой его не обвиняли в насилии над послушницами. 110 лет назад об этом как-то не задумывались. К тому же сами жертвы на следствии и самом суде рассказывали о сексуальных отношениях с лидером секты, но не видели в этом ничего дурного. «Уральский край» писал:

«Наряду с вышеизложенным свидетельскими показаниями установлено, что Федотушка ложился спать вместе с женщинами, которые, считая его святым, почитали за особое счастье касаться своим телом его тела, и что в этой близости к нему не было ничего греховного“.

Одна свидетельница, сподобившаяся провести ночь со святым мужем, рассказывала так:
— Когда я осталась у них ночевать, то Федотушка сказал своим послушницам, чтобы они не лезли к нему в эту ночь и не мешали наслаждаться близостью.
— Бабы к нему льнули — страсть, что мухи к чашке меда! — закончила она свой рассказ».

Бабы к нему льнули — страсть! Что мухи к чашке меда!
Бабы к нему льнули — страсть! Что мухи к чашке меда!

Фото: фрагмент картины Александра Дайнеки

Однако были среди послушниц Федотушки и те, кто, видимо, чем-то сумел прогневать своего духовного учителя. С такими заблудшими «пастырь» расправлялся с затейливой жестокостью. Он организовывал таинство, во время которого убивал неугодных. Причем своей жертве о близкой смерти он говорил заранее. «Уральский край» писал об этом подробно:

«В начале сентября, часов около десяти вечера, после ужина Федотушка увел из нижней комнаты в верхнюю Марфу Ансупову в сопровождении Кошенковой, Ельчиной и Вдовиной. Там он одел ее в мантию и клобук, обул в белые чулки, надел на нее крест, дал ей в руки четки и снова увел ее в вниз, в свою церковь для пострижения“.

Минут через десять Марфа Ансупова прошла через выходную дверь во двор, которую Федотушка запер снаружи на замок.

Немного погодя он вернулся к оставшимся женщинам один. Думая, что Марфа осталась в церкви, они не спросили его о ней. Однако на другой день, не видя ее, стали спрашивать, куда она девалась. Тогда Федотушка им ответил: Я дал ей имя отца Павла, и Павел умер“.

В тот день, когда исчезла Марфа, Федотушка уходил в лес за доской, пилой и топором. А сама она незадолго перед этим рассказывала Вдовиной и Ельчиной, что ее мать, отводя ее к Федотушке, велела ей просить у него себе скорой смерти.

— Да я и сама захотела умереть, — закончила она, — так как Федотушка сказал, что божья мать меня принимает, и он скоро обещал меня похоронить».

«Получила, чего желала. Такую смерть послал Бог на молитвы»

Следствие доказало, что Федотушка убил трех послушниц и одного монаха по имени Ефим. Последний стал нежелательным свидетелем специфических практик «божьего человека» Федотушки и хотел донести на него властям.

На чистую воду лидера уральской секты, окопавшейся под Верхотурьем, вывели практически случайно. Первым расследование начали даже не полицейские, а отставной военный Евгений Корлыханов, который вернулся со службы домой на Турьинские рудники и выяснил, что его жена Надежда попала в сети Федотушки. Бывший солдат приехал к лже-пастырю, но тот не пустил его на порог и ничего не сказал. Однако Евгений Корлыханов не сдался и уговорил знакомую женщину пойти в послушницы к Федотушке и разузнать, что и как. «Уральский край» писал об этом так:

«Федотушка и ей отвечал сначала, что ничего не знает о жене солдата. Однако потом он сказал:
— Что о ней беспокоится? Она получила того, чего желала. Ей уж такую смерть Бог послал на ее пост и молитвы.

Спрашивали Федотушку о жене солдата и другие лица. На один из таких вопросов некоей Степаниды Волковой он ответил:
— Дело свершилось. Одежду я сжег».

Евгения Корлыханов, который настойчиво разыскивал свою жену, спугнул Федотушку, и тот попался полиции.

«Он решил покинуть свою пустыньку“. С этой целью в сентябре 1906 года он собрал имущество и выехал из Верхотурья вместе со своими послушницами, но на станции Гороблагодатской власти его арестовали и заключили в тюрьму.


Тогда в лесу, вблизи старого жилища Федотушки, было найдено в разных местах четыре могилы. По разрытии могил в трех из них оказалось по женскому трупу, а в четвертой был погребен мужской труп, принадлежащий монаху Ефиму.

В одном из женских трупов солдат признал свою жену, в другом была признана родственниками Марфа Ансупова, а третий женский труп хотя и не был опознан, но принадлежал, по-видимому, монахине Параскеве».

«Я никого не душил! Вы, может, сами кого-нибудь душите!»

Федотушку судил суд присяжных. Процесс был открытый, поэтому в зал битком набились его сторонники. Как пишет «Уральский край», «преимущественно из среды богомольцев и окрестных крестьян»:

«Когда Федотушке было предложено, не пожелает ли он отвечать на вопросы суда, то он сказал:

— Если вы судите меня, то судите, а не спрашивайте. Когда Иисуса Христа судили, то его не спрашивали».

«По предъявленному обвинению в убийствах Федотушка отказался давать какие-либо объяснения, но вот сам способ умерщвления прокомментировал:

— Я никого не душил! Вы, может, сами кого-нибудь душите!»

В итоге «святой человек», богомолец, который сумел убедить женщин жить с ним, кормить, обстирывать и удовлетворять его сексуальные прихоти, был наказан светским судом. Присяжные приговорили Федотушку к 15 годам каторжных работ.
Дело Екатеринбурга. Сытое духовенство против голодного пролетариата
Городские истории
Дело Екатеринбурга. Сытое духовенство против голодного пролетариата
85 лет назад революционный трибунал решал судьбу епископа и протоиерея, которые противились изъятию церковных ценностей в пользу государства.
Алёна Владимирская: «Екатеринбург ВСЕМ лучше Москвы!»
Андрей Звягинцев. Про «Оскар», цензуру и Шнура
Дело Екатеринбурга. Градоначальник-мукомол против госбанка
Городские истории
Дело Екатеринбурга. Градоначальник-мукомол против госбанка
В 1906 году жители Екатеринбурга с упоением следили за уголовным делом, обвиняемым по которому проходил бывший городской голова Илья Симанов. А судили его за растрату и мошенничество.
Дело Екатеринбурга. «Гном»  против Его Величества
Городские истории
Дело Екатеринбурга. «Гном» против Его Величества
111 лет назад на журналистов, которые саркастически высмеивали чиновников, полицию и священников, в конце концов, пошутили над самим императором — этаких уральских Charlie Hebdo — завели уголовное дело.