
Газеты столетней давности — замечательные рассказчики. Ведь тогда (как и сейчас) пресса писала о том, что интересно, актуально, что на слуху. Поэтому, взяв в свидетели «Уральскую жизнь» и «Зауральский край», можно понять, каким был город революционной осенью 1917-го, когда к власти пришли большевики.
Судя по газетным заметкам, после Великой Октябрьской революции (а тогда пресса, без стеснения, называла это событие «бунтом большевиков») жизнь в Екатеринбурге кардинально не изменилась. То есть, никакой диктатуры с расстрелами неугодных сразу и вдруг не насупило. Большевики только начали пробовать власть на вкус и совсем не походили, скажем, на талибов сегодняшнего дня. Быт горожан остался практически прежним: выходили газеты, работали магазины и кафе, открывались детские сады и реальные училища. Гражданское общество еще не разделилось на красных и белых.
А вот среди офицеров и солдат расквартированных в Екатеринбурге полков уже вызревали зерна Гражданской войны. И даже начали пробиваться первые ростки будущей междоусобицы.
Военные делили город

В газете «Зауральский край» опубликовали резолюцию офицеров 149 полка:
«Мы протестуем против вооруженного восстания большевиков. Насильственный захват власти вооруженной силой есть посягательство на волю народа, которую он должен был свободно выявить через три недели на Всенародном Учредительном Собрании.
При создавшемся положении, когда все сделано для уничтожения доверия и авторитета к нам, офицерам, когда солдаты вооруженными отрядами без ведома начальников выходят неизвестно куда, мы считаем своим долгом поставить в известность население Екатеринбурга, что нести ответственность за могущие быть последствия от вызовов вооруженных частей полка мы не можем, и вся ответственность за них падает на виновников.
Долой узурпаторов, гасителей свободы, предателей страны и губителей революции. Долой большевиков, идущих вместе с темными силами — черносотенцами, провокаторами и охранниками!»

На сбежавшую тревогу сбежался караул от Верх-Исетского продовольственного склада. Виновные были задержаны и переданы в часть. При обыске по документам задержанные оказались красногвардейцами 5 района города Екатеринбурга».

Спиртовая река Мельковка

К чести красногвардейцев первая смена, состоящая из рабочих ж. д. мастерских устояли перед искушением и в 4 часа утра не имели в своей среде ни одного пьяного.
Вторая смена красногвардейцев, занявшая посты с 4 утра, поступила иначе и почти вся перепилась.
Когда уже сама операция выпуска спирта окончилась, об этом узнали широкие слои населения, и с утра к месту выпуска начала стекаться публика с ведрами, баклагами, флягами и пр.
Вечером некоторые сумели найти укромные уголки, и чуть не на глазах у всех шла открытая торговля добытым. Целый день в ближайших к винному складу местах можно было видеть пьяных».
Власть спряталась

