
Удобства на улице




«На каждом метре от Московской до Вайнера возникает вопрос «зачем?»

Фото: ЕТВ

Коллаж: Николай Пекарский, ЕТВ

Иллюстрация: Виталий Калистратов, ЕТВ
После реконструкции на Ленина появилось много скамеек. Но расположены они, мягко говоря, странно. Кому приятно сидеть посреди тротуара или на аллее, но лицом к проезжей части? Нет, если вы Шелдон Купер [персонаж сериала «Теория большого взрыва», который любил смотреть на поезда, — прим. ЕТВ], то вам наверняка будет приятно понаблюдать за трамваями.

Фото: Николай Пекарский, ЕТВ
Почему мэрия так усердно пытается делать вид, что все нормально? Потому что боится признать, что способна совершать ошибки. Чиновникам кажется, если они хоть раз на это пойдут, то вес всех принятых ими решений резко снизится. Это категорически неправильная стратегия поведения. Вера в собственную непогрешимость исключает какое-либо общение с гражданами. А зачем кого-то спрашивать, если мы все всегда делаем правильно? Я уверен, если бы сотрудники комитета по благоустройству собрали хотя бы одну публичную общественную дискуссию, то реконструкция проспекта Ленина оказалась существенно более удачной.
Общественные пространства — новая для Екатеринбурга тема. И без масштабных обсуждений, привлечений федеральных и мировых экспертов нам не обойтись. Сами мы что-то не справляемся.
В ноябре рабочие начнут расчищать набережную Исети от Малышева до Куйбышева, чтобы весной 2018 года там началась масштабная реконструкция. Проектом рулит КБ «Стрелка», ответственная за проект благоустройства Москвы «Моя улица», по заказу АИЖК и при содействии Минстроя РФ. Архитектурные решения для берегов Исети продумывают екатеринбургские бюро «ОСА» и In.Form, которые выбрала «Стрелка» по результатам конкурентных переговоров. Реконструкция вернет набережной статус общественного пространства, и жители смогут пользоваться территорией, пока выключенной из городского контекста. Им захочется там гулять и проводить время. И это может сработать, потому что «Стрелка» сначала спросила екатеринбуржцев, что они хотят от набережной и нужна ли она им вообще.
Весной 2017 года консалтинговое бюро вместе с проектной группой «Восемь» провело пять воркшопов для жителей Екатеринбурга, куда могли прийти все желающие и высказаться по первым наметкам архитекторов «ОСЫ» и In.Form. И не просто высказаться, а предложить свои варианты по включению участка набережной Исети в город. После одного из воркшопов оказалось, что екатеринбуржцам не нужны детские площадки на набережной, поэтому их поменяли на места для выгула животных.
В выигрыше останутся все: и горожане, которые наконец-то обрели право голоса, и архитекторы, которым наконец-то не надо будет выслушивать проклятья из-за ненужных свистелок и перделок, и мэрия, которая вложится в гарантированно успешный проект. Остается риск, что все испортят строители, и уральская ячейка фейсбука опять начнет возмущенно постить фотографии с разваливающейся плиткой.
Чтобы неопытные строители не испортили проект, во время благоустройства Москвы архитекторы «Стрелки» раздавали рабочим инструкции в картинках, как и что делать. Такие же комиксы появятся в Екатеринбурге.
Почему два проекта по благоустройству ключевых пространств Екатеринбурга воспринимаются настолько по-разному? Почему один из них одобряется, а другой — вызывает недоумение и негатив? Разница в подходе к проектированию. Мэрия фокусируется на новых фонарях и скамейках, тогда как «Стрелка» хочет сделать территорию востребованным общественным пространством, где хочется проводить время.
«Исеть зияет черным пятном, потому что туда никто не ходит»

Каждый проект консалтингового бюро должен отвечать пяти принципам: безопасность, комфорт, экология, идентичность, разнообразие. Поэтому «Стрелка» предлагает пятиэтапное проектирование, которое успешно работает для проекта «Моя улица» в Москве [в рамках которого благоустраивают ключевые территории, в том числе, Садовое кольцо, — прим. ЕТВ]. Все начинается с комплексного анализа территории и составления техзадания, а продолжается — разработкой архитектурного решения, сметы и авторским надзором.
Предварительно нужно определить границы проектирования и понять, какие проблемы есть у выбранной территории. После этого аналитики выясняют, что люди думают о тех объектах, где планируется благоустройство. И кроме традиционных инструментов [градостроительная, транспортная, пешеходная аналитика, — прим. ЕТВ] они используют социальные сети горожан. Специалисты смотрят, где и что пишут люди, как отзываются о выбранном участке. Помимо этого проходят натурные исследования и глубинные интервью, к анализу привлекают разных экспертов — историков, экологов, транспортников.


