Выставочный баттл. Сравниваем павильоны претендентов на ЭКСПО-2025

В битве за проведение всемирной выставки в 2025 году у Екатеринбурга три противника. Посмотрим, что они противопоставили уральской столице и всей России на ЭКСПО-2017.

Мы ведем наш репортаж из солнечной Астаны, где проходит всемирная выставка ЭКСПО-2017. Из сотни стран-участниц выделяются четыре — те, для кого это не просто территория для экспозиции, но и площадка для борьбы за ЭКСПО-2025. Россия, Франция, Япония и Азербайджан должны поразить в первую очередь представителей заявочного комитета.

Здесь важно уточнить: судя по большинству стендов, ЭКСПО для многих участников — сочинение на свободную тему. Есть заданный слоган «Энергия будущего», но каждая страна понимает его по-разному, и готовит свою экспозицию так, как считает нужным. Представители США, например, заявили, что энергия будущего — это человек, и большую часть своего павильона посвятили этому. В экспозиции Израиля энергию демонстрировала балерина, чей танец был вплетен в световое шоу. Саудовская Аравия, кроме технологий, предлагала посетителям молебное помещение. В павильоне Африки представители черного континента энергично продавали сувенирные деревянные дудочки. Можно смеяться, но в них потом треть посетителей ЭКСПО дудела и радовалась.

С этой точки зрения ЭКСПО — не какая-то узкоспециализированная выставка для профессионалов, а некая глобальная экспозиция мира, где каждая страна показывает себя. И рассчитана она на всех — от высоколобого инженера с охапкой дипломов, до пожилой деревенской жительницы и ее внука-дошколенка. Так что задача перед организаторами павильонов стояла нетривиальная: надо и серьезность свою показать и экспозицию сделать понятной и интересной для всех.

Россия 

Национальный павильон Российской Федерации в период подачи заявки на ЭКСПО-2025 встречал гостей композициями в исполнении музыкантов Свердловской филармонии. Из-за этого перед стендом, который и до этого пользовался большой популярностью у гостей, выросла очередь.

Россия на выставке занимает небольшое помещение, но пространство хорошо продумано, а экспозиция насыщенная. Мультимедийный коридор ведет в темную комнату с огромным подсвеченным шаром. Основная тема первого зала — северные льды и атомная энергия. Здесь есть искусственное море, по которому плавают модели кораблей, рядом макеты портов. Жаль только, что они не подсвечены и расположены под светящимся шаром — рассмотреть трудно. Вдоль стен тоже есть, на что посмотреть — там стоят различные модели кораблей и экраны с презентациями. Был еще мультимедийный бинокль, через который можно было увидеть, как дикий тигр выходит на волю, но его кто-то умудрился оторвать от крепления и унести в качестве сувенира. Видимо, тигр понравился.

В продолжение этого зала находится помещение поменьше, но в нем можно увидеть целый айсберг, настоящий и холодный. Его даже потрогать разрешают, чем многие и пользуются.

Следом идет стенд Свердловской области. В большом и светлом помещении разместили макет всего, что построят в Екатеринбурге к 2025 году. По соседству предлагают виртуальные туры — можно посидеть в очках моделируемой реальности, а можно крутить педали и ехать по воображаемому городу на велосипеде. Эти штуки были опробованы на минувшем «Иннопроме 2017» и пользовались у посетителей большой популярностью. Кстати, по количеству туров в виртуальную реальность мы точно обошли соперников.

Павильон получился хороший. Не очень большой, но сбалансированный, понятный, логичный и красивый. Свердловская область не подкачала — сказался опыт «Иннопромов»: умеем себя на международном уровне показать.

Япония 

В этот павильон стабильно стоит очередь. И не удивительно — Страна восходящего солнца прочно ассоциируется с новыми технологиями, а потому и от экспозиции ждут чего-то фееричного. Японцы народ не только технологичный, но и очень дисциплинированный. К теме, в отличие от многих стран-участниц осмысливших «Энергию будущего» творчески и обыгравших самыми разными способами, японцы подошли строго: слишком серьезное отношение к данному вопросу на острове, где из энергоресурсов имеется только самурайский дух.

Настоявшись в очереди посетители павильона попадают в небольшой кинозал с тремя экранами и отсутствием сидячих мест. Тут их ждет просмотр видеопрезентации преимущественно в черно-белых тонах — история борьбы Японии за энергию. Выполнена она в духе документальной героической саги о том, как японцы обеспечили электричеством свою быстрорастущую экономику, вопреки обстоятельствам. Даже катастрофа на АЭС «Фукусима-1» в 2011 году здесь преподносится в положительном ключе — страна справилась с бушующим атомом и теперь обладает уникальным опытом.

С экранов льются потоки данных и цифр. Люди стоят, задрав головы, и откровенно косятся на двери в следующий зал в надежде на что-то более мультимедийное и захватывающее. Ведь павильонов на выставке много, устают и ноги, и мозги. Может в следующем зале будет шоу? Но нет — опять экран, только один и большой. Стулья только для пожилых людей и детей, остальные стоят или сидят на полу. Очередная видеопрезентация рассказывает про альтернативную энергетику. Это кино сделано более доступно, но часть посетителей уже устала смотреть на экран и потихоньку просачивается дальше. В третьем зале — презентация, посвященная энергии в жилых домах, длинная очередь к очкам виртуальной реальности и большой баннер с символикой ЭКСПО-2025 на стене. И все. Ни машин или роботов, с которыми селфи можно сделать, ни героев аниме, ни красивых макетов — часть посетителей явно разочарована.

Упор в экспозиции Японии сделан строго на тематику энергетики и, похоже, именно эта карта будет разыграна в борьбе за ЭКСПО-2025.

Франция 

Если японцы сделали свой павильон довольно сдержанным и специализированным, то для французов ключевым словом было «выставка». Они решили показать все и сразу. Огромный павильон с множеством залов. Тут и окно с видом на Эйфелеву башню, и портреты французских деятелей искусства, и иллюстрации к книге «Маленький принц». Из зала компании Total попадаешь в помещения с художественными инсталляциями и мультимедийным полом, оттуда в комнату, где можно поиграть с солнечными зайчиками. Следом идет зал с прототипом автомобиля, который должен совместить в одном кузове спорт-кар и внедорожник. Дальше — экспозиция переработанных из мусора материалов, а потом опять историческая экспозиция о воздухоплавателях Монгольфье. Этакий музей обо всем. Глаза радостно разбегаются, а мозг отключается от нелогичного чередования образов. Ну, не складывается в один пазл Сент-Экзюпери, Peugeot и переработанный мусор.

Здесь есть с чем сфотографироваться, что пощупать, и где получить интерактив. Яркая и насыщенная экспозиция — куда богаче, чем на других стендах стран претендентов на ЭКСПО-2025. Чего тут нет, так это структурированности, с которой переборщили японцы, — ходи, крути головой, радуйся и пытайся угадать, что именно хотели сказать организаторы. Франция — это круто, дорого, богато и с богатой историей? Да. Но четкого представления о том, почему эта страна должна стать площадкой для проведения ЭКСПО-2025 не просматривается. Такое ощущение, что им и так хорошо и красиво.

Кстати, тут нет и французов. В большинстве национальных павильонов ЭКСПО-2017 работают представители стран участниц. Особенно на тех, что претендуют на выставку в будущем. Японцы, азербайджанцы и русские есть, хотя их и разбавляют многочисленные местные волонтеры. Но дважды побывать на французском стенде и не встретить ни одного француза — это странно.

Зато тут нет очередей. Не потому что павильон не популярен — просто исключив видеопрезентации, организаторы добились неплохой пропускной способности. Люди проходят через французскую экспозицию довольно быстро, останавливаясь только для фотографирования.

Азербайджан

Этот павильон во многом похож на российский. Он тоже погружен в полутьму и тоже начинается с мультимедийного коридора. Если в других обсуждаемых нами экспозициях после темных помещений идут светлые, то азербайджанцы все выполнили в единой стилистике. И постарались на славу.

Экспозиция небольшая, но разносторонняя и насыщенная. Подсвеченные водопадики, мини-игры, макеты, информационные стенды — все в одном зале. Тут же красивый стенд с хлопком. И отдельно висящий монитор, где крутят видеопрезентацию о Баку — городе, претендующем на проведение ЭКСПО-2025. В соседнем зале еще одна видеозона. Там рассказывают обо всем Азербайджане. Но если в японском павильоне видео смотрят стоя, то здесь можно лечь на ковер, расстеленный на возвышении в центре зала. Отличный ход, если преследовать цель задержать посетителей в павильоне. Популярность гарантирована.

Насыщенностью азербайджанский павильон уступает российскому и французскому, но стилистикой и уютом превосходит экспозиции всех стран- претендентов на ЭКСПО-2025. Здесь создан образ развивающейся страны, которая, несмотря на аграрные корни, не чужда новым технологиям.

Если судить только по стендам, то Баку — наиболее вероятный конкурент в борьбе за выставку. Французы, как будто не особо стремятся принять у себя выставку. Японцы сдержаны и через чур полагаются на статус лидера в области высоких технологий. А вот Азербайджану, как и России, ЭКСПО-2025 нужна во-многом именно для того, чтобы изменить представление о своей стране.

Екатеринбург в прицеле ЭКСПО. Изучаем влияние всемирной выставки
Городские истории
Екатеринбург в прицеле ЭКСПО. Изучаем влияние всемирной выставки
Побывав на ЭКСПО-2017 в столице Казахстана, ЕТВ оценил влияние этого мероприятия на город. Как может измениться Екатеринбург, если его заявка победит в борьбе с Баку, Парижем и Осакой, изучаем на казахском опыте.
Стендапер Иван Абрамов — музыкальный комик-интеллигент
Гости Екатеринбурга
Екатерина Гордеева. Благотворительность — это надолго
Екатерина Гордеева. Благотворительность - это надолго
От Александры Аксеновы
Все идет по плану
Все идет по плану
К каким изменениям готов Екатеринбург в будущем и как не снизить темпы развития города сейчас.