История о настоящем телевидении

Рассказ длиной в 20 лет о людях, которые любят Екатеринбург.


У каждого современного мегаполиса должно быть свое телевидение. В Екатеринбурге оно появилось в 1997 году. О том, что происходило в эфире и за его пределами, вместе с ЕТВ рассказывает человек, который знает о телевидении большого города почти все, — Владимир Злоказов, генеральный директор «Студии-41».
Как гласит история, идея создать в Екатеринбурге телевидение принадлежит Аркадию Чернецкому — стратегическое мышление и умение заглядывать в будущее всегда отличало главу города от большинства политиков. Он понимал, что не ему, а городу необходимо медиа, которое будет создавать положительный образ Екатеринбурга.

В городе 20 лет назад было два местных ТВ-канала — «Четверка» и АСВ. Но при всем уважении к их создателям — Игорю Мишину и Жанне Телешевской — задачи заставить людей полюбить свой город у них не было. Поэтому и появилась «Студия-41».

Вторым человеком, который понимал, что в Екатеринбургу нужно много хороших и разных телеканалов, был директор областного радиотелевизионного передающего центра Александр Пшеницын. Именно он 20 лет назад помог создателям городского телевидения решить все технические вопросы. И именно то, что называется «несущей частотой изображения» (а новое телевидение расположилось на 41 телевизионном канале) в итоге дало название телеканалу. Хотя было предложение назваться «Рубин-ТВ», и с высоты прожитых 20 лет может показаться, что это было бы правильным решением.
«Главные новости Екатеринбурга»
«Главные новости Екатеринбурга»

Фото: «Студия-41»

Параллельно с получением лицензии на вещание велось формирование команды. Первым сотрудником стал Василий Самсонов. Заняв должность технического директора, он привел инженера — Дмитрия Ведерникова, который потом долгое время (после ухода Василия) возглавлял все технические службы телеканала.

Но если «4 канал» создавался в те годы, когда можно было купить кассеты с фильмами и заполнить ими эфир, то через пять лет ситуация была уже иной. Зрители в 1997 году хотели видеть качественные, интересные программы, новые фильмы и сериалы. Поэтому создатели «Студии-41» пользовались советами тех, кто уже что-то делал для ТВ: телестудии УИК (Михаил Нелюбин, Дмитрий Бондарев, Ирина Перечнева, Николай Ульянов), первой команды КВН-УПИ — «Уральские дворники», которые к тому времени уже работали в Останкино. Они делали юмористическую программу и, как и положено КВН-щикам шутили: «Телевидение — это же очень просто. Вот смотри: лестничная клетка в Останкино, мы на ней что-то делаем, камера снимает… И больше ничего не надо».

2 января 1997 года новая телекомпания заселилась в помещение площадью 40 кв. м на восьмом этаже «Рубина». Почти сразу же начался ремонт на девятом. Там разместились и павильон, и монтажные комплексы, и две аппаратные — студийная и эфирная. Редакция была одна на всех. И новости, и программа «Виват, Екатеринбург!», и «Погода», и рекламный отдел размещались в одной комнате.

Полгода «Студия-41» выходила в эфир в записи. Прямой эфир появился в декабре 1997 года: у телекомпании на первых порах не хватало оборудования — камер, пультов, микшеров, а о вещательных серверах тогда еще и речи не было.

Но, как везде и всегда, а на телевидении особенно, главное — люди. Те, кто приходил и уходил (или оставался), делая «Студию-41» любимой для зрителей и особой для партнеров. Александр Орлов, Анна Шнейдер, Наталья Минц, Ольга Владимирская, Наталья Богданова, Анна Афонина… Все, что они создали на канале, живет до сих пор.

Конкурс «Мисс Екатеринбург»

20 лет «Студии-41»

Кто-то приходил сам. Кого-то приходилось переманивать. Например, Олега Суслова, который стал программным директором: телекомпания нуждалась в «мощном» эфирном продукте, и Олег, обладая уникальными связями на телевизионном рынке, мог его обеспечить. Андрей Кузовков — продюсер, способный организовать работу информационной службы, стал необходим в 2002 году, когда началось строительство ньюс-рума и производство больших новостей. Алексея Фаюстова «увели» из эфира телекомпании АСВ, потому что именно такой, серьезный и вдумчивый, ведущий был нужен «Новостям».

Большинство тех, кто приходит на «Студию-41», идут за атмосферой, в хороший коллектив, к правильному руководству. Работают, приняв особый — легкий и чуть несерьезный — язык общения со зрителями. Разговаривая о сложном просто и доходчиво. И главное, что сейчас в значительной мере утрачено во многих компаниях, — здесь люди работают не только за зарплату, а потому что им интересно.

Программа «Вкус жизни» 

20 лет «Студии-41»

И результат — признание не только зрителей, но и профессионального сообщества. У «Студии-41» — 11 наград национальной телевизионной премии ТЭФИ. И это не просто бронзовые статуэтки, а оценка уважаемых людей: Владимира Познера, Ивана Демидова, Александра Гурнова, Михаила Дегтяря. И очень хороший способ мотивации для журналистов, операторов, редакторов…
От «Просто новостей» до «Главных новостей Екатеринбурга»

20 лет «Студии-41»

Однако лица и программы — это лишь видимая часть работы любой телекомпании. Но для того, чтобы делать качественное ТВ, нужны деньги. А в сегодняшних реалиях для независимого СМИ это непросто. Рынок растет, появляются новые, в основном, федеральные каналы. И, если раньше региональные кампании конкурировали между собой, то теперь им приходится сдерживать натиск и «Первого канала», и «России», и СТС, и ТНТ… А цены на размещение рекламного контента в последнее время практически не растут.

Несмотря на существующее мнение о миллионах, которые «Студия-41» получает «от города», ее бюджет — около 100 миллионов рублей в год, из них 4,5 млн — из городского бюджета. Остальное — реклама и небольшая доля технических услуг, которые компания оказывает операторам связи.

В фильме «Москва слезам не верит» один из героев произносит: «Ничего не будет — ни кино, ни театра, ни книг, ни газет. Одно сплошное телевидение». Однако на «Студии-41» нет ни одного человека, кто хотел бы, чтобы это пророчество сбылось. Потому что главное — находить общий язык с аудиторией и понимать, что им важно и интересно. А телевидение — это лишь язык, на котором можно разговаривать с горожанами. И раз им интересен другой способ коммуникации, необходимо ему учиться.

Еще одно плюс «Студии-41» — цифровой формат. В 1997 году, первыми в России, здесь передали сигнал из студии на вышку через модемы, полулегальным способом привезенные из США, по оптоволокну. Это было качественно, экономично и эффективно. Поэтому к всеобщей цифровизации «Студия-41» готова давно. И это хорошо. Хуже, что государство регулирует места в цифровом эфире, определив 20 федеральных каналов, которые должны быть общедоступны. Региональным телекомпаниям места в цифровых пакетах пока не нашлось.

Сейчас, как и 20 лет назад, «Студия-41» решает две задачи — информировать и развлекать. Правда, новости преобладают. И это реалии российского телевидения. Локальная компания, вещающая только на Екатеринбург, не может конкурировать и с «Первым каналом», и с каналом «Дисней», способных за счет своих бюджетов делать большие и крутые развлекательные программы. Единственный участок телеэфира, где региональное ТВ может и должно быть сильнее федеральных конкурентов — местная информация.

Информационное вещание «Студии-41» сегодня — это «Главные новости Екатеринбурга», «Послесловие», «Открытая студия». Развлекательно-познавательное — «Полезный вечер», «Кухня», «Вкус жизни». Именно этими телевизионными силами сегодня компания удерживает внимание зрителей.

Подводя итоги 20-летней работы «Студии-41», можно сказать, что много времени и сил было потрачено на то, чтобы научить горожан любить Екатеринбург. Но это, наконец-то, случилось.

Екатеринбург-1917. Зерна междоусобицы
Городские истории
Екатеринбург-1917. Зерна междоусобицы
При революции жизнь города поделилась на день, когда было относительно спокойно, и ночь — время разборок между солдатскими группировками.
Брошенные заводы Урала. Мешочно-пшеничный делец и его предприятия
Городские истории
Брошенные заводы Урала. Мешочно-пшеничный делец и его предприятия
Разные промышленники жили на Урале — не только могущественные и сиятельные, как Демидовы, но и хитрые проныры. Об одной такой династии жуликоватых деляг и их заброшенном наследии — очередной материал нашего сериала
Удобства на улице
Городские истории
Удобства на улице
Зачем Екатеринбургу потемкинское благоустройство.