Площадь эволюции. Страна победившего классицизма

Имперские амбиции Советского Союза требовали отречься от инфантильного авангарда и начать строить монументально даже жилые дома. Античных богов на фасадах сменили рабочие.
Мы продолжаем серию статей про эволюцию представлений о комфорте жилья. Сегодня я бы хотела поговорить о следующем периоде в истории нашей страны, когда представления о необходимом опять очень сильно изменились.

В предыдущих сериях:

Национализированные особняки, перекроенные в коммунальные квартиры (история и современность);
Дома-коммуны, строившие идеальное общество новых людей. Обобществленный быт и никакого личного пространства (история и современность);
Частное строительство — нонсенс в эпоху отсутствия частной собственности (история и современность).

Нет разнообразию, да единению

Сегодня мы называем архитекторов 20-х годов XX века конструктивистами, собирая их всех под одну гребенку. На самом деле в эпоху советского авангарда было огромное множество архитектурных школ, философий и течений. Помимо конструктивистов в этот период творили функционалисты, рационалисты, было множество архитектурных групп и объединений. Все эти люди творили, представляли свои работы и концепции и бесконечно спорили о том, как надо, на страницах журнала «Современная архитектура». Это обеспечивало взрывной рост концепций и идей того периода.

Свобода творчества в СССР закончилась 23 апреля 1932 года. Было объявлено о создании союзов творческих работников, при этом все прежние творческие объединения обязаны были самораспуститься. Каждый художник теперь должен был состоять в Союзе художников, каждый писатель — в Союзе писателей, ну а каждый архитектор — в Союзе архитекторов. Больше никаких метаний, никаких творческих поисков и споров.

Иметь сколько-нибудь пристойную работу без членства в союзе не представлялось возможным. Таким образом, все творческие работники становились заложниками цеховых организаций, и их творчество становилось очень зависимым.

Хватит расшатывать исторические устои, их нужно присваивать

Авангардное искусство, в том числе и архитектура, стремились начать все с чистого листа, полностью отстроиться от всего предыдущего опыта и сделать нечто совершенно новое. Эта «молодость», «инфантилизм» искусства совершенно не вязались с новым образом СССР — могучей, стабильной, богатой державы. Чтобы подчеркнуть это состояние стабильности в империи, необходимо было использовать старые проверенные приемы — классицизм и ампир.

Советский классицизм, с его монументализмом, идеологичностью, культом героического прошлого сравнивают с другими примерами тоталитарной архитектуры XX века — итальянской и немецкой.

Эпоха декораций

У современных российских и зарубежных исследователей наибольшее умиление вызывает попытка встроить советскую символику в контекст классической архитектуры. Так, вместо традиционных декоративных орнаментов использовалась серпы, молоты и звезды, а классические скульптуры и рельефы изображали не античных богов и героев, а рабочих и колхозниц.

Театр драмы в Брянске

Обычно фронтон театра венчает изображение трех граций аллегории искусств. Их вы можете видеть, например, на здании оперного театра в Екатеринбурге. Его построили еще в 1912 году, при «старом режиме». На фронтоне Брянского театра драмы также красуется скульптурная группа, но изображены на ней три красноармейца. Огромное количество таких занятных скульптур осталось в Екатеринбурге со времен Свердловска.

Эклектика

Переход от авангарда к «монументальному классицизму» (1931–1938 гг.) был постепенным. Здания, спроектированные или уже возводимые в конструктивистском стиле, срочно переделывали на новый лад. Возникали необычные гибриды конструктивизма и классического стиля. Некоторые специалисты называют это явление постконструктивизмом, другие — советским вариантом ар-деко. В Екатеринбурге чаще всего используется термин «обогащенный конструктивизм».

Здание Горсовета — также обогащенный конструктивизм. Подробнее про невероятную историю его строительства мы рассказывали в главе про площадь 1905 года.

Окружной дом офицеров — один из самых знаменитых проектов обогащенного конструктивизма.

Архитектура авангарда была весьма футуристична, и все же ее создатели понимали, что они строят мост в новый мир из старого, что жить здесь будут обычные люди, и что именно архитектура должна сделать из них людей будущего. Что сейчас все не очень хорошо, но в будущем все будет иначе.

Архитектура советского классицизма как бы говорит нам «вот и наступило будущее». Все уже хорошо, у нас нет более важных забот, чем украшать дома лепниной.

Уникальное торговое предложение

Авангард был единственным архитектурным стилем в истории страны, который Россия сумела экспортировать. Конструктивисты поражали иностранцев необычными замыслами, футурологическими концепциями, смелостью решений и чистыми формами.

Классическую архитектуру пытались неоднократно воспроизвести в разное время в разных странах, поэтому удивлять тут можно было только размерами, высотой и размахом.

Граница прошла по Дворцу Советов

Границей перехода к новой архитектуре считается конкурс на проектирование Дворца Советов. Строение должно было стать огромным мультифункциональным административным зданием. В конкурсе проектов приняли участие самые именитые российские и зарубежные архитекторы.

Победил проект группы архитекторов Гельфрейха, Иофана и Щуко, который был выполнен в классическом стиле.

Победитель конкурса архитектурных проектов Дворца Советов

В 1931 году, освобождая место под строительство Дворца, власти взорвали храм Христа Спасителя. К 1939 году заложили фундамент высотной части здания, а для каркасов разработали специальную марку стали — ДС, самую прочную на тот момент в СССР.

Панорама строительства Дворца советов
Однако уже в сентябре–октябре 1941 года в период Великой Отечественной войны из подготовленных для монтажа металлических конструкций изготовили противотанковые ежи для обороны Москвы. Вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем: после оккупации гитлеровцами Донбасса в 1942 году стальные конструкции Дворца Советов демонтировали и использовали для сооружения мостов на железной дороге, построенной для снабжения северным углем центральных районов страны.

Проект никогда не был реализован, в 1960 году на его фундаментах возвели бассейн под открытым небом «Москва». Этот невероятный аттракцион проработал до 1991 года. В 1994 году начались работы по восстановлению храма Христа Спасителя.

Дворец Советов навсегда вошел в учебники истории, даже несмотря на то, что никогда не был построен. Этот грандиозный проект кажется трудновыполнимым даже по сегодняшним меркам. Однако довоенный советский классицизм — это эпоха уже наступившего светлого будущего.
Изображение этого наступившего будущего есть и в Свердловске. Именно его охраняют танки и самолеты на фронтоне штаба УрВО.

Источники фотографий: promodj.com, ruzovdmitry.livejournal.com, life-list.ru, tachin. Благодарим за предоставленные материалы Государственный архив Свердловской области.

Поделиться:

Срочные новости, фото и видео событий, очевидцами которых вы стали, сообщайте нам