Как живой. Разбираем скрытые механизмы Музея Ельцина

Музей первого президента России в Екатеринбурге — один из наиболее технически оснащенных . Как устроены скрытые механизмы экспозиции и как они влияют на посетителей, ЕТВ рассказывает в очередной серии проекта «Город как часы».
Авторы:Ая Шафран
До открытия «Ельцин Центра» осенью прошлого года многие жители Екатеринбурга и не представляли себе, что музей может быть таким — увлекающим любого, будь он стар или млад, погружающим в атмосферу времени, ведущим за собой. Экспозицию музея около четырех лет увлеченно создавала международная команда, состоявшая из нескольких сотен специалистов самых разных, в том числе и совсем далеких от музейного дела профессий — компании «Ральф Аппельбаум ассошиэйтс», испанских техников и россиян: историков, хранителей ельцинского наследия, деятелей искусства.

Одним из авторов художественной концепции музея стал известный режиссер Павел Лунгин: он придумал воплотить жизненный путь первого президента в семь дней, и эту его идею позже воплотили в сценарий. В экспозиции, как в классической драме, есть завязка, кульминация, катарсис и эпилог. Посетитель музея зал за залом «проживает» экспозицию как включенный наблюдатель, а часто и как ее непосредственный участник. Добиться этого помогают не только мультимедийные средства экспозиции, но и сам сюжет: многие посетители «Ельцин Центра» жили в России в 90-е и чувствуют себя полностью причастными к истории, которую рассказывает музей.
Механика сердца

Экспонаты по экспоненте

Немногие знают, но эмоции и мысли, которые посещают гостей музея Ельцина, были рассчитаны заранее опытными специалистами музейного дела. Ральф Аппельбаум и его сотрудники требовали от своих российских коллег, составлявших экспозицию, особого подхода. Им предстояло не просто расположить экспонаты по хронологии, но еще и расставить акценты композиции, чтобы увлекать посетителя, держать его внимание.
Составляя экспозицию, мы использовали несколько художественных приемов. Например, контраст между обыденными вещами и выдающимися, такими как режиссерская копия фильма «Такси Блюз» Павла Лунгина, заявление Бориса Ельцина о выходе из коммунистической партии или афиша фильма «Асса», которую нарисовал сын режиссера Сергея Соловьева Дмитрий. Другой прием — контраст локального с глобальным: на выставке есть экспонаты и из Свердловской области, и из Москвы, Ленинграда. Так мы показываем: история не отдельный эпос, это касается тебя.
Дмитрий Пушмин,
руководитель архива Бориса Ельцина
img_4996.jpg
Техника 90-х только кажется настоящей. На самом деле, это имитация
Фото: ЕТВ

Создатели музея использовали подход, который использует французская Школа «Анналов»: музей рассказывает историю не столько языком официальной хроники, сколько через описание повседневной жизни людей. Поэтому экспозиция постоянно обращается к чувствам посетителей, заставляя их вспоминать себя и свою жизнь.Противопоставление официального и частного — один из главных инструментов общения с посетителями в  «Лабиринте истории».

Главный вопрос — какое чувство, эмоцию вызывает экспозиция. Например, бланк бюллетеня выборов президента РСФСР 1991 года. В нем шесть кандидатов в президенты. Чтобы проголосовать, нужно было не ставить «галочку» напротив одной из фамилий, как все сейчас привыкли, а вычеркнуть остальных кандидатов — всех, кроме одного. Школьники смотрят на этот бюллетень и спрашивают: «А почему так? Это неудобно!» Сейчас, действительно, неудобно, а вот в Советском Союзе выборы почти всегда были формальной процедурой — фамилия в бюллетене часто была только одна. Это хорошая иллюстрация того, что такое свобода выбора, и какой путь проделала наша страна за 30 лет.
Дмитрий Пушмин,
руководитель архива Бориса Ельцина
img_4980_2.jpg
Голос в трубке говорит именно с вами

Фото: ЕТВ

Музей разделен на «Лабиринт истории» (первый этаж) и семь дней президента — метафора семи дней творения. Кроме того, композиция напоминает шестеренку, часть большого механизма, благодаря которому страна вышла на новый уровень. Каждый фрагмент экспозиции музея имеет одну или две главные сюжетные линии. Именно их «считывают» посетители, когда проходят по комнатам в первый раз. Но музей устроен так, что и в пятое посещение гостям не станет скучно — всегда останутся не увиденные раньше детали: как в хорошем фильме — вроде бы знаешь реплики героев наизусть, и все равно каждый просмотр приносит новые эмоции.
центр управления музеем

Ц   У   М

Музей Ельцина не знает себе равных по технологичности: здесь работает 163 медиапрограммы, сделанные под руководством режиссера Яна Визинберга из Persona Films. Он руководил проектной командой, в которую входили и уральские, и американские, и испанские специалисты. Результатом стала стройная система, бесперебойно погружающая гостей экспозиции в атмосферу 90-х всеми доступными способами. В арсенале музея — планшеты, проекторы, LCD-панели, системы автоматизации, коммутационное оборудование, медиасерверы и медиаплееры.

Оборудование, которое управляет музейной техникой, занимает целую комнату, в которой мигом замерзаешь от пронизывающего ветра вентиляции. Стройный ряд шкафов по центру вмещает в себя массу различных устройств, которые включают и выключают звук, передают сигнал, следят за исправностью оборудования в залах музея и делают многое другое. Компьютеры формируют контент с помощью приложения, специально созданного для музея Ельцина. 

Вот,  например,  один шкаф,  который отвечает за «Лабиринт истории». Чтобы разглядеть, какая именно аппаратура здесь стоит, просто наведите мышку на рисунок.

Система мониторинга периодически прозванивает все планшеты, проекторы и экраны, и если, например, где-то выйдет  из строя лампа, техники сразу об этом узнают. Впрочем, практически все оборудование в музее продублировано, так что посетители ничего не заметят. А неполадку устранят в течение получаса, когда поблизости не будет гостей, или после закрытия в случае серьезной поломки. В обезлюдевших залах сотрудники музея подгоняют сшивки видео (синхронизируют проекторы, которые образуют одну картинку), меняют лампы, перезагружают компьютеры.

Вместе с другим оборудованием стоит белый шкаф, в котором заточена  система управления освещением экспозиции. Настроить свет, льющийся из разных источников, было непросто, ведь слишком яркие лучи могут испортить некоторые экспонаты, например, высветлить чернила рукописных документов. Но теперь, когда подсветку отрегулировали вместе с руководителем архива, ее не трогают. В соседнем черном шкафу находится источник бесперебойного питания для освещения: даже если центр города погрузится во тьму, музей Ельцина довольно долго сможет работать, как ни в чем не бывало.
img_4895.JPG
На схеме в компьютере видно каждое устройство в зале
Фото: ЕТВ
Поначалу, когда музей только открылся, оборудование периодически сбоило, но теперь такого почти не бывает: техники нашли большую часть проблем и ликвидировали их, так что теперь их работа стала куда спокойнее. Теперь они отлаживают систему для телетрансляций, с помощью которой из «Ельцин Центра» можно будет вести прямые эфиры, подключившись к мобильной студии.
Секреты музея Ельцина

Делаем тайное явным

В этой главе мы раскроем несколько фишек музея, которые далеко не сразу замечают посетители. Итак, поехали!

Экран в главном зале состоит из красных, зеленых и голубых диодов
Экран в главном зале состоит из красных, зеленых и голубых диодов

Фото: ЕТВ

В некоторых местах в залах музея есть «аудиодуш»: это устройство, которое включает направленный звук, когда под него встает человек. Система активируется датчиком движения на потолке.
Фотографии Ельцина проецирует на фигуру маленький проектор в трибуне
Фотографии Ельцина проецирует на фигуру маленький проектор в трибуне

Фото: ЕТВ

Почти вся «старая» техника в музее Ельцина на самом деле — новая. Например, первые компьютеры 90-х только выглядят допотопно, но к древним мониторам подключены современные системные блоки с современными же программами. Единственный работающий телевизор с устаревшей лучевой трубкой — тот, который стоит в комнате, посвященной событиям 19 августа 1991 года, и вечно показывает новости и «Лебединое озеро».

Телевизор, телефон и приемник включаются по сигналу датчика движения

Телевизор, телефон и приемник включаются по сигналу датчика движения

Фото: ЕТВ

А в зале с перископом, за неприметной серой дверцей таится камера, направленная на противоположный берег Исети. Днем она снимает Храм-на-Крови и его окрестности и выводит изображение на монитор, где можно прочитать о расстреле царской семьи и судьбе дома Ипатьева. Вечером, когда темнеет, изображение с камеры сменяет фото.
Министры правительства реформ — Андрей Нечаев, Анатолий Чубайс и Петр Авен — представлены в музее в виде голограммы. Фигуры политиков появляются в глубине настоящей комнаты, двигаются и разговаривают с посетителями. Как устроена голограмма, нам рассказали в музее.
Вам кажется, что политики сидят за столом. А они — на пленке!
Вам кажется, что политики сидят за столом. А они — на пленке!

Инфографика: Виталий Калистратов, ЕТВ

На борту троллейбуса находится счетчик, который показывает,
сколько минут осталось до начала шоу (цикл составляет около 9 минут). Те, кто не в состоянии подняться на борт, могут посмотреть видео на стойке перед входом. Под бампером троллейбуса установлен датчик движения, который включает аудиодуш перед машиной.

Вместо лобового стекла здесь жидкокристаллическая панель
Вместо лобового стекла здесь жидкокристаллическая панель

Фото: ЕТВ

В комнате, где рассказывается об операции на сердце, которую довелось пережить Борису Ельцину в 1996 году, бегущая по стене кардиограмма
синхронизирована с видео. Когда на экране появляются кадры операции, линия биения сердца вытягивается в прямую. А потом — оживает опять.

Критический момент в жизни президента проиллюстрирован очень ярко
Критический момент в жизни президента проиллюстрирован очень ярко

Фото: ЕТВ

В президентском кабинете, из которого Ельцин попрощался с народом в Новый год, активна не только камера: если приглядеться, видно, как из чашки на столе поднимается пар, будто бы хозяин кабинета только что вышел. Чтобы эффект испарения не пропал, сотрудники музея периодически подливают в специальный резервуар воду.
Эту чашку нужно поливать
Эту чашку нужно поливать

Фото: ЕТВ

Каждый посетитель может сам «стать экспонатом» музея Ельцина. Для того, чтобы попасть в компанию политиков и деятелей культуры, которые обращаются к гостям музея с экранов колонн в «зале Свободы», нужно сделать видеозапись в специальной автоматизированной капсуле, расположенной в этом же зале. За дверью с надписью «видеозапись» можно записать свое видеообращение, посвященное свободе слова, вероисповедания, предпринимательства, передвижения или собраний. Видео просмотрят сотрудники музея, и если оно понравится, то на некоторое время появится на одной из колонн Зала.
Кстати, запись можно отправить себе на электронную почту, а потом поделиться ею с друзьями.

Мы осмотрели для вас музей Ельцина в поисках незаметных, но удивительных деталей. И уверены — это далеко не все, что можно открыть для себя на этой экспозиции, полной сюрпризов.
img_5073_2.jpg

Фото: ЕТВ

Как устроен «шмелиный» улей
Городские истории
Как устроен «шмелиный» улей
Футбольный клуб «Урал» — это не только тренер и игроки. Это настоящий механизм, который живет по своим законам. В сложных взаимоотношениях спортивного улья Среднего Урала разбирался корреспондент ЕТВ.
Город как часы. Путь Екатеринбурга к чистой горячей воде
Городские истории
Город как часы. Путь Екатеринбурга к чистой горячей воде
В светлом и теплом будущем жители уральской столицы будут наливать кофе прямо из горячего крана и экономить тысячи на отоплении. Как это могло бы быть, и почему переход на закрытую схему ГВС завис в воздухе, разбирался ЕТВ.
Небесное братство «Кольцово»
Городские истории
Небесное братство «Кольцово»
Для очередного выпуска проекта «Город как часы» ЕТВ провел несколько дней в уральском авиахабе «Кольцово» и теперь покажет вам его изнутри глазами чемодана, касалетки, пилота и других персонажей летного действа.
Экс-главред Vogue Алена Долецкая
Город как часы: как разговорить улики
Городские истории
Город как часы: как разговорить улики
ЕТВ разбирался в тонкостях работы экспертов-криминалистов. Для этого нашему журналисту пришлось испачкать руки в типографской краске, оставить свои отпечатки пальцев и даже ненадолго умереть.
«Юность», блины и валентинки
Путь воды. Весь «Водоканал» в одной схеме и девяти картинках
Путь воды. Весь «Водоканал» в одной схеме и девяти картинках
ЕТВ завершает цикл текстов про работу екатеринбургского Водоканала. На протяжении осени наши корреспонденты изучали устройство одной из сложнейших систем жизнеобеспечения города, и теперь мы максимально концентрировали полученные знания.