Анатомия шоубиза: препарируем концертную индустрию Екатеринбурга

Анатомия шоубиза: препарируем концертную индустрию Екатеринбурга

Времена, когда вслед за валютой подпрыгивало давление российских концертных промоутеров, плавно проходят, но осадок в виде заметно подорожавших билетов остается. ЕТВ разузнал у главных по концертам в городе, почему так получилось.
Концертная индустрия Екатеринбурга переживает не лучшие времена, но зато пережила худшие: весенний концертный сезон 2016 год начался достаточно спокойно, говорил в интервью УрБК продюсер «Телеклуба» Семен Гальперин. Будни промоутеров действительно уже не такие непредсказуемые, как в прошлом году, когда из-за валютных скачков перспективы привоза некоторых артистов оказывались туманными, а некоторые концерты и вовсе срывались. Директор концертного агентства «Космос» Елена Усольцева подтверждает, что такие случаи действительно были, а виновник всему — выросшие кратно гонорары артистов.
В целом, некоторые гонорары подросли, но не у всех артистов. Выросли общие затраты — например, стоимость авиабилетов, а также процент, который берут кассы за свои услуги. Последний вырос, на мой взгляд, необоснованно: во многом за счет того, что все больше зрителей стали покупать билеты не в кассах, а через интернет. Выпадающую прибыль кассирам приходится компенсировать нам.
Елена УсольцеваЕлена Усольцева
директор концертного агентства "Космос"
Фото: Роман Арыкин
Фото: Роман Арыкин
Даже концерт Limp Bizkit собрал в « Уральце» лишь половину зала

Все свои

Сетования промоутеров относительно выросших гонораров в основном связаны с зарубежными артистами, работающими с долларами и евро. С отечественными проще, говорит Елена Усольцева — им не нужно оформлять визы, оплачивать дорогие перелеты. В Телеклубе», в свою очередь, между заграничными паспортами артистов и трудностями привоза не спешат ставить равно». Проблему здесь видят в другом.

«Вопрос заключается скорее в прогнозировании посещаемости концерта, — говорит специалист отдела букинга Телеклуба» Татьяна Журавская. — Все больше становится тех людей, которые не могут себе позволить купить билет, даже если очень любят артиста. А ведь именно такие люди составляют подавляющую массу подписчиков в официальных пабликах музыкантов в различных соцсетях, на статистику которых мы в основном и опираемся в своих прогнозах».

Кризис заставил екатеринбуржцев затянуть пояса — не то чтобы люди не хотят тратить деньги на концерты артистов, у них этих денег просто нет. Но стоимость билетов повышается по объективным причинам, и выбирать все-таки приходится: либо ты вообще не идешь на концерт, либо соглашаешься платить больше. Мы проанализировали открытые источники и составили инфографику, в которой наглядно рассказываем, из чего складывается цена билета.
Инфографика: Виталий Калистратов
Инфографика: Виталий Калистратов
Это общая картина, детали которой в зависимости от звездности артиста могут разниться

Гарантийный билет

Покупая билеты заранее, зритель получает возможность сэкономить, а промоутер — быстрее выйти на окупаемость, объясняют в Телеклубе». В любом случае ближе к концерту билеты все равно будут дорожать, а вот насколько именно поднимется конечная цена, зависит от предпродажи.

«Затраты на мероприятие планируются заранее и сводятся в предварительную смету, по ней уже утверждаются квоты на билеты, говорит специалист билетного отдела Телеклуба» Дарина Пьянкова. — Ближе к концерту становится понятно, на какую сумму купили билеты и покрывает ли эта сумма расходы. Во время переоценки смотрят на текущую ситуацию: если продажи плохие, а расходов много — цена билета увеличивается. Главное при этом не завысить ее слишком, чтобы сохранить имеющуюся динамику продаж. Если же билеты берут хорошо, то для того, чтобы приблизить точку окупаемости, их стоимость ко дню концерта могут поднять значительно».

В любом случае, отмечают в клубе, очень важно покупать билеты задолго до концерта, ведь хороший объем предпродажи — гарантия того, что концерт артиста состоится.

Фестивальный минус

Фото с   сайта http://weburg.net/news/54545
Фото с сайта http://weburg.net/news/54545
Фестиваль « Огни»
Весенний сезон клубных концертов идет на убыль, и сейчас на его место будут плавно заступать фестивали на открытом воздухе. «Сборные солянки» на Урале сегодня тоже не в лучшей форме и, чтобы выжить, организуются, как правило, в комплекте с ярмарками, семинарами, мастер-классами и прочими увеселениями. Классическим примером такого фестиваля понемногу становится «Усадьба Jazz», музыкальные отделения есть и на тусовках вроде Sandarina Market, где на несколько дней собираются молодые дизайнеры, а саундтрек для них организуют местные группы.

Но это все события с коммерческим прицелом, рассчитанные на строго определенную аудиторию: модную, стильную, современную. Приверженцы более ортодоксальных субкультур (рокеры, байкеры) предпочитают делать фестивали самостоятельно, нередко вкладывая в их организацию собственные сбережения.

Так, в прошлом году екатеринбургские промоутеры, специализирующиеся в основном на привозе местечковых рок-звезд, сломали систему и в разгар кризиса зажгли под Екатеринбургом «Огни», где выступили более 30 групп со всей России и даже кое-кто из-за рубежа. Турбаза «Волна», на которой горели «Огни», до этого была традиционной площадкой для летнего «Старого Нового рока», но сейчас фестиваль Евгения Горенбурга на время приостановили. Виной всему — экономическая ситуация, говорит создатель СНР, поэтому дальнейшие перспективы «СНР на волне» туманны.

Тем не менее, кризис не помешал Евгению Горенбургу создать другой фестиваль — Ural Music Night, а создателям «Огней» — снова заняться ими. И неважно, что в прошлом году фестиваль не окупился — его создатель Михаил Дюрягин говорит, что с самого начала команда промоутеров «Огней» не питала иллюзий по поводу окупаемости ивента.
Фото: ЕТВ
Фото: ЕТВ
В прошлом году « Огни» усиленно тушили нескончаемые ливни
Наш случай совсем не уникален. К примеру, « Доброфест», « Нашествие» или Alfa Future People осознанно проводились или проводятся в минус по несколько лет. Это набор опыта и постоянный рост аудитории. Набравшись опыта, пусть отчасти и негативного, уже кажется глупым бросать такое большое дело. Да и народ требует продолжения. Уверен, что 90% тех, кто был в прошлом году, приедут снова сами и позовут друзей.
Михаил ДюрягинМихаил Дюрягин
создатель фестиваля "Огни"
Михаил говорит, что делать клубные концерты легче, чем организовать целый фестиваль. Но, в отличие от клубов, если фестивали не окупаются, то как минимум дают стимул развиваться.
Поделиться:

Срочные новости, фото и видео событий, очевидцами которых вы стали, сообщайте нам