Саксофон в диком поле. Как Камышлов стал джазовой столицей Урала

07:00, 15 Август 2016
gqpdzxvxms111.jpg
Фото: Дмитрий Сальник, ЕТВ
Уже к 11 утра солнце жарило автобус нашего инфотура во все 34 градуса. Но, как оказалось, жарче этого беспощадного желтого кругляша могут быть лишь объятья камышловского гостеприимства. Город джазил в честь себя от рассвета до заката.
Воины полусвета
Как свердловские секс-работницы победят ВИЧ
Многие екатеринбуржцы не любят день города: он настырно проникает в каждый район спартакиадами, парадами, песнями, заставляет плясать под нелюбимые кем-то ритмы. В маленьких городах все иначе. Например, в Камышлове — здесь на растерзание городолюбов отдана только центральная улица. На площади отдыхают любители массовых сходок и незамысловатых мелодий, по соседству на закрытом стадионе — ценители джаза. Массовость и элитарность здесь разделяет лишь небольшая тропа памяти, усеянная монументами героям боевых действий.

Фестиваль Ural Terra Jazz в Камышлове проводится в четвертый раз. С самого начала он заявил себя как международный,  этот статус ему помогли получить американцы, поляки и французы — участники первого джаз-сейшена. В этом году проект получил поддержку сверху: на развитие событийного туризма городу дали 500 тысяч рублей. Именно городу, потому что основными организаторами фестиваля являются местные власти. Такой вот парадокс номер один.

Автобус нашего инфотура, в котором собрались журналисты и представители туристического рынка, останавливается у местной администрации: это единственное место в городе, где может припарковаться большой транспорт. Неподалеку в кафе с говорящим названием «Уют» с обедом дорогих гостей поджидают организаторы и представители мэрии. Под скреб вилок и звон стаканов замглавы администрации Алексей Половников рассказывает, что фестиваль получил название «земляничного» не случайно: четыре года назад пианист-виртуоз и ныне художественный руководитель Terra Jazz Даниил Крамер пил чай с вареньем. «Неплохо было бы, если бы мы каждый год собирали здесь лучших джазменов и пили чай»,  — по легенде произнес Крамер, с тех пор ягода стала официальным символом музыкального фестиваля.

Дети-землянички, подушки в форме землянички, баночки с вареньем, женщины в красных платьях в черную крапинку — количество ягод на квадратный метр площади зашкаливает, так что невольно слипаются глаза. Пообедав, мы скользим по центральной улице, на один день ставшей пешеходной. На дорогу, вслед за местными, высыпали палатки с едой и сувенирами. Городскую ярмарку окружают лишь обветшалые дома, которые вместе с городом разменивают четвертую сотню лет.
«Говорили же им — выставляйте палатки к обеду,  — ругается на продавцов варенья Половников. — Фестиваль вот-вот начнется, а они уже все распродали! Что за люди?» Алексей Половников здесь едва ли не самый неравнодушный к джазу чиновник. Краснея от жары, замглавы по социальным вопросам рассказывает, как вообще получилось сделать город с населением 30 тысяч человек уральской столицей джаза.
Мы у себя думали: как к Камышлову внимание привлечь? Понимаете, город-то старинный — 348 лет нынче. Но ведь хочется не только туристов притягивать, но и у жителей своих поменять отношение: чтобы они гордились городом и вкладывали силы в его благоустройство. Вот до Сухого Лога доедешь — там такой День города! Ну, я понимаю, попса, весело всем, интересно, но кругом — одна пьянь. В Богдановиче были — пройти невозможно, все вповалочку лежат. Поэтому мы решили сделать что-то другое. Фольклорный фестиваль? Он везде. Фестиваль рока? Сами понимаете, какая публика, и в центр города такое не логично. Так и пришли к джазу — это та музыка, которую люди должны хотя бы иногда слушать. Мы понимали, что для многих джаз — это то, что они никогда в жизни не слушали и слышать не хотели. Но за четыре года как-то приучились.
Алексей Половников,
замглавы администрации Камышлова
Алексей Половников. Работает в администрации, полюбил джаз
Алексей Половников. Работает в администрации, полюбил джаз

Идею поддержал всемирно известный джазовый пианист Даниил Крамер и с первого года стал художественным руководителем фестиваля. Музыканта не смутило ни то, что к началу первого опэн-эйра подтянулись лишь 15 человек, ни то, что иностранным джазменам приходится объяснять, что выступать надо в Камышлове — городе в 130 километрах от аэропорта, с неровными местами дорогами, пьянящим запахом свиной фермы на Тюменском тракте, на стадионе, огороженном бутафорским забором.
Я вспоминаю первый фестиваль: сидело человек десять. За годы, по нашим подсчетам, количество людей возросло до пяти тысяч. Все, что здесь происходит, можно назвать имиджем уральского региона. Я не в курсе, чтобы где-нибудь еще в России было сочетание фестиваля пищевого и музыки. Такое есть только в Европе, и то нечасто. Это имидж высокого класса, и мне очень приятно об этом говорить. Я горжусь этим.
Даниил Крамер,
пианист-виртуоз, художественный руководитель фестиваля Ural Terra Jazz
Даниил Крамер. За делом
Даниил Крамер. За делом

Каждый год программу Terra Jazz обновляют: даже если резиденты приезжают повторно, их задача — показать новую программу. Музыкантов подбирает лично Крамер, правда, признается джазмен, последний год желающих отджазить в Камышлове стало так много, что с отбором ему теперь помогают агенты. В этот раз стадион выслушал многое — старинный джаз, этно-джаз, джаз-рок, блюз-рок, джаз на классических инструментах и, отдельное внимание, китайский джаз: до Урала добрался «Золотой Будда» — поговаривают, что это лучший бенд Поднебесной. 

Вход на фестиваль — символические 100 рублей, выручка латает дыры, протертые орграсходами. По неофициальной версии 100 рублей — это оберег от местных гопников и поддельных ценителей джаза: среднестатистический житель среднестатистического города не готов отдать столь крупную по среднестатистическим меркам сумму за любовь к искусству.
Праздник продолжается через квартал от стадиона: неискушенные хорами Турецкого и «Фабриками», горожане собираются в назначенное время у деревянных ворот школы искусств. Там, как и год назад, и еще два, наверное, скрывается выставка фигур из песка. Огромные коричневые Волк и Царевна ждут гостей, которых на входе задержали организаторы: такие условия, мол, не отгадаете загадку по мотивам русских сказок, внутрь не пройдете. И стар, и млад объединяются в битве умов: камышловцы пытаются вспомнить имя сменщика крокодила Гены. «Валера!» — осеняет кого-то в толпе, и первая группа рвется во дворик художки. «Ну ты это, заходи, если че»,  — встречает гостей ухмыляющееся песочное животное.
Джазить Камышлов начинает после семи вечера: солнце отпускает стадион, местных больше не смущают элитарные мотивы, гостей — уральский колорит, выраженный в стульях с надписью «лох» и проезжающих то и дело лесовозах, груженых дровами, придающих джазовым мелодиям раскатистость и местечковую брутальность.

Пока что фестиваль совпадает с днем города, но в будущем, признаются организаторы, они сдвинут его на неделю до или после — нужно получить уверенность в том, что Terra Jazz собрал свою аудиторию. К этому времени подоспеет и инфраструктура: сейчас в Камышлове наберется едва ли тридцать гостиничных номеров, а в будущем в центре города застройщик из Екатеринбурга обещает отгрохать отель на 70 комнат. Рентабельность предприятия подтверждает и то, что в декабре здесь откроется СИЗО на 1700 мест — за счет приезжающей к узникам родни гостиницы не будут пустовать в ожидании джаза.

Ural Terra Jazz подтверждает и простую истину: за идею на дикой поляне можно даже международный фестиваль из ничего и палок состряпать. И здесь пытливый зритель спросит: а, собственно, зачем? Отвечают знатоки:
Наш французский товарищ с утра задал вопрос: зачем вы проводите фестиваль в таком маленьком городе? Провели бы в Екатеринбурге — не надо было бы никуда ехать! Мы сдержались, не побили его [смеется — прим. ред.], постарались культурно объяснить. Я тоже был далек от джаза, но когда ты его слушаешь, когда ты привозишь в этот город американцев, которые за десять минут инструмент себе отстраивают, чекают, а потом начинают играть так, что шуба заворачивается, ты начинаешь любить эту музыку. Основная часть музыкантов здесь выступают за гонорар, некоторые — буквально за копейки, иностранцев приходится оплачивать. Им же сложно понять, почему надо поехать в Камышлов, чтобы еще и выступить бесплатно. Но уже отыграв, да еще и после хлебосольного банкета они говорят, что им нравится! Вон Крис Роб из Америки был у нас уже три раза. И он уже сам просится, чтобы его в Камышлов пригласили. Ему организаторы говорят: ну как, каждый год что ли здесь джазить? А почему бы и нет.
Алексей Половников,
замглавы администрации Камышлова
Черт возьми, да тут день города! Настоящий. И должен сказать, что это настолько уникально, когда в день города звучит не просто уже всем известная попса (да простят меня все на свете), но ведь все это мы знаем как облупленное. А здесь — все новое, все другое, и даже люди, которые тут уже выступали, обязательно приезжают с другой программой. Это не принцип новизны, но это принцип совершенно другого интеллектуального и художественного наполнения того, что называется «день города». Поэтому удивлять мы оставим двум жанрам — цирку и попсе, они созданы для этого, а музыка создана для того, чтобы, как говорил Моцарт, наслаждаться. Удивлять — не то, что я ставлю целью. Я хочу доставить наслаждение, причем, несколько иного порядка, чем это может доставить ресторанный шансон под рюмочку водки.
Даниил Крамер,
пианист-виртуоз, художественный руководитель фестиваля Ural Terra Jazz
Фото к тексту: Дмитрий Сальник для ЕТВ.
Комментарии
Площадь эволюции. Уральские дома-конструкторы
Городские истории
Площадь эволюции. Уральские дома-конструкторы
Необходимость строить быстро и дешево привела архитекторов к созданию типовых проектов. Со временем их стопки сложились в целые библиотеки, где можно было найти дом по каталогу.
Музыка на ЕТВ
DAGAMBA
DAGAMBA
От Елены Сальник
Сумма за неделю
Проверки на дорогах / Прочь с пути / Онкологи на доверии / Старики / В законе / Аксёнова
Проверки на дорогах / Прочь с пути / Онкологи на доверии / Старики / В законе / Аксёнова
От Светланы Зенковой
Афиша не для всех: ловим нежность от Ассаи и ищем неслучайные связи
Развлечения
Афиша не для всех: ловим нежность от Ассаи и ищем неслучайные связи
Рэпер Ассаи дает концерт уже в эти выходные, в уральском филиале ГЦСИ появляются «Неслучайные связи», а в «Салют» едут Сергей Летов и Олег Шарр. Но и помимо этого в нашей еженедельной афише есть мероприятия.
Владимир Гурфинкель: «Конституция — как фильм «Кубанские казаки»
Городские истории
Владимир Гурфинкель: «Конституция — как фильм «Кубанские казаки»
В Музее Ельцина громкая премьера: 12 декабря пермский Театр-Театр представит постановку #конституциярф. О творческом переосмыслении главного закона страны рассказал режиссер Владимир Гурфинкель.
Леонид Юзефович: «Маятник качается внутри нашего общества»
События
Леонид Юзефович: «Маятник качается внутри нашего общества»
Писатель, который получил премию «Большая книга» — о неуверенном в себе герое «Зимней дороги», разрушительном маятнике российского общественного мнения и роли Екатеринбурга в жизни страны и его собственной судьбе.
Дмитрий Астрахан: «Ради сохранения семьи можно и бордель открыть»
События
Дмитрий Астрахан: «Ради сохранения семьи можно и бордель открыть»
Герои фильма «Любовь без правил» не стесняются в средствах для достижения благой цели. О своей новой картине известный российский режиссер рассказал ЕТВ.
Уральский спасатель: «Работаем на остатках энтузиазма»
Городские истории
Уральский спасатель: «Работаем на остатках энтузиазма»
Сотрудники МЧС каждый день выручают других из беды, а между тем сами находятся в ситуации постоянного стресса. Мизерная зарплата, нехватка оборудования и другие причины, которые привели спасателя из Екатеринбурга к самоубийству.
От обороны — в нападение. Кто спасет «Урал»?
События
От обороны — в нападение. Кто спасет «Урал»?
Свердловский клуб лихорадит. На зимние каникулы клуб ушел, занимая «скользкую» 13 позицию, пережив подозрения в «договорняке» с «Тереком», смену тренера, невзрачную игру «звезды» Павлюченко. Подводим итоги первой части сезона.
Афиша не для всех: пробуем кино и пляшем под «Сансару»
Развлечения
Афиша не для всех: пробуем кино и пляшем под «Сансару»
Очередная афиша переполнена фильмами и музыкой, так что устраивайтесь поудобнее, берите календарь и начинайте планировать увлекательные выходные.
Площадь эволюции. Первая «сталинка» Свердловска
Городские истории
Площадь эволюции. Первая «сталинка» Свердловска
Квартиры на 2,5 комнаты, потолки высотой в 3,4 метра, встроенная баня и подвалы для дров, вид на ипподром и стена-холодильник: Дом Энергетиков на улице Московской послужил городу мостом для перехода от конструктивизма к классицизму.