Фрак и кепковость в гостинице: штурмуем «Исеть» в финале биеннале

11:00, 10 Ноябрь 2015
sx8kebul0ss111.jpg
Гостиница «Исеть»

Девятый этаж Уральской индустриальной биеннале современного искусства

Фото: Дмитрий Горчаков для ЕТВ
У нас было шестьдесят художников,  ребенок,  священник и отличный пацан с района, полностью заполненная инсталляциями гостиница и десять недель, чтобы понять и принять всю мощь искусства.
Сумма мнений Σ
Третья Уральская БиенналеВладислава Горина
От Владислава Горина
Лавочку современного искусства в уральской столице прикрывают сегодня: Уральская индустриальная биеннале официально прощается с нами на два года. Масштабное поселение инсталляций нынче накрыло Екатеринбург в третий раз,  наконец-то угодив в струю мейнстрима. На биеннале было модно ходить, чекиниться, селфиться и даже просто произносить это слово.

Мы постигали современное искусство еще на старте фестиваля: с огромными, полными трепета и ужаса глазами корреспондент и фотограф ЕТВ штурмовали 10 этажей «Исети». Сейчас мы заручились поддержкой общества — посетителей простых и не очень, а также мнением экспертов — самих авторов инсталляций. 

Какая она, биеннале? С чем ее едят? Как понимают искусство священник, отличный парень с Уралмаша, шестилетний ребенок и современный художник? Все это мы узнали и готовы вам рассказать. 
Полезный разговор
Результ/АртАнастасии Матвеенко
От Анастасии Матвеенко

Детская неожиданность

refwhby8kyy.jpg

Мила, Саша и ее шестилетняя дочь Ульяна доползли до биеннале на финише: Чтобы было о чем закатывать глаза и разговаривать с интеллигентными людьми“,  — шутя, поясняют девушки. Уже на входе они встретили знакомого, который, судя по всему, не выдержав ковровой бомбардировки современного искусства, побежал за релаксом и поддержкой в ближайший алкомаркет. 

«На середине второго этажа я застала Сашу, смотрящую на вмурованный в стену кран и не понимающую — это арт-объект или просто кран в стене? Мы практически повторили сцену из О чем говорят мужчины“»,  — рассказывает посетительница.
Сумма за неделю
ЗАТО / Тайные места / Федорченко / Биеннале / АксеноваВладислава Горина
От Владислава Горина
Размышление о искусстве (О чем говорят мужчины)

Но современное искусство нашло благодарного зрителя в лице шестилетней Ули. «Сначала она боялась звуков: с первых этажей гостиница громыхала. Звуки были гулкие, как в цехах машиностроительных заводов,  — рассказывает мама девочки. — Потом ничего, освоилась. Бегала, врезалась в людей. Залезала во все шкафы и даже ванные комнаты, изображая Лену Летучую».
8vvd0kb3nyy.jpg
Приз в номинации «Самая мягкая инсталляция»
Фото: Дмитрий Горчаков, ЕТВ
«На шестом этаже бабуля-смотритель пообещала нам балаганчик“ в 610 номере,  — делится Мила. Балаганчиком оказалась тесная, душная комната, целиком уставленная матрасами по всем плоскостям. — Табличка на двери гласила: Снимайте, пожалуйста, обувь“. Уля кокетливо оставила сумочку перед дверью, стащила ботинки и полезла внутрь». 

Опрометчиво было устраивать такой перформанс с матрасами осенью и заставлять людей разуваться перед входом, это не гуманно по отношению к последним посетителям мероприятия, считают девушки. За два месяца матрасы повидали много ног и явно загрустили запахом. Улька же требовала остаться на ночь. Она вообще была самым восторженным посетителем и ругалась, если мы пропускали комнату“,  — замечают дамы.

Несмотря на то, что некоторые работы так и остались за гранью восприятия простых посетителей, девушкам биеннале понравилась. Были работы, в которых действительно был подтекст и смысл. Биеннале расширяет горизонты“,  — говорит Мила. Дочь потребовала вернуться, захватив с собой нашего племянника“,  — добавляет Саша.
На холст с маслом
Как в Екатеринбурге зарабатывают на искусстве

Четкое искусство

j5tso1qaooq_1.jpg

«Ужас просто, мрак. Аж мурашки по коже от этих всех звуков!» — завскладом производства автозапчастей Сергей по биеннале до этого не гулял, а, отвечая на наше услужливое предложение, на всякий случай поинтересовался: «Это чё?»

«Мрачная комната»,  — говорит Сергей в первом же номере «Исети». На ближайший час он — вынужденный постоялец лона современного искусства. Вместе с ним мы попытаемся узнать, а что вообще хотел сказать автор? Точнее, чё?
b11.JPG
Комната с иероглифами

Сергей внимательно осматривает исписанные стены и признается: в иероглифах он не разбирается. Замечая черные сердечки, гость выставки решается на предположение: вестимо, автор говорит нам о любви

Но и сердечки не угодили отличному парню с района: «Автор видимо пытался нам доказать, что это что-то про любовь. Но лично мне как-то не понравилось. Мрачно. Жуть». Разочарованные, мы идем дальше. Может, за дверью, где раздается истерический хохот и бормотание на английском Сергей найдет искусство?
saxjfoj68xo.jpg
Имитированная под больничную палату, комната привлекает звуками

Напротив ширмы — манекен. Рядом с ним из колонок грубоватый мужской голос что-то бормочет нам на английском.

Какофония жуткая, однако наш герой не сдается, пытаясь что-то понять. 

«А она забавная, смешная,  — улыбается Сергей. — Я немножко конечно понимаю по-английски, что там пытается сказать этот манекен, но совершенно непонятно, почему оттуда, из-за ширмы такой дикий смех раздается? Противоречия какие-то: один пытается сказать и заткнуть рот, а другой просто не дает».
b9.JPG
«Современное искусство — это бред какой-то. Просто за гранью моего понимания. Я вроде и творческий человек, и образованный, начитанный, с большим опытом, но некоторые композиции я просто недопонимаю»,  — признается наш герой.

Обойдя десяток номеров, отличный парень приходит к выводу: позитив есть, но мрачного и непонятного все-таки больше.

«Мир сошел с ума,  — резюмирует пробиенналеный Сергей. — Знаете, я уже не маленький человек,  в жизни всякое бывало, и опыт с легкими наркотиками. Но даже в таком состоянии я никогда не испытывал ничего подобного. И извращенных мыслей никогда не приходило. Что они употребляют? Сколько? Как долго? Может кому-то это нравится, но это, наверно, очень маленький круг людей. Они живут в нем, как гномы».
Уральский рейв
Семь часов беспрерывных танцев, более 15 диджеев со всего мира, неоновая галерея, видео-мэппинг
О чем говорят мужчины

by Konstantin Nagorny

Черепашья сила

gcwpoduoxpu.jpg

Черепашья берлога, раскинувшаяся прямо в сердце биеннале — на четвертом этаже «Исети» — едва ли не самая легкая для пытливого мозга посетителя инсталляция. Здесь думать особо не надо: оказавшись в номере Микеланджело, зритель впадает в детство: кассеты с мультиками, старые журналы. 

Автор инсталляции — екатеринбургский художник Сергей Рожин признается: своей работой особо умных мыслей передать не пытался. Хотел лишь оставить типичного тридцатилетнего посетителя наедине со своими повзрослевшими мыслями.
cxfm6bdzdag.jpg
Логово черепашки
Специально для биеннале Рожин насобирал видеокассеты. Разложил, тайно надеясь, что к концу фестиваля любители искусства все потихоньку растащат на презенты. Но ожидания автора не оправдались: чаще воровали не кассеты, а старые журналы. Общий ущерб, говорит художник, составил 5% от всей составляющей комнаты. 

При этом логово черепашки не осталось без случайных презентов: кто-то подкинул Микеланджело кроссовки 41-го размера. «Подошли, оставлю себе»,  — говорит большая черепаха.
В Хэллоуин я вернулся в свой номер в «Исети» и несколько часов лежал на кровати. Заходили люди, думали, что я — манекен, пинали по ногам. Я вздрагивал, орал, и все пугались.
Микеланджело
большая черепаха, делает стрит-арт

Люк, я твой святой отец

ktvabjolvro.jpg

- А давайте снова зайдем и выйдем? — мы уговариваем игумена Вениамина Райникова для красоты кадра вновь переступить порог одной из комнат «Исети».

- Я не могу: тут же люди лежат. Как я буду через них переступать?
xqak4mfndds.jpg
Священник смотрит на участников перфоманса, а они в ответ ледяным взглядом сверлят ему душу
«Вероятно, своим лежанием они хотят показать, что мы проходим мимо друг друга, можем переступить через друг друга. Если мысль такова, то она слишком проста для того, чтобы целых трех человек мучать лежанием на полу»,  — то и дело хватаясь за крест, говорит отец Вениамин.

Отца Вениамина мы водим по комнатам гостиницы полным составом: пояснять суть искусства пришел и куратор образовательной программы биеннале Дмитрий Москвин. 

Первым делом отправляемся в номер, увешанный листами, на которых — сфотографированные или срисованные канализационные люки. Батюшка вздыхает: искусство кажется ему пустым.
b3.JPG
«Безумно дорогим воском и мелком изображать люковые дыры, собирать в надежде, что кому-то от этого станет легче жить?  — вздыхает отец Вениамин. — Если человек собирает социальные проблемы, то непонятно как он может их решить фотографированием люков. Вот тут остался вопрос без ответа. То, что люки соединяют здание мэрии города, Храма-на-Крови… Так их еще и наземные дороги соединяют. Надо искать точки соприкосновения над землей». За немую инсталляцию вступается Москвин.

- То есть мысль о незримой связи разных миров, разных видов деятельности, разных проявлений жизни людей — это никак?

Священник ловко парирует.
- Разные миры связываются канализацией? Так себе мыслишка.
- Тут не только канализация! Коммуникация!  
- Да,  — вздыхает игумен. — Но это не смысл.

Расстроенные, мы ищем смысл в религиозных работах. На очереди у нас «Троица».
Человек с оркестром
Пять лет другой музыки
b1.JPG
Икон мы не увидели, зато нашли три полотна

Прямоугольники на стенах выкрашены в разные оттенки золота

Священник вздыхает, но на этот раз облегченно: «Я ожидал худшего».

Глядя на «Троицу», игумен будто на автомате тянется к кресту. «Когда вы мне сказали про нее, я сразу представил, что-то более конкретное. Ну, как у нас обычно рисуют современные художники. В данном случае даже не страшно».

«В языке культового искусства золотой цвет — символ бога, поэтому нечто золотое оно будет означать божественную славу. Три оттенка могут говорить об общей природе, но одновременно с этим различности его лиц. В современном искусстве есть проблема с нетактичным отношением, особенно когда художники пытаются изменить древние иконы под свой вкус и, честно говоря, испоганить. Есть какая-то деликатная манера подхода к теме. В данном случае никакого кощунства здесь нет. Человек о чем-то размышлял, предложил довольно деликатно подумать. Почему бы нет? То же самое можно было бы сделать и в другой форме. У нас же это получается, и не одну тысячу лет. В данном случае радует, что ни над чем не поиздевался и ничто не опоганил. Спасибо современному художнику»,  — святой отец вздыхает. 

Современное искусство его не впечатлило, а показалось моногранным и совершенно пустым.
Око за Йоко и одной ногой в Билане
Смешные и пахучие, пугающие и мягкие: инсталляции Уральской биеннале выросли во всю «Исеть»
b6.JPG
Игумен Вениамин:

«Современное искусство привлекает внимание, капризничает, но говорить ему в ответ совершенно нечего».

«Если люди сюда пришли, посмотрели и что-то из этого вынесли — наверно это кому-нибудь нужно,  — резюмирует священник. — Но все-таки хочется пожалеть людей, которым приходится выгребать ценные вещи в этом месиве пустоты. Можно пройти 9 этажей и уйти с двумя мыслями».

Идти по головам

dsuyn5teyy.jpg

«Дом тысячи лиц» — герой инстаграма, комната ужасов и зона дискомфорта. Пройтись по певице Валерии и наступить на Билана посетителей биеннале заставил Слава PTRK. 

Художнику и его команде понадобилась неделя на то, чтобы обезглавить сотни рекламных плакатов. Работали ночью, стараясь не попадаться на глаза промоутерам и не получить по голове от неравнодушных граждан, которым почему-то пришло в голову, что рекламу надо защищать, а не бороться с ней.
В рекламе главное — это лицо. Лишая рекламу лица, мы лишаем её смысла, индивидуальности, превращаем во что-то странное и жуткое. Это срез (в прямом и переносном смысле) с сегодняшнего рекламного пространства Екатеринбурга. Это состояние дискомфорта, которое я испытываю, когда вижу десятки рекламных постеров на улицах города — я заключаю этот дискомфорт в пространстве одной комнаты, конденсирую, сосредотачиваю. Все постеры вырезаны вручную с  (не) легальных постеров, афишных стендов, баннерной рекламы.
Слава PTRK,
уличный художник
dsuyn5teyy.jpg
В качестве зрителя уральский стрит-арт-художник на биеннале все же побывал: «Ходил один раз, около недели назад, когда у меня приезжали родители. Сложно описать свои впечатления, но социальные сети и СМИ создали более оптимистичную картину, чем оказалось на самом деле. Коса в подвале хороша сама по себе, вот и все пожалуй. Ну, а большинство работ остались мной просто непонятыми. Обидно даже немного, наверно это я просто такой дурак».
В том, что современное искусство необходимо попробовать, уверен Владимир Абих из арт-группы «Злые».  По соседству с логовом черепашки арт-группа поместила свою «Зону комфорта» — в комнате мебель, техника и иные предметы интерьера сделаны из колючей проволоки. Столь оригинальное решение Владимир объясняет личной рефлексией художников: «Эта работа — личные ощущения и размышления о пространстве, в котором мы живем, изложенные изобразительно».
v4ovrquazio.jpg
На комнату у «Злых» ушло почти 400 метров проволоки — часть осталась с предыдущей инсталляции, часть пришлось докупить
Зону комфорта“ домонтировали буквально за час до открытия. Художник вспоминает: в один из дней биеннале он вернулся, чтобы снять работу для сайта. «Ну, фотографирую, время от времени посетители входят, рассуждают о работе. И тут заходят два чувака и говорят: А вот это круто, наконец-то работа нормальная, а то два этажа какой-то херни заумной“».

Фото:  http://zeart.ru/

Я не очень люблю приставку «современное» по отношению к искусству, потому что все искусство когда-то было современным. Его нужно попробовать, в том числе и попробовать понять, не судить сразу негативно, а почитать экспликацию к работе, пройтись с экскурсоводом. И уже на основе такого опыта делать выводы. Но все же современное искусство действительно болеет излишней интеллектуальщиной, и это создает определенное поле для спекуляции, когда пустое произведение пытаются вытянуть с помощью заумного текста. Противостоять такой профанации можно только будучи подготовленным, зная историю искусства, особенно искусства XX века.
Владимир Абих,
художник, арт-группа "Злые"
Комментарии
Страшный суд ЕТВ. Плюсы и минусы Нового Заречного глазами его жителей
Городские истории
Страшный суд ЕТВ. Плюсы и минусы Нового Заречного глазами его жителей
Сегодня мы расскажем об очередном активно строящемся районе Екатеринбурга. Тут много студентов, уток, высоких домов с оградами и пробок. ЕТВ выясняет, чего же не хватает местным обитателям.
Музыка на ЕТВ
Группа «Мельница»
Группа "Мельница"
От Светланы Зенковой
Пространственно-временной консилиум для Екатеринбурга
Городские истории
Пространственно-временной консилиум для Екатеринбурга
Вокруг «Кольцово» построят деловой центр с арендным жильем, на территории Уралмашзавода возведут современный квартал, а вокруг центра запустят улучшенный трамвай. Если «Стратегия пространственного развития» города претворится в жизнь.
Сумма за неделю
Фидель здесь / Совсем одни / Лексус / Корпоративы / Аксёнова
Фидель здесь / Совсем одни / Лексус / Корпоративы / Аксёнова
От Светланы Зенковой
Площадь эволюции. Наследники свердловских домов-коммун
Городские истории
Площадь эволюции. Наследники свердловских домов-коммун
Кухня в коридоре, туалет с окном, надземные коридоры, двухэтажные квартиры с удобствами на этаже и двухуровневые ячейки с антресолями. В домах-машинах советской эпохи побывала Полина Иванова.
По Ебургу ходила зеленая Годзилла
Городские истории
По Ебургу ходила зеленая Годзилла
Жрала пельмени и майонез. И танцевала полонез. Голливудский фильм-катастрофу словами пресс-релизов пересказал ЕТВ.
Кто готовит Уралмашу культурную революцию?
События
Кто готовит Уралмашу культурную революцию?
Каток, электромагнитный тир, кино-передвижка и музыкальный инкубатор — каких только идей не предложили уралмашевскому бульвару, чтобы сделать его новым местом притяжения горожан.
Кинец Екатеринбурга. Город как декорация к советским фильмам
Городские истории
Кинец Екатеринбурга. Город как декорация к советским фильмам
Знакомые все кадры! Уральскую столицу можно узнать в десятках фильмов, которые снимали в нашем городе. ЕТВ нашел места, которые послужили декорациями к старому кино, и зафиксировал их изменения на фото.
Лифты и спецпарты. ЕТВ прокатился по школам для особых свердловчан
Общество
Лифты и спецпарты. ЕТВ прокатился по школам для особых свердловчан
Мы побывали в двух школах Екатеринбурга, где обучают детей с ограниченными возможностями, и узнали, зачем им нужны тьюторы.
Мастрид про «Мадрид»
Городские истории
Мастрид про «Мадрид»
Более миллиарда рублей придется вложить в легендарную гостиницу, чтобы привести ее в чувство. Возможные инвесторы приценились к великому прошлому «Мадрида» и прикинули, сколько можно заработать на уралмашевском мифе.
В Екатеринбурге на Детскую железную дорогу пустили взрослый паровоз
Город
В Екатеринбурге на Детскую железную дорогу пустили взрослый паровоз
Комплекс ДЖД сдали в эксплуатацию после нескольких лет реконструкции, на которую было потрачено более 700 млн рублей. В первый торжественный рейс впрягли настоящий локомотив из будущего Музея узкоколейной техники.