Ария для арийца: уральская «Пассажирка» под составом совести

06:00, 15 Сентябрь 2016
14265076_1011183449638408744_929967266280181650_n.jpg
Фото: Елена Лехова
Юбилейный сезон Екатеринбургский театр оперы и балета открывает непростой постановкой об узниках концлагерей. Любовь и боль в ариях арийцев — в рецензии ЕТВ.
Страшный суд ЕТВ: плюсы и минусы Мичуринского
Бичуринский, ВИПчуринский, Мичуган — название ЖК на Широкой речке обыграно народом на все лады.
Оперная «Пассажирка» должна стать не просто премьерной постановкой по Моисею Вайнбергу в России. Она открывает грани человеческой любви и ненависти, всепрощение и страдание, пронесенное с нацистских времен через года и упакованное в два действия, разделенные антрактом. Мы посмотрели «Пассажирку» за сутки до ее премьерного показа. Что стоит ожидать и о чем задуматься — в нашей рецензии.
14212699_1294058340605273_2684256173713771668_n.jpg

В оркестровой яме темно, как в бесхозной печи Освенцима: музыканты еще без костюмов — кто в толстовках, кто в рубахах, садятся за инструменты и начинают разыгрываться. «Паба-па-па» трубы перехватывает еле слышный лязг перкуссий. На фоне всей этой предпремьерной какофонии в экране, где вот-вот появится текст оперы, мелькает лицо Зофьи Посмыш. Престарелая полячка, написавшая полвека назад пьесу «Пассажирка каюты 45», ставшую сердцем современной оперы, смотрит в камеру влажными, но живыми глазами:  

«Дорогие… пшщ-пш-пш [голос писательницы то и дело прерывают бурные перкуссии] я очень рада… тщш-щх-щх». 

Свет гаснет, третий звонок рыдает в коридоре — на генеральном прогоне все как в день премьеры. Оркестр начинает вразнобой, но через мгновение буйные звуки соединяются в единую мелодию. Занавес открывается, и зритель попадает на борт корабля. 

Теперь о сценарии: бывшая надзирательница Освенцима Лиза вместе со своим мужем — немецким дипломатом, не подозревающем о ее прошлом, плывет в Бразилию. На борту она сталкивается с женщиной, похожей на полячку Марту — непокорную узницу, с ней она уже виделась в концлагере. Вместе с образом Марты разум Лизы заполняют воспоминания. То ли от них, то ли от внезапно обрушившихся мук совести героиня страдает на протяжении всего спектакля.
ЕТВ прокатился по школам, где учатся инвалиды
Как живется детям с ограниченными возможностями? Репортаж ЕТВ.

Память возвращает Лизу в беспокойное военное прошлое: вместе с ней героиня шарахается по баракам концлагеря, стоит над душой пленников — евреев, русских, греков, французов. Пока чешущиеся от вшей и сходящие с ума от голода и истязаний, но верящие в свободу и смерть узники страдают, за стенкой сидят упитанные немцы. Блестящими от жира губами они мусолят проклятия: «Люди — плохие дрова! Они не хотят гореть, с ними столько хлопот!» 

Позже режиссер и сценограф оперы Тадеуш Штрасбергер признается: сегодня — это «правильный» момент для показа «Пассажирки»: от нас уходят те, кто жил во время Второй мировой войны.

О чем поет «Пассажирка», и кто же она — выжившая в аду или же жена дипломата, покорная надзирательница? Путь в Бразилию становится для Лизы путешествием по граням сознания: как надзирательница, убивающая, по признанию узниц, из-за угла, чужими руками, ввязывается в борьбу с пленной и непокорной полячкой? Смирившаяся некогда с режимом, удачно вышедшая замуж, немка будто понимает — она проиграла. Проиграла в тот момент, когда вновь встретила Марту. 

Сломанная судьбой полячка, наоборот, жива: в ней угольками будто из лагерных печей тлеют воспоминания о подругах по камере и любимом — она живет ими и вместе с ними. Та, что на свой день рождения в Аушвице просила у бога погибели, пережила невероятное — «черную стену» Освенцима. Стену, у которой даже не слышно шагов смерти. Она будто посмотрела в лицо немецкому Богу — тому самому, который, как ей казалось, как и его послушницы — ходит с палкой.
Свердловская филармония споет письма Ленина в Германии
На знаменитом фестивале Beethovenfest в Бонне выступит беспрецедентное число уральских музыкантов.

Одетые в нацистскую форму, актеры зигуют друг другу посреди печей, из которых валит дым. Вместе с ним, кажется, по залу расходится и предвкушение отчаяния и какой-то безумной тяги к жизни хотя бы ради смерти. 

Сложная, рваная музыка дополняет картину тоталитарного хаоса и морального разврата, а надрывные голоса певцов кричат то о прощении, то о смерти, то о надежде. Три часа темного ужаса концлагерей в мыслях и песнях «Пассажирки» — это жирная черта под одной из важных глав современной истории. Которая может утихнуть вместе с этой музыкой, но, как и она, будет вечной. 

«Мы никогда не должны забыть о жертвах войны и всегда сохранять надежду»,  — перкуссии устают, и Зофью Посмыш с экрана слышно лучше. Пережившая Освенцим, полячка желает всем нам приятного просмотра.
У первой лыжероллерной трассы Екатеринбурга появился первый камень
Круглый год спортсмены-лыжники и роллеры смогут тренироваться на новой трассе.
Фото: Елена Лехова, Екатеринбургский театр оперы и балета
Комментарии
Афиша не для всех: выходные по классике и на спорте
Развлечения
Афиша не для всех: выходные по классике и на спорте
Снова пятница на календаре, а это значит, что пришла пора планировать выходные с пользой и запасаться развлекательными планами на будущее. В очередном выпуске нашей афиши мы собрали мероприятия, которые, вероятно, придутся вам по душе.
Площадь эволюции. Выдающийся двор типового Эльмаша
Городские истории
Площадь эволюции. Выдающийся двор типового Эльмаша
Эти шлакоблочные дома, построенные для работников Турбинки буквально посреди леса, были обречены на снос. Пока жильцы не помешали кусочку советской истории кануть в Лету, взяв управление в свои руки.
Страшный суд ЕТВ. Изучаем новостройки Уктуса Левобережного
Городские истории
Страшный суд ЕТВ. Изучаем новостройки Уктуса Левобережного
Лес и пруд, свежий воздух и одновременная близость центра города — вот что заманило в этот район многих его обитателей. Переехав, они обнаружили и минусы. Как живется по ту сторону Исети, ЕТВ рассказали очевидцы.
Мороз по коже. Бросаемся в уральскую купель в поисках бикини
События
Мороз по коже. Бросаемся в уральскую купель в поисках бикини
Событие на грани моды, ЗОЖа и религии — крещенские купания. В ночь на 19 января тысячи екатеринбуржцев ломанулись в освященные купели. Вместе с ними в чудеса зимней моды окунулся ЕТВ.
Мини-Мы. Как защититься от агрессии особых детей
Городские истории
Мини-Мы. Как защититься от агрессии особых детей
Подросток с психическими отклонениями калечит собственную мать, кто виноват — врачи, сами родители или диагноз? Кто отвечает за поведение особых детей в обществе, разбирался ЕТВ.
ЗЖЛ. Филиппинский Ройзман и убийственный миф о нарковойнах Манилы
События
ЗЖЛ. Филиппинский Ройзман и убийственный миф о нарковойнах Манилы
Эскадроны смерти и тысячи убитых — вот что пишут о ситуации в Маниле крупные международные издания. Где кончается правда и начинается зловещая городская легенда? Рассказывает корреспондент ЕТВ в сериале «Записки Жени Лобанова».
Наш гонец в Донецк. Свердловчанка о своих донбасских каникулах
События
Наш гонец в Донецк. Свердловчанка о своих донбасских каникулах
Залитые в бетон банкоматы, компостеры в трамваях и ухоженные набережные: жительница Екатеринбурга рассказывает о новогодних каникулах, которые она провела в столице ДНР.
Площадь эволюции. Типовые сталинки типичного Свердловска
Городские истории
Площадь эволюции. Типовые сталинки типичного Свердловска
Типовые сталинки, притаившиеся за Управлением дороги, — кусочек тихого центра, хранящего историю Свердловска. Когда-то здесь разводили кур и кроликов прямо в квартирах, нынешние жильцы готовятся к борьбе за существование своих домов.
Черви козыри. Как уральцы попали на фейкбук
События
Черви козыри. Как уральцы попали на фейкбук
Друг отметил вас на видео? Возможно, это не долгожданное признание, а симптом вирусной эпидемии, которая разразилась в популярной соцсети. Уральские гении IT рассказывают, как избавиться от заразы и не лишиться кредитки.