Сумма мнений: как уральским мусульманам найти понимание с приезжими?

16:00, 12 Ноябрь 2014
mechet_8_1.jpg
Екатеринбург в последнее десятилетие превратился из обычного областного центра в мегаполис с претензией на мировую значимость. Город чуть-чуть не доехал до «Экспо-2020», уступив только фешенебельному Дубаю, а в 2018 году проведет матчи чемп
Ну, а поскольку среди трудовых мигрантов крайне велика доля жителей Средней Азии и Северного Кавказа, где царствует ислам, на Урале остро встает вопрос не только о совместимости древней восточной конфессии и традиционного для Урала православия. Нередко проблема возникает и в общении между местными и пришлыми мусульманами. В этом плане показательна история, которую рассказал глава мусульманской общины Полевского Хайдар Хантемиров. В 90-е годы в молельное здание в Полевском всегда ходило по 30-40 татар и башкир, но по мере того, как на заработки начали приезжать гости из республик бывшего СССР, они начали вытеснять из культовых сооружений местных мусульман. Cейчас 90% приходящих в мечеть — выходцы из Средней Азии.
Ислам на Урале имеет тысячелетнюю историю. Первая мечеть в регионе появилась на территории нынешнего Пермского края еще в 10 веке, здесь сложились свои традиции, которые раньше были характерны для всей общеисламской цивилизации. Но политика притеснения всех без разбора религий, проводимая советскими властями, привела к тому, что в разных точках огромного Союза ислам начали трактовать по-разному, говорит Алексей Старостин, заместитель заведующего кафедрой теологии УГГУ.
«Когда наступила революция, а за ней — эпоха террора, почти все мечети позакрывали, а религиозных лидеров либо пересажали, либо уничтожили физически. Таким образом, почти все носители традиционного Ислама оказались в изоляции. После окончания репрессий имамы, которые знали эту религию глубоко, были напуганы и не рисковали учить. Детям передавались только основы»

— Алексей Старостин

В 90-е годы наступил ренессанс, и российские власти принялись ставить мечети по всей стране. Но годы шли и те, кто стоял на пороге религиозного возрождения, ушли из жизни. А в следующее десятилетие на фоне роста экономики в Россию хлынул мощный поток мигрантов из Средней Азии, которые пришли со своим пониманием ислама.
undefined

Другой острый момент: мигранты, приезжающие сюда на заработки, не практикующие мусульмане, а этнические, то есть просто выросшие в этой культуре, но не обязательно соблюдающие все правила.
«Мы проводили исследование в Екатеринбурге, опросили 600 мусульман. Выяснилось, что только 57% опрошенных соблюдают религиозные обряды. Мы решили копнуть еще глубже: четверть приезжих в наш город на Родине регулярно ходили на обязательную пятничную молитву. Здесь процент тех, кто ходит на молитву, снизился до 10%»

— Алексей Старостин

По мнению руководителя религиозной организации мусульман «Просвещение» Руслана Нурмаметова, снижение уровня религиозной сознательности у людей связано с глобализацией, в результате которой на первые позиции выходят западные ценности. Поэтому неудивительно, что мигранты из Средней Азии Джума-намазу предпочитают оптовые закупки для «Таганского ряда».
«Надо разделять принципы религиозной и национальной жизни. Порой приезжие люди не могут найти себя в обществе. Поэтому важно создавать национально-культурные автономии: не только татарскую и башкирскую, но и, например, узбекскую, таджикскую. Такие объединения должны снизить радикализацию и помочь мусульманам адаптироваться»

— Руслан Нурмаметов

undefined

Ликвидировать пробелы в знаниях о конфессиях необходимо и простым екатеринбуржцам. Опрос ЕТВ выявил удивительные гипотезы: оказывается, Ислам зародился в Дагестане, а хадж определяет принадлежность к терроризму. Конечно, адаптироваться должны, скорее, приезжие, но принадлежность к носителям титульной религии не означает, что можно ничего не знать об особенностях других конфессий. Незнание ненароком может привести к оскорблению, которое может легко повлечь за собой серьезный конфликт. Ведь речь в данном случае не идет о мелких бытовых привычках той или иной нации, а об основополагающих принципах мировоззрения, за которые приезжие иногда готовы и поступиться собственной жизнью.
Смотрите эфир «Суммы мнений» по теме

Комментарии
Афиша не для всех: выходные по классике и на спорте
Развлечения
Афиша не для всех: выходные по классике и на спорте
Снова пятница на календаре, а это значит, что пришла пора планировать выходные с пользой и запасаться развлекательными планами на будущее. В очередном выпуске нашей афиши мы собрали мероприятия, которые, вероятно, придутся вам по душе.
Площадь эволюции. Выдающийся двор типового Эльмаша
Городские истории
Площадь эволюции. Выдающийся двор типового Эльмаша
Эти шлакоблочные дома, построенные для работников Турбинки буквально посреди леса, были обречены на снос. Пока жильцы не помешали кусочку советской истории кануть в Лету, взяв управление в свои руки.
Мороз по коже. Бросаемся в уральскую купель в поисках бикини
События
Мороз по коже. Бросаемся в уральскую купель в поисках бикини
Событие на грани моды, ЗОЖа и религии — крещенские купания. В ночь на 19 января тысячи екатеринбуржцев ломанулись в освященные купели. Вместе с ними в чудеса зимней моды окунулся ЕТВ.
Мини-Мы. Как защититься от агрессии особых детей
Городские истории
Мини-Мы. Как защититься от агрессии особых детей
Подросток с психическими отклонениями калечит собственную мать, кто виноват — врачи, сами родители или диагноз? Кто отвечает за поведение особых детей в обществе, разбирался ЕТВ.
ЗЖЛ. Филиппинский Ройзман и убийственный миф о нарковойнах Манилы
События
ЗЖЛ. Филиппинский Ройзман и убийственный миф о нарковойнах Манилы
Эскадроны смерти и тысячи убитых — вот что пишут о ситуации в Маниле крупные международные издания. Где кончается правда и начинается зловещая городская легенда? Рассказывает корреспондент ЕТВ в сериале «Записки Жени Лобанова».
Наш гонец в Донецк. Свердловчанка о своих донбасских каникулах
События
Наш гонец в Донецк. Свердловчанка о своих донбасских каникулах
Залитые в бетон банкоматы, компостеры в трамваях и ухоженные набережные: жительница Екатеринбурга рассказывает о новогодних каникулах, которые она провела в столице ДНР.
Площадь эволюции. Типовые сталинки типичного Свердловска
Городские истории
Площадь эволюции. Типовые сталинки типичного Свердловска
Типовые сталинки, притаившиеся за Управлением дороги, — кусочек тихого центра, хранящего историю Свердловска. Когда-то здесь разводили кур и кроликов прямо в квартирах, нынешние жильцы готовятся к борьбе за существование своих домов.
Черви козыри. Как уральцы попали на фейкбук
События
Черви козыри. Как уральцы попали на фейкбук
Друг отметил вас на видео? Возможно, это не долгожданное признание, а симптом вирусной эпидемии, которая разразилась в популярной соцсети. Уральские гении IT рассказывают, как избавиться от заразы и не лишиться кредитки.
Король Лев. Поэт Рубинштейн о публике и пабликах
Городские истории
Король Лев. Поэт Рубинштейн о публике и пабликах
Молодые поэты обретают популярность за несколько постов в «Фейсбуке», а уже известные — используют свои страницы как дневники. Как изменилась поэзия в эпоху соцсетей, рассказал концептуалист Лев Рубинштейн, который приехал в Екатеринбург.