Сумма мнений: Charlie Hebdo как символ борьбы Европы с радикалами

13:10, 15 Январь 2015
1421058765_pic_dd8808c714bd9f5dc7a3c5953f0a8b9f.jpg
В минувшие выходные сотни тысяч европейцев подняли таблички «Je suis Charlie». Такую же табличку в новом номере журнала Charlie Hebdo держит в руках плачущий пророк Мухаммед. Выглядит все так, как будто Европа намеренно дразнит мусульман и 
Вряд ли сатирический еженедельник Charlie Hebdo, который до конца 2014 года издавался тиражом в 60 тыс. экземпляров, был широко известен за пределами родной Франции до трагедии 7 января, когда фанатики-фундаменталисты ворвались в офис редакции и расстреляли 12 человек. Общественность посчитала, что нападение на левацкий журнал, который, не стесняясь, публиковал карикатуры и анекдоты про политиков, ультраправых и религиозные конфессии, означает притеснение свободы слова.
Через четыре дня после трагических событий по центру Парижа прошел Марш Республики, который, по оценкам полиции, собрал больше двух миллионов человек. Среди марширующих были в том числе руководители нескольких десятков европейских стран. Редакции нескольких ведущих мировых СМИ решили опубликовать карикатуры с изображением пророка Мухаммеда, которые могли побудить террористов к действиям, и помочь Charlie Hebdo выпустить свежий номер пятимиллионным тиражом.
К слову, ироничные нападки Charlie Hebdo на радикальных приверженцев ислама носят планомерный и долгосрочный характер. Последний раз скабрезные карикатуры, высмеивающие исламские святыни, появились в журнале в сентябре 2012 года и были приурочены к выходу скандального фильма «Невинность мусульман». За шесть лет до этого Charlie Hebdo опубликовал «Манифест двенадцати» — против исламизма, который в редакции журнала назвали «новой мировой угрозой для демократии».
Более того, в 2005 году уже разгорался крупный скандал, связанный с карикатурами на пророка Мухаммеда. Отличилась датская газете Jyllands-Posten. В результате перессорились практически все страны Европы и мусульманского Востока, а внутри европейских государств произошел политический конфликт.
После всех парижских событий остается много вопросов. Существует ли граница дозволенного в искусстве? Насколько в России актуальна подобная проблема с исламом? Как реагировать на оскорбления, чтобы не провоцировать межконфессиональную напряженность? И были ли это вообще борьба за свободу слова? На некоторые из них удалось ответить гостям ЕТВ. Так, карикатурист Максим Смагин считает, что только творец может цензурировать себя.
«Каждый художник сам для себя определяет границы дозволенного. Это круг тем, которые он способен обрисовать, обдумать и представить свой взгляд. Есть какие-то темы, которые выходят за рамки понимания и, наверное, не нужно касаться этих тем. Есть художники, которые преднамеренно расширяют круг этих тем, намеренно провоцируя читателя. На заре туманной юности, например, в моих рисунках присутствовал Иисус Христос. Я как православный могу иметь какое-то суждение на эту тему. Но постепенно я понял, что можно обойтись и без этого персонажа, чтобы раскрыть идею»

— Максим Смагин

undefined

Карикатура Максима Смагина
В России проблема исламизации не стоит так остро, как во Франции, куда идет мощный поток мигрантов из северной части Африки, считает политолог Федор Крашенинников. Так что «пулеметный порядок» на религиозной почве у нас вряд ли возможен. Хотя здесь могут убить даже за прическу. «Зачем запрещать публиковать карикатуры? Почему Роскомнадзор предупреждает отечественные издания о недопустимости их появления?» — удивляется он. И тут же отвечает: в нашей стране правила меняются по ходу игры.
«Если бы я был редактором какого-нибудь левацкого журнала, как тот еженедельник Charlie —, а он провокационный и экстремистский,  — наверное, я бы без угрызения совести публиковал подобные карикатуры. Вообще это зависит от миссии в жизни. Если люди ставят своей целью оскорблять общественный вкус и делают это на протяжении нескольких десятилетний, довольно странно ожидать от них чего-либо другого. Но Россия — это совершенно другое дело. Каждый день узнаем о новых запретных темах. Прописных правил нет, они меняются постоянно»

— Федор Крашенинников

Действительно, западные карикатуристы совсем не заботятся о чувствах своих читателей, десятилетиями расшатывая рамки дозволенного. И глум над домашними животными — еще не самое страшное.
undefined

Надпись на обложке гласит: «Если вы не купите этот журнал, мы убьем эту собаку»
Политолог подчеркивает, что у нас есть негласное табу на шутки о власти. Показательна тут тематика юмористических телевизионных шоу, где принято шутить над США и Украиной, отмечает Крашенинников. Зато хлестко поддевают российского президента западные журналы.
undefined

Журналисты Time связали российского лидера с падением малазийского «Боинга» на Украине
На обидные шутки не принято отвечать автоматной очередью. По крайней мере, в рамках европейской цивилизации. Решать вопросы возможно в правовом поле, например. Взять бытовой пример: известный публичный человек регулярно открывает газету, где про него по каким-то причинам пишут плохо. Казалось бы — не читай это, но, видимо, какое-то дурманящее зелье подмешано в здравый смысл людей. В крайнем случае можно в суде доказать свою правоту. Или не доказать, но тогда обижаться совсем глупо.
Теракт во Франции дал возможность поговорить о российской карикатуре, переживающей не самые лучшие времена. Участники дискуссии с ностальгией вспомнили советский сатирический журнал «Крокодил», который просуществовал с некоторыми перерывами до 2008 года и закрылся из-за недостаточного финансирования. Как рассказал последний главред журнала Сергей Мостовщиков, карикатуре в наше время сложно выжить.
«Раньше в карикатуре все было ясно: предсказуемое добро борется с предсказуемым злом. Сейчас получается, что зло борется с еще большим злом. И все, что касается ситуации в стране, сложно выразить карикатурой. Нужно искать какие-то другие формы. К примеру, красный квадрат и зеленый треугольник»

— Сергей Мостовщиков

Надо сказать, что в «Крокодиле» в свое время довольно жестко обсмеивали партийную верхушку — и это в Советском союзе, тоталитарном по самое не могу. Сегодня страшно вспоминать о такой вольности: руки карикатуристов связаны различными запретительными мерами и законами. Такими, например, как законы об оскорблении чувств верующих и клевете. Тем не менее, говорить, что жанр в России умер, нельзя. На ум сразу приходит журнал «Красная Бурда», живучесть которого действительно поражает.
«Причина того, что повсеместно позакрывались сатирические издания, сугубо экономическая — не политическая. И выпуск Красной Бурды“ на протяжении 25 лет — это не только творческий, но и экономический подвиг. Не исписаться за четверть века! За хорошую карикатуру, нарисованную с душой и талантом, принято прилично платить»

— Лев Кощеев, главный редактор медиахолдинга Уральский рабочий“

Наверняка выводы о теракте в Париже сделают и российские власти. Хорошо, если они окажутся верными. Иначе в ближайшее время останется ждать очередной затяжки гаек в надзоре за СМИ, с волной показательных репрессий в отрасли, которые, к сожалению, стали характерной чертой современной российской журналистики. Возможно, публикация провокационных картинок, особенно в свете событий в Париже — как раз тот случай, когда введение жесткой цензуры полностью оправдывается намерением снизить накал в отношениях представителей разных конфессий. Но в историческом масштабе этот шаг приблизит нас к мрачному предсказанию, которое коллектив Lenta.ru сделал во время смены главного редактора: вам, похоже, скоро станет нечего читать.
Смотрите программу «Сумма мнений» по теме:

Комментарии
Мини-Мы. Как защититься от агрессии особых детей
Городские истории
Мини-Мы. Как защититься от агрессии особых детей
Подросток с психическими отклонениями калечит собственную мать, кто виноват — врачи, сами родители или диагноз? Кто отвечает за поведение особых детей в обществе, разбирался ЕТВ.
ЗЖЛ. Филиппинский Ройзман и убийственный миф о нарковойнах Манилы
События
ЗЖЛ. Филиппинский Ройзман и убийственный миф о нарковойнах Манилы
Эскадроны смерти и тысячи убитых — вот что пишут о ситуации в Маниле крупные международные издания. Где кончается правда и начинается зловещая городская легенда? Рассказывает корреспондент ЕТВ в сериале «Записки Жени Лобанова».
Площадь эволюции. Типовые сталинки типичного Свердловска
Городские истории
Площадь эволюции. Типовые сталинки типичного Свердловска
Типовые сталинки, притаившиеся за Управлением дороги, — кусочек тихого центра, хранящего историю Свердловска. Когда-то здесь разводили кур и кроликов прямо в квартирах, нынешние жильцы готовятся к борьбе за существование своих домов.
Черви козыри. Как уральцы попали на фейкбук
События
Черви козыри. Как уральцы попали на фейкбук
Друг отметил вас на видео? Возможно, это не долгожданное признание, а симптом вирусной эпидемии, которая разразилась в популярной соцсети. Уральские гении IT рассказывают, как избавиться от заразы и не лишиться кредитки.
ЗЖЛ. Манила — надежда веселых трущоб
События
ЗЖЛ. Манила — надежда веселых трущоб
Это очень необычный город — бедный, но щедрый, жестокий, но веселый. Чтобы понять Манилу, надо в ней жить. В сериале «Записки Жени Лобанова» корреспондент ЕТВ рассказывает, как столица Филиппин ломает шаблоны и вправляет мозги.
Афиша не для всех: встречаем Рождество и смотрим фильмы
Развлечения
Афиша не для всех: встречаем Рождество и смотрим фильмы
Пришла та часть новогодних каникул, когда пора выбираться из дома и развлекаться с друзьями. Что делать и куда пойти, традиционно рассказывает наша Афиша.
Собирать камни. 66 событий Екатеринбурга прошлого и будущего
События
Собирать камни. 66 событий Екатеринбурга прошлого и будущего
Самое важное, что произошло в уходящем 2016 году и ожидается в 2017, открыли эксперты ЕТВ в области городской среды и культуры, экономики и политики, права и кое-чего еще.
ЗЖЛ. Куала-Лумпур — упорядоченный хаос на восточном перекрестке
События
ЗЖЛ. Куала-Лумпур — упорядоченный хаос на восточном перекрестке
Столица Малайзии уютно устроилась на стыке стран, культур, религий и технологий. Все чудеса этого удивительного города своими глазами видел корреспондент ЕТВ, который рассказал обо всем в сериале «Записки Жени Лобанова».
Какая Разьница? Кто выведет «Автомобилист» в плей-офф
События
Какая Разьница? Кто выведет «Автомобилист» в плей-офф
Екатеринбургский хоккейный клуб завершил календарный год принципиальной победой над «Адмиралом» со счетом 3:1. Три четверти пути в регулярном чемпионате КХЛ позади. Самое время понять, за счет чего уральцы смогут попасть в плей-офф.