Микио Ватанабе: «Люди — единый организм, почему он воюет сам с собой?»

11:30, 18 Август 2015
img_9265111.jpg
Екатеринбургский музей ИЗО

Микио Ватанабе. Француз из Японии, художник меццо-тинто

Фото: Мария Захарова
Гражданин двух стран, мастер редкого стиля меццо-тинто приехал в Екатеринбург впервые. Микио Ватанабе рассказал ЕТВ, как жить и творить во времена, когда обидеть художника может каждый.
Третий международный фестиваль меццо-тинто открылся в Екатеринбурге на днях: художники стиля, считающегося в мире искусства элитным, продемонстрировали уральской публике не только свои работы, но и процесс их создания: сначала зернение металлической доски (нанесение неровностей для того, чтобы доска приобрела специфическую шероховатость), а затем пропуск гравюры под прессом — так рисунок переносится на бумагу.
Процесс занятный и интересный, но очень сложный. В этом нас убеждает Микио Ватанабе — мастер меццо-тинто, представляющий Японию и Францию.
img_9270.JPG
Микио Ватанабе и его картины

Ватанабе родился в Японии, но в молодости переехал во Францию, где и познакомился с техникой меццо-тинто. В этом стиле японец работает 20 лет и за это время прошел долгий путь от серых обнаженных тел, до полупрозрачных бабочек.

Микио Ватанабе стал одним из первых мастеров меццо-тинто во Франции. Японец признается, что для творческого процесса ему нужно совсем немного: только ночь, природа и одиночество. Что в голове у художника, о чем его картины, почему кровь востока перелилась в сердце Европы и каково творить, зная, что на искусстве толком и заработать-то нельзя — Ватанабе рассказал в интервью ЕТВ.

С Микио мы встречаемся за несколько часов до печатного марафона в стенах музея ИЗО. Спокойный и рассудительный, он общается со мной через переводчика. О Ватанабе я знаю лишь то, что он 20 лет работает в жанре меццо-тинто, выставляется в галереях Японии, Франции,  США, Канады и других стран, а его работы входят в собрания музеев мира, от США до Малайзии — так много и мало одновременно.
img_9260.JPG
Японец встречает меня в окружении своих картин

Ватанабе говорит тихо, компенсируя свою скромность и умиротворенность активной жестикуляцией

«В России я до этого был лишь один раз — проездом 38 лет назад. Тогда мы, туристы, отправились в путешествие и, чтобы растянуть его подольше, проложили его маршрут через Владивосток, Хабаровск и Москву. Тогда я очень удивился, встретив в поезде проводника-японца. Он остался в Советском Союзе после войны, выучил язык, женился на русской женщине и больше не возвращался на родину. Он очень долго расспрашивал меня о Японии. Я рассказывал. Он слушал внимательно. Тогда у меня в чемодане было немного сувениров, часть их я оставил ему. Видели бы вы, как он расплакался… А я был очень впечатлен…»

«А уже в Москве я увидел группу молодых художников. Они рисовали на планерах, и их кисти,  бумага были такого низкого качества! Мое второе сильное впечатление — это тяга к искусству этих людей. Ведь это великая вещь — делать искусство, когда под рукой у тебя такие инструменты. Я и сам, когда начинал, перепробовал многое, прежде чем пришел в меццо-тинто. Этот вид показался мне очень сложным и интересным — одну гравюру, если она большая, можно готовить несколько дней. Да и к тому же 20 лет назад меццо-тинто никто почти не занимался, на этом можно было заработать».
img_9247.JPG
Микио Ватанабе:

«Я покинул Японию в том числе и потому, что художникам там невозможно заработать. Во Франции картинами можно торговать как фруктами, но и стоят они меньше»

«Цвет России изменился с годами. Она стала больше походить на Европу. Это бросается сразу, как только ты сходишь с трапа самолета: на каждом шагу — „Макдональдсы“ и Старбаксы“».

Мы говорим с Ватанабе через переводчика. На каждый мой вопрос японец активно жестикулирует и много-много говорит. С каждым его ответом я жалею все больше, что не знаю языка. Тем временем к нам подходят посетители выставки, тихонечко встают рядом, чтобы послушать, что говорит мастер.

Свой путь в меццо-тинто я начал с ню. Я решил, что для таких картин прежде всего идеально подходит гамма черного и белого. Я старался рисовать только тела, показывая не их красоту, а совершенное соотношение с природой. Ведь человек — это часть природы. Первое время во Франции мне было непривычно, что люди подстригают газоны, придавая деревьям форму. У меня создалось впечатление, что люди хотят подчинить себе живое и им управлять. А это неправильно“.
img_9276.JPG
Микио Ватанабе:

«Я не рисую лица. Ведь если взяться за это, то нужно отвечать на вопросы: каким оно будет? А какие будут эмоции? И тогда красота и ествественность человеческого тела отойдут на второй план».

«В моей родной стране прожить, продавая картины, невозможно. В Японии художников воспринимают только как творцов, а не как людей, способных сделать искусство бизнесом. Во Франции все иначе: здесь больше художников, а картинами торгуют как фруктами. Но в тоже время картина, написанная маслом, будет стоить дорого. И такая она будет одна. А в меццо-тинто с помощью рисунка на одной пластине можно сделать десятки копий. И стоить они будут недорого. Я всегда делаю картины, чтобы они радовали людей. Вот так десять дешевых картин смогут сделать счастливыми десять человек».
img_9263.JPG
Микио Ватанабе:

«Однажды я спас ящерицу. Она открыла глаза, и началась война»

«Живя во Франции, я разрываюсь между ней и Японией. Я внимательно слежу за тем, что происходит на моей родине. Сейчас власти нашей страны собрались переписывать конституцию. Они желают, чтобы маленькая армия Японии стала большой. Как простой человек я против: почему должны ругаться власти, а на войне умирать простые люди? Я и мои друзья выступали на митингах, мы ходили на демонстрации. 

Однажды много лет назад я спас ящерицу. Ее покусала кошка, я забрал ящерку с собой, выходил ее и лечил. А когда она открыла глаза, мир узнал, что в Ираке началась война. В тот же день я написал картину Война и мир“. Вот она».
img_9271.JPG
«Война и мир»
«Я не понимаю, почему мы решаем проблемы на войне. Если люди идут на боевые действия, чтобы решить свои вопросы, не значит ли это, что они ужасно глупы? Я не понимаю, почему до сих пор спорят Россия и Украина».
img_9280.JPG
«Лук»

Эту картину, признается Ватанабе, он нарисовал, когда увидел на кухне лук: «Он был настолько необычный и настолько естественный, что я тут же сел и начал писать».

«Своими работами я хочу сказать, что люди все одинаковые. И то, что одна сторона пытается бороться с другой, — это неорганично и глупо. Странно, почему так происходит? Ведь мы же одно целое. 

Художники и музыканты — люди другого мира, они несут в общество свет и добро. Посмотрите: на заводах и в больницах стены серые, но если развесить там картины, то настроение будет меняться. Поэтому для меня важно не заработать денег, а поменять настроение людям. Сделать счастливыми хотя бы несколько человек».
Комментарии
Game over. Четыре причины провала «Автомобилиста»
События
Game over. Четыре причины провала «Автомобилиста»
Уральская хоккейная команда так и не смогла попасть в плей-офф, несмотря на предоставленные ей возможности. Спортивный аналитик ЕТВ Григорий Скляров нашел корни зла, погубившие будущее клуба.
Миллионы роз и западная угроза. В Кольцово готовятся к 8 Марта
Развлечения
Миллионы роз и западная угроза. В Кольцово готовятся к 8 Марта
К Международному женскому дню цветы подвозят самолетами, а само количество букетов и прибыль с них считают миллионами. Розы из Кении, тюльпаны из Голландии и паразиты из США — в предпраздничном репортаже ЕТВ.
ЗЖЛ. Вьетнамский урбан-трип: рынок под красным флагом
Городские истории
ЗЖЛ. Вьетнамский урбан-трип: рынок под красным флагом
Как живет сегодня обожженная американским напалмом страна, своими глазами увидел корреспондент ЕТВ. О трудолюбивом народе, глядящем вперед, в сериале «Записки Жени Лобанова».
Жрецы свердловского общепита
Городские истории
Жрецы свердловского общепита
Пушкин или Лермонтов? «Битлы» или «Роллинги»? Месси или Роналду? У жителей Свердловска был свой неразрешимый вопрос: пельменная на Горького или Пушкина? ЕТВ предлагает ностальгию по советскому общепиту в воспоминаниях гурманов-очевидцев.
Профи? Тролль! Поэтесса Аксенова постигает pole dance
Лаборатроллия
Профи? Тролль! Поэтесса Аксенова постигает pole dance
В честь праздника наших мужчин мы публикуем спецвыпуск проекта «Профи? Тролль!», где главный герой — уральская поэтесса Александра Аксенова — меняет рифму на грацию кошки.
Свердчеловек. Как я достаю людей с того света
Городские истории
Свердчеловек. Как я достаю людей с того света
История Игоря Листова — роман с пылающими страницами. Влюбленный в работу, он 15 лет проводил в разъездах, спасая жизни больших и маленьких людей. Игорь Листов — анестезиолог-реаниматолог, отдавший большую часть карьеры медицине катастроф.
Уральский звездовоз
Городские истории
Уральский звездовоз
Стиранные полотенца, жрицы любви и билеты на самолет для арфы: ЕТВ узнал все о причудах артистов, которые приезжают с концертами в Екатеринбург.
ЗЖЛ. Чайные потомки опиумных королей
События
ЗЖЛ. Чайные потомки опиумных королей
Когда-то деревня Месалонг была пристанищем китайцев-антикоммунистов, потом — крупнейшим наркоцентром Таиланда. Но теперь маки сменились чайными кустами. О мирном теперь царстве улуна — в сериале «Записки Жени Лобанова».
Полезняк на ЕТВ. Разбираемся в колебаниях валют и множим прибыль
Полезняк
Полезняк на ЕТВ. Разбираемся в колебаниях валют и множим прибыль
В середине февраля курсы валют опустились ниже отметки в 60 рублей, чего не случалось с июня 2015 года. Многие уральцы в панике бросились скупать доллары и евро. Насколько это оправдано и как уберечь свои накопления — читайте в полезняке.