Михаил Швыдкой, экс-министр культуры РФ: «Многим СМИ цензура пошла бы

16:00, 25 Февраль 2015
shvyd.jpg
Сегодня председатель Комитета индустриальных телевизионных премий, который организует премию ТЭФИ, бывший министр культуры РФ Михаил Швыдкой прочел студентам УрФУ лекцию о влиянии телевидения на общество, а также о цензуре и закостенелости
Университетский пресс-центр был забит под завязку. Помимо студентов и преподавателей, на выступление Швыдкого пришли первый проректор УрФУ Дмитрий Бугров и декан факультета журналистики Борис Лозовский. Речь экс-главы Минфина заняла около часа, а потом он ответил на несколько вопросов из зала. Самые интересные высказывания Швыдкого — в материале Ekburg.TV.
О роли телевидения
Некоторые телевизионщики ошибочно полагают, что определяют реальное течение жизни. Но это не так. Вера в технологии, вера в то, что при помощи телевидения можно сделать все, что угодно,  — кого угодно выбрать, придумать реальность, которая станет интереснее, чем настоящая жизнь — это опасная иллюзия. Так же, как и в социологии есть иллюзия опросов, которая уводит от понимания реальности. Мы же прекрасно знаем, что в любом вопросе заложен ответ: если мы хотим получить ответ, мы проводим один опрос, если противоположный, то другой, изменив формулировку.
Гете говорил, что искусство — это прихлебатель жизни. Он был настойчив в этом. Я вам скажу больше: и телевидение — это прихлебатель жизни. Не телевидение формирует повестку дня: оно в той или иной мере отражает ее, но не формирует.
О реальном и виртуальном
Ключевский как-то написал  (и я все еще нахожусь под впечатлением): «Искусство любят люди, которым не удалась жизнь». Если вы возьмете Розанова, то он писал: «В России всегда была великая литература и скверная жизнь». Я за то, чтобы жизнь была великой, а литература отступила на второй план. Раньше людям интереснее было читать, чем жить; сейчас — смотреть телевизор. Это одна из самых трагических составляющих русской истории. Тем не менее, в соревновании с жизнью литература, виртуальная реальность уходят на второй план. Например, как это произошло в конце 80-х, когда жизнь очень властно заявила о своих правах.

Об экономике впечатлений
Мне думается, что сегодня главная проблема — это принятие простых решений при сложных вызовах. Можно говорить об обычной простоте, а можно говорить о той простоте, которая хуже воровства. Ребята, которые пытаются принимать решения по очень сложным вопросам, пользуются только двумя информационными линиями. А так нельзя. В связи с этим я часто вспоминаю роман Томаса Манна «Иосиф и его братья». Там Иосиф, когда объясняет жене Потифара, почему не может стать ее любовником, приводит 10 причин. Думаю, что Стефан Цвейг предложил бы семь, Ремарк — пять, сегодня приводят одну. Мы сталкиваемся с таким количеством причинно-следственных связей, которые не укладываются в простые и изящные решения.
Вообще — это проблема политтехнологов. Они думают, что надо придумать слоган, создать бренд, нарисовать лого, и компания взлетит. Мы живем в потребительском обществе, и сегодня люди хотят купить эмоцию, историю. У нас искусственно вызывают ощущение жизни — это экономика впечатлений и бизнес, в конце концов. Сегодня человека сложно впечатлить человека смертью. Для нас убийства на Донбассе становятся статистикой. Послушали утром новости, посмотрели вечером телевизор под пиво, перевернули страницу.
О великой России
Общество разделено на два лагеря: одни говорят, что все хорошо, все развивается, другие указывают на повышение цен, утверждают противоположное. На самом деле истина где-то посередине, нужно посмотреть на все открытыми глазами. Хочу сказать про величие. Нам надо гордиться нашей великой культурой, литературой. Не надо рвать рубаху, доказывая какие мы. Свое величие мы заслуживаем своей историей. У Воннегута есть замечательное высказывание: «Герой напоказ не убивает львов и не участвует в сафари. Он сидит в центре зала, пьет тихо виски, но все знают, что он герой». Поэтому нам необходимо заканчивать истерики. Как писал Шопенгауэр, просто так гордиться своей национальностью — это то же самое, что гордиться тем, что ты родился во вторник.
О цензуре
Я с 1967 года работал на радио. Чем отличались тогдашние СМИ от сегодняшних? Когда я делал первую свою программу, в рубке сидело пять человек: ведущие, режиссер, цензор. Все было очень серьезно, и мы часовую программу писали 6,5 часов. Когда я уходил, мы часовую программу писали за 52 минуты, потому что 8 минут была реклама. Раньше было две программы радио, две программы телевидения, и контроль был жесткий. Тем не менее, я плакал, когда отменили цензуру. У нас был очаровательный цензор, который занимался проверкой наших глупостей. То есть, он проверял все ошибки. В общем, институция была неплохая. В России в цензуре работали образованные люди, и это не считалось зазорным.
Я всегда говорил, что в Советском Союзе был самый читающий между строк народ. Поэтому цензура читала все ассоциации, аллюзии, но они были полезным институтом. Сейчас в СМИ такое количество ошибок, что она не помешала бы.

Комментарии
Афиша не для всех: ловим нежность от Ассаи и ищем неслучайные связи
Развлечения
Афиша не для всех: ловим нежность от Ассаи и ищем неслучайные связи
Рэпер Ассаи дает концерт уже в эти выходные, в уральском филиале ГЦСИ появляются «Неслучайные связи», а в «Салют» едут Сергей Летов и Олег Шарр. Но и помимо этого в нашей еженедельной афише есть мероприятия.
DAGAMBA
Владимир Гурфинкель: «Конституция — как фильм «Кубанские казаки»
Городские истории
Владимир Гурфинкель: «Конституция — как фильм «Кубанские казаки»
В Музее Ельцина громкая премьера: 12 декабря пермский Театр-Театр представит постановку #конституциярф. О творческом переосмыслении главного закона страны рассказал режиссер Владимир Гурфинкель.
Проверки на дорогах / Прочь с пути / Онкологи на доверии / Старики / В законе / Аксёнова
9 удивительных фактов о шоу «Уральские пельмени»
События
9 удивительных фактов о шоу «Уральские пельмени»
Раскрываем секреты самого уральского юмористического шоу России.
Леонид Юзефович: «Маятник качается внутри нашего общества»
События
Леонид Юзефович: «Маятник качается внутри нашего общества»
Писатель, который получил премию «Большая книга» — о неуверенном в себе герое «Зимней дороги», разрушительном маятнике российского общественного мнения и роли Екатеринбурга в жизни страны и его собственной судьбе.
Дмитрий Астрахан: «Ради сохранения семьи можно и бордель открыть»
События
Дмитрий Астрахан: «Ради сохранения семьи можно и бордель открыть»
Герои фильма «Любовь без правил» не стесняются в средствах для достижения благой цели. О своей новой картине известный российский режиссер рассказал ЕТВ.
Уральский спасатель: «Работаем на остатках энтузиазма»
Городские истории
Уральский спасатель: «Работаем на остатках энтузиазма»
Сотрудники МЧС каждый день выручают других из беды, а между тем сами находятся в ситуации постоянного стресса. Мизерная зарплата, нехватка оборудования и другие причины, которые привели спасателя из Екатеринбурга к самоубийству.
От обороны — в нападение. Кто спасет «Урал»?
События
От обороны — в нападение. Кто спасет «Урал»?
Свердловский клуб лихорадит. На зимние каникулы клуб ушел, занимая «скользкую» 13 позицию, пережив подозрения в «договорняке» с «Тереком», смену тренера, невзрачную игру «звезды» Павлюченко. Подводим итоги первой части сезона.
Афиша не для всех: пробуем кино и пляшем под «Сансару»
Развлечения
Афиша не для всех: пробуем кино и пляшем под «Сансару»
Очередная афиша переполнена фильмами и музыкой, так что устраивайтесь поудобнее, берите календарь и начинайте планировать увлекательные выходные.
Площадь эволюции. Первая «сталинка» Свердловска
Городские истории
Площадь эволюции. Первая «сталинка» Свердловска
Квартиры на 2,5 комнаты, потолки высотой в 3,4 метра, встроенная баня и подвалы для дров, вид на ипподром и стена-холодильник: Дом Энергетиков на улице Московской послужил городу мостом для перехода от конструктивизма к классицизму.