Лого города Е: между малахитовым медведем и пермскими ужасами

22:32, 18 Сентябрь 2014
lebedev2.jpg
Екатеринбург возмущен пришествием очередных «варягов»: на сей раз дизайнера Артемия Лебедева, который вроде бы согласен разрабатывать для города логотип и в целом участвовать в брендировании уральского мегаполиса. Екатеринбургское дизайнерс
Этим летом Лебедев приезжал в Екатеринбург, где встретился с мэром Евгением Ройзманом. В итоге дизайнер предложил мэрии поработать над логотипом уральской столицы и брендом города в целом. Почему-то только спустя два месяца на это отреагировали представители шести дизайнерских компаний Екатеринбурга. Они разродились странным и довольно пафосным открытым письмом, в котором назвали предложение Лебедева «трескучим пиаром» и припомнили ему его работу с властями Перми. Для соседнего города, напомню, студия Лебедева придумала красную букву П в качестве логотипа и занималась оформлением остановок общественного транспорта.
В эфире ЕТВ представители екатеринбургских дизайнерских студий более подробно пояснили, что именно возмущает их в пока чисто теоретической возможности того, что Лебедев будет заниматься созданием бренда Екатеринбурга. По словам креативного директора РА «Свои люди» Андрея Меньшикова, беда в том, что екатеринбуржцев никто не спрашивает о том, каким они хотят видеть логотип Екатеринбурга. «Меня не спросили, что-то навязали, мне это не нравится»,  — предположил в эфире программы «Сумма мнений» Меньшиков возможный ход мысли недовольного екатеринбуржца.
Коллега Меньшикова, арт-директор другой студии Андрей Колоколов уверен в том, что любой навязанный сверху логотип горожанам не понравится — даже если он будет «самым шикарным». В целом дизайнеры уверены, что логотипом и — шире — брендированием города не должен и не может заниматься человек со стороны, который не погружен в местную среду и культурный и прочий контекст Екатеринбурга. Кроме того, местные эксперты в области дизайна и брендирования предлагают обратиться за советом к жителям Екатеринбурга. Они уверены, что такие вопросы нельзя решать без учета мнения горожан. Съемочная группа ЕТВ сделала уличный опрос, в котором прохожие поделились своим мнением насчет того, что могло бы стать символом Екатеринбурга. Ответы впечатляют: медведь, «что-то, связанное с камнем», малахит, лось (! ) и почему-то дракон. Один из участников опроса и вовсе предложил в качестве «бренда» пробку, грязь и «чтобы кто-то это все выметал».
Подозреваю, конечно, что выборка ЕТВ не совсем репрезентативна, но думаю, что далеко не все могут предложить в качестве бренда Екатеринбурга что-то кроме лубка с медведем. Скорее всего, при слове «Урал» и «Екатеринбург» большинство неместных вспомнит в лучшем случае историю с убийством царской семьи (за которую почему-то до сих пор людям предлагают покаяться). В худшем — все того же мишку, который наверняка в глухой уральской деревне под названием Свердловск по улицам ходит. Ну, может хозяйку Медной горы еще. Откуда у екатеринбургских неравнодушных дизайнеров такое стремление непременно учитывать мнение горожан? Первая мысль, которая возникает, глядя на это: люди злятся, что дизайнеру со стороны готовы заплатить миллионы за логотип, а им никто этого не предлагает. Впрочем, здравое зерно в их рассуждениях тоже есть.

«Бренд города не разрабатывают дизайнеры. Нужна платформа, на основе которой будет создаваться бренд. Студия Лебедева — это не брендинговая компания, это чисто графика и визуализация»

— Андрей Меньшиков

В обсуждении сотрудничества с Лебедевым неизбежно всплывают тема Перми и попытки сделать там около четырех лет назад «культурную революцию». Тогда на всю страну стали известны красные человечки, выставки галериста Гельмана и огромная красная буква П, которую как раз и придумал Лебедев.
В действительности роль Лебедева в тех событиях была минимальной, рассказал мне причастный к новациям в городе П москвич Иван Давыдов (вместе с пермяками он делал в городе неплохой журнал «Соль», который, увы, закончился с закрытием проекта революции). Студия Лебедева разработала для Перми только логотип и дизайн остановок. Плюс сам Лебедев некоторое время работал директором пермского Центра развития дизайна. С этим у него ничего не получилось.
«Чиркунов (в то время губернатор Пермского края — прим. ЕТВ) как-то спросил, почему Лебедев на этом посту ничего не делает, и заменил его каким-то пермяком»,  — говорит Давыдов.
Центр, к слову, заглох едва ли не раньше всех остальных проектов культурной революции — виноват ли в том Лебедев или «какой-то пермяк», сейчас уже не очень понятно.
Буква П, впрочем, стала вполне удачным решением, и, как бы ни ругали ее пермяки, все-таки прижилась. Привыкли и к уличным скульптурам и даже, наверное, полюбили их. А ведь все это было «насажено сверху». И, при всем уважении и даже некоторой любви к пермякам, я не думаю, что если бы их спросили о том, какие арт-объекты надо ставить на улицах города, они бы предложили что-то разумнее опостылевшего этого медведя. Вы видели когда-нибудь новогодний ледовый городок на главной площади Перми? Там этих зверей с балалайками и чуть ли не в ушанках и ватниках — каждая третья скульптура.
Но вернемся к екатеринбургской истории. Дизайнеры, выступавшие в эфире ЕТВ, в один момент начали путаться в показаниях. То они предлагали как можно активнее привлекать горожан к вопросу брендирования города, то вдруг начали рассуждать о том, что, вообще-то, такими вопросами должны решать власти Екатеринбурга. Или хотя бы проявлять инициативу в этом.
Так вот они и проявляют — устраивают встречу мэра Ройзмана с дизайнером Лебедевым. Но нет, екатеринбуржцы недовольны. И, возможно, не будут довольны никогда. В таких вопросах нереально сложно прийти к компромиссу. Приглашаете дизайнера со стороны? «Как можно, он же не наш, ничего о нас не знает. Вы нас просто не представляете». Устраиваете конкурс среди талантливых самородков-дизайнеров из числа горожан? «Ну они же непрофессионалы, нельзя доверить им облик нашего города!» Приглашаете местных дизайнеров? «Провинция и село какое-то, чё, денег на нормальных специалистов нет»? К тому же, люди боятся нового и не одобряют его. Да и нужен ли им вообще какой-то логотип? Если дойдет до дела, я уверена, раздадутся голоса «да вы лучше детский сад постройте, чем тратьте деньги на картинки».
У меня, кстати, тоже вопрос. А зачем вообще Екатеринбургу логотип? Он будет делать с ним что? Та же Пермь пыталась комплексно продвигаться — в качестве культурной столицы. У Екатеринбурга же, кажется, никаких идей по поводу общего позиционирования как не было, так и нет. Возможно, стоит все-таки (если уж так хочется не отставать от соседа и извечного соперника Перми) подойти к вопросу более серьезно. А не просто приглашать в гости известного дизайнера, чтобы потом в СМИ вышли симпатичные фотографии Темы и мэра в синей олимпийке.

PS: Еще одну ремарку на тему «Тема против дизайнеров» опубликовал у себя на Facebook уральский политолог Александр Белоусов.

Смотрите «Сумму мнений» по теме на ЕТВ

Комментарии
Боевые духи. Уральские новобранцы единоборств
События
Боевые духи. Уральские новобранцы единоборств
Закрытая клетка, гул толпы и незнакомый противник: сотни простых уральских парней рвутся на турниры, где не заработают ни копейки. Феномен свердловской суровости раскрыл ЕТВ организатор любительских и профессиональных схваток.
Людмила Улицкая в прямом эфире
Вот это новость! Главные события Екатеринбурга в одной картинке
Город
Вот это новость! Главные события Екатеринбурга в одной картинке
Еженедельный дайджест новостей уральской столицы, который можно читать, а можно смотреть.
Музыка на ЕТВ
АЙФО
АЙФО
От Светланы Зенковой
Лаборатроллия на ЕТВ: «грибок» толпы
Лаборатроллия
Лаборатроллия на ЕТВ: «грибок» толпы
Творческий десант ЕТВ, не жалея сил и нервов, меняет махровую эстраду на экспириенс в царстве «Грибов».
Свердчеловек.  Как я приукрашиваю смерть
Городские истории
Свердчеловек.  Как я приукрашиваю смерть
Портфолио нашей героини отважится смотреть не каждый, да и приносит его девушка в исключительных случаях. Сегодня наш «Свердчеловек» — танатопрактик или по-простому гример покойников.
Ищем смысл в чистом поле за Кольцово
События
Ищем смысл в чистом поле за Кольцово
Архитектор столичного «Винзавода» Ярослав Ковальчук — о новой парадигме городского планирования, которую он вместе со студентами Школы главного архитектора опробует на микрорайоне «Новокольцовский».
Провальный дауншифтинг. Юрий Немытых — падающая звезда Екатеринбурга
Городские истории
Провальный дауншифтинг. Юрий Немытых — падающая звезда Екатеринбурга
Один из самых блестящих экономических журналистов Екатеринбурга вернулся в город после нескольких лет в Таиланде, где он бомжевал и сидел в тюрьме. ЕТВ рассказывает удивительную историю о том, как неукрощенные страсти погубили талант.
Площадь эволюции, бонус. Мастерские свердловских художников
Городские истории
Площадь эволюции, бонус. Мастерские свердловских художников
Самый большой жилой дом послевоенного Свердловска стал промежуточным звеном между сталинками и хрущевками. Об особенном фонтане, подземных тоннелях и студиях архитекторов — в последней серии «Площади эволюции».
Вот это новость! Пять событий Урала за неделю в одной картинке
Город
Вот это новость! Пять событий Урала за неделю в одной картинке
ЕТВ запускает новую рубрику: если вы не особо следили за новостной повесткой Екатеринбурга, но хотите все знать, специально для вас мы подготовили дайджест главных событий прошедшей пятидневки. В одном коллаже.
Сорваться с цепи. О домашнем насилии с хеппи эндом
Городские истории
Сорваться с цепи. О домашнем насилии с хеппи эндом
Число пострадавших от рукоприкладства близких в Екатеринбурге выросло вдвое, заявляет мэр Евгений Ройзман. Вырваться из домашнего ада удается единицам, и все же они существуют. И расскажут сегодня свои истории.